Дело № 2-2546/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ульяновск 15 августа 2017 г.
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Родионовой В.П.,
при секретаре Петровой Е.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министесртва развития конкуренции и экономики Ульяновской области к Акимовой Е.А. о взыскании денежных средств, процентов
У С Т А Н О В И Л :
истец обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Акимова Е.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 19 марта 2015 года. В соответствии с договором от 16.11.2011 года № о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидии ( гранта) договор между Министерством экономики Ульяновской области и Индивидуальным предпринимателем Акимовой Е.А. были перечислены бюджетные средства в форме субсидии в сумме 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек в целях возмещения затрат на финансирование проекта «Организация автомобильного ателье».
Согласно пункту 3.1.1. Договора Министерство обязуется предоставить Организации (ИП) бюджетные средства в форме субсидии в сумме 300 000 руб. на осуществление Организацией (ИП) расходов по приобретению основных средств (оборудования), предусмотренных бизнес-планом. Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства путём прямого безналичного перечисления на банковский счёт Ответчика (платёжным поручением № от 17.11.2011). в соответствии с подпунктом 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Договора, Организация (ИП) обязуется в срок с 01 ноября 2011 года по 01 ноября 2014 года обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации проекта, осуществить финансирование проекта за счёт собственных средств. Согласно условиям бизнес-плана Ответчика: - финансовый прогноз обоснования проекта, составляет 36 месяцев. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации, общей суммы налоговых платежей (УСНО+НДФЛ) на июнь 2014 года должно было поступить в размере - 305 216 руб., что соответствует сумме полученной субсидии; - предусмотрено создание 4 рабочих мест. Документы, подтверждающие трудоустройство работников не представлялись, отчислений в бюджетную систему Российской Федерации, внебюджетные фонды не производилось. Таким образом, условия предоставления субсидии не исполнены в полном объеме. Согласно п.п. 2 п. 5.2. р.5 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009 г. № 120-П оптимальным социальным и экономическим результатом реализации Проекта, в том числе, является возврат суммы полученной субсидии в бюджетную систему Российской Федерации в форме налоговых платежей. Учитывая изложенное, из буквального толкования следует, что уплата налоговых платежей наряду с реализацией бизнес-плана и уплатой взносов во внебюджетные фонды является главным обязательством по Договору и сумма уплаченных Ответчиком налоговых платежей по итогам реализации проекта должна быть соответственна сумме полученной субсидии. Условием предоставления субсидии, а также предметом Договора является реализация проекта согласно бизнес-плану. В соответствии с п. 8.4. Порядка в случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных либо намеренно искажённых сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путём направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования. В соответствии с п. 8.3 Порядка получатель субсидии обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта их нецелевого использования или ненадлежащего исполнения договора. Из буквального толкования вышеуказанного положения следует, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии, непредставления отчётов о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом. П. 5.3 Договора предусмотрено, что ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчётным периодом, Организация представляет Министерству содержательный отчёт о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом. Отчёт представляется Организацией до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес-плана. В соответствии с п. 3.2.4 Договора Организация обязуется своевременно представлять Министерству отчётность, предусмотренную п. 5.3 раздела 5 Договора. Согласно п. 5.5. Договора в случае выявления фактов, нецелевого использования бюджетных средств, а так же при непредставлении в срок отчётов, предусмотренных п. 5.2., п. 5.3. Договора, Организация (ИП) в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счёт Министерства. Согласно п. 10.1. Договора, договор действует до выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств. В соответствии с п. 10.2. Договора отношения между сторонами оговора прекращаются по исполнении всех взятых на себя обязательств, чем, составляется соответствующий акт. Акт об исполнении обязательств с Ответчиком не заключался. Учитывая, что обязательства по Договору не исполнены во время осуществления предпринимательской деятельности, а прекращение осуществление такой деятельности делает невозможным исполнение условий бизнес-плана в дальнейшем, в порядке предусмотренном п. 5.5. Договора, п. 8.3., п. 8.4. Порядка, предоставленные бюджетные средства, Ответчику в виде субсидии подлежат возврату. В адрес Ответчика было направлено требование о возврате субсидии в течение 10 календарных дней с момента получения. До настоящего времени денежные средства не возвращены. Просит взыскать с ответчика в пользу истца сумму основного долга в размере 300 000 (триста тысяч) рублей; - сумму процентов за пользование чужими денежными средствами- 11 599 (одиннадцать тысяч пятьсот девяносто девять) рублей.
В судебное заседание представитель истца не явился, представил заявление о рассмотрении дела без своего участия.
Ответчик Акимова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещалась о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом по месту регистрации. Заказную корреспонденцию не получает.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что в полной мере может быть реализовано только в случае предоставления каждому из лиц, участвующих в деле, возможности присутствовать в судебном заседании.
В силу ч. 2 ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство по делу откладывается.
Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат, а в силу п. 68 статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений "за истечением срока хранения", следует признать, что в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед законом и судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Порядок направления судебных извещений и вызовов регламентирован положениями главы 10 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Привлеченное к участие в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство финансов Ульяновской области в отзыве указывает на законность и обоснованность заявленных требований
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.
Установлено, что Постановлением Губернатора Ульяновской области от 03.04.2013 № 60 «О Министерстве экономики и планирования Ульяновской области» Министерство экономики Ульяновской области переименовано в Министерство экономики и планирования Ульяновской области с 15.04.2013.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.01.2014 № 52- пр «О реорганизации Министерства экономики и планирования Ульяновской области» Министерство экономики и планирования Ульяновской области реорганизовано в форме присоединения Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области и переименовано в Министерство экономического развития Ульяновской области.
В соответствии с постановлением Губернатора Ульяновской области от 26.02.2016 № 17 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» Министерство экономического развития Ульяновской области переименовано 13 Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области с 01.05.2016.
Как следует из материалов дела между Министерством экономики Ульяновской области и Индивидуальным предпринимателем Акимовой Е.А. заключен договор от 16.11.2011 года № о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидии ( гранта) по условиям которого ответчику перечислены бюджетные средства в форме субсидии в сумме 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек в целях возмещения затрат на финансирование проекта «Организация автомобильного ателье».
Согласно пункту 3.1.1. Договора Министерство обязуется предоставить Организации (ИП) бюджетные средства в форме субсидии в сумме 300 000 руб. на осуществление Организацией (ИП) расходов по приобретению основных средств (оборудования), предусмотренных бизнес-планом.
Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства путём прямого безналичного перечисления на банковский счёт Ответчика (платёжным поручением № № от 17.11.2011).
В соответствии с подпунктом 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Договора, Организация (ИП) обязуется в срок с 01 ноября 2011 года по 01 ноября 2014 года обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации проекта, осуществить финансирование проекта за счёт собственных средств. Согласно условиям бизнес-плана Ответчика: - финансовый прогноз обоснования проекта, составляет 36 месяцев. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации, общей суммы налоговых платежей (УСНО+НДФЛ) на июнь 2014 года должно было поступить в размере - 305 216 руб., что соответствует сумме полученной субсидии; - предусмотрено создание 4 рабочих мест. Документы, подтверждающие трудоустройство работников не представлялись, отчислений в бюджетную систему Российской Федерации, внебюджетные фонды не производилось. Таким образом, условия предоставления субсидии не исполнены в полном объеме.
В целях практической реализации механизмов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ульяновской области постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2009 года № 120-П утвержден Порядок предоставления субсидии ( грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела ( в настоящее время утратило силу).
В соответствии с п. 8.4. Порядка в случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных либо намеренно искажённых сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путём направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования. В соответствии с п. 8.3 Порядка получатель субсидии обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта их нецелевого использования или ненадлежащего исполнения договора. Из буквального толкования вышеуказанного положения следует, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии, непредставления отчётов о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом.
П. 5.3 Договора предусмотрено, что ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчётным периодом, Организация представляет Министерству содержательный отчёт о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом. Отчёт представляется Организацией до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес-плана. В соответствии с п. 3.2.4 Договора Организация обязуется своевременно представлять Министерству отчётность, предусмотренную п. 5.3 раздела 5 Договора. Согласно п. 5.5. Договора в случае выявления фактов, нецелевого использования бюджетных средств, а так же при непредставлении в срок отчётов, предусмотренных п. 5.2., п. 5.3. Договора, Организация (ИП) в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счёт Министерства. Согласно п. 10.1. Договора, договор действует до выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств. В соответствии с п. 10.2. Договора отношения между сторонами оговора прекращаются по исполнении всех взятых на себя обязательств, чем, составляется соответствующий акт.
Акт об исполнении обязательств с Ответчиком не подписывался.
Согласно 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Учитывая, что обязательства по Договору не исполнены во время осуществления предпринимательской деятельности, а прекращение осуществление такой деятельности делает невозможным исполнение условий бизнес-плана в дальнейшем, с учетом вышеприведенных положений договора и Порядка, с ответчика в пользу истца взыскивается денежная сумма в размере 300000 рублей.
В адрес ответчика 20 декабря 2016 года было направлено требование о возврате субсидии в течение 10 календарных дней с момента получения. Требование выслано обратно отправителю 21 января 2017 года, до настоящего времени денежные средства не возвращены.
Суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ за период с 22 января 2017 года по 19 июня 2017 года в пределах заявленных требований.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ). Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. В случае, когда соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, предусмотренные настоящей статьей проценты не подлежат взысканию, если иное не предусмотрено законом или договором.(п. 4 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ). Начисление процентов на проценты (сложные проценты) не допускается, если иное не установлено законом. По обязательствам, исполняемым при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности, применение сложных процентов не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором.(п. 5 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ). Если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в пункте 1 настоящей статьи.(п. 6 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ).
Расчет процентов следующий:
С 22 января 2017 года по 26 марта 2017 года - 63 дня, ключевая ставка 10%, 300000 х 63х10% :366 = 5163 руб.
С 27 марта 2017 года по 01 мая 2017 года -35 дней, ключевая ставка 9,75%. 300000 х 35х9,75 % :366 = 2797 руб.
С 02 мая 2017 года по 19 июня 2017 года - 48 дней, ключевая ставка 9,25%. 300000 х 48х9,25% :366 = 3639 руб.
Всего размер процентов составит 11599 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета, размер которой в силу статьи 333.19 п.1 п.р.1 Налогового кодекса Российской Федерации составит 6315,99 руб., от уплаты которой истец был освобожден по закону.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░ 2011 ░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 22 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 11599 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6315 ░░░. 99 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░