Решение по делу № 2-494/2020 ~ М-457/2020 от 15.07.2020

11RS0016-01-2020-000913-84

дело № 2–494/2020

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «29» сентября 2020 года в с. Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми к Пономаревой Д. Л. о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты,

установил:

Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми обратилось в суд с исковым заявлением к Пономаревой Д.Л. о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты в размере 331 200 рублей. В обоснование исковых требований указано, что на основании соответствующего постановления органа местного самоуправления Пономарева Д.Л. с составом семьи 3 человека признана имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Впоследствии, органом местного самоуправления в состав семьи Пономаревой Д.Л. включены внуки ответчика. На основании приказа Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Пономаревой Д.Л. предоставлена социальная выплата в размере 828 000 рублей, из расчета состава семьи ответчика как 5 человек. Ссылаясь на неправомерное включение администрацией муниципального района «Сыктывдинский» в состав семьи получателя социальной выплаты внуков ответчика, истец обратился с иском о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты.

Истец Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела без его участия.

Ответчик Пономарева Д.Л. и ее представитель Груздев О.А., допущенный к участию в деле в качестве представителя ответчика на основании устного ходатайства последнего, с требованиями не согласились, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве.

Третьи лица Пономарев С.А., Арихина Ю.Л., действующая в том числе, как законный представитель Медянского Д.А. и Медянского Я.А., администрация МО МР «Сыктывдинский», будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о причинах неявки не известили.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения ответчика и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми (Минсельхоз Республики Коми) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в сферах агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, ветеринарии, устойчивого развития сельских территорий, потребительского рынка, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного надзора в области племенного животноводства, государственного надзора в области обращения с животными, на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном Правительством Республики Коми.

В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, и Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 424, постановлением Правительства Республики Коми 11.02.2014 утвержден Порядок предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50 процентов (далее – Порядок).

Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на организацию работы и предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

В соответствии с названным Порядком социальные выплаты предоставляются гражданам на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50 процентов, находящегося на территории Республики Коми.

Социальные выплаты предоставляются при одновременном соблюдении условий: площадь строящегося индивидуального жилого дома, на завершение строительства которого предоставляются социальные выплаты (в расчете на одного члена семьи, получателя социальной выплаты), не может быть ниже размера учетной нормы площади жилого помещения в расчете на одного члена семьи, применяемой для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и устанавливаемой органом местного самоуправления по месту строительства индивидуального жилого дома; индивидуальный жилой дом должен соответствовать санитарным и техническим требованиям и степени благоустройства применительно к условиям населенного пункта, в котором осуществляется строительство индивидуального жилого дома.

Для получения социальных выплат граждане подают в орган местного самоуправления по месту жительства заявления на получение социальных выплат (далее - заявление) по форме согласно приложению 1 к Порядку с предоставлением документов, определенных указанным приложением.

В силу п.10. Порядка органы местного самоуправления принимают заявления и документы граждан на получение социальных выплат и осуществляют их проверку. По результатам проверки заявлений и документов граждан орган местного самоуправления в течение 3 рабочих дней с даты получения последнего из ответов на запросы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, принимает решения о включении или об отказе во включении граждан в список граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание получить социальную выплату на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50 процентов в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми», по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку и в течение 5 рабочих дней со дня принятия указанных решений уведомляют граждан в письменной форме о принятых в отношении них решениях (в случае принятия решения об отказе во включении граждан в список граждан - с указанием причин отказа).

Согласно п.16. Порядка Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми в течение 15 рабочих дней с даты поступления от органов местного самоуправления списков граждан, заявлений и документов рассматривает их и по результатам рассмотрения: формирует и утверждает с учетом объемов средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на текущий год, сводный список по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку и принимает решение о предоставлении социальных выплат, оформляемое приказом Министерства, или возвращает список граждан, заявления и документы, в которых допущены нарушения, в орган местного самоуправления с указанием причин возврата.

Право граждан на получение социальных выплат удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты, срок действия которого составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Для принятия решения о предоставлении социальных выплат гражданам Министерство осуществляет расчеты размеров социальных выплат в порядке, предусмотренном пунктами 24 - 26 Порядка.

Судом установлено, что 05.02.2014 Пономарева Д.Л. обратилась в орган местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, указав в качестве членов семьи Пономарева С.А. и Арихину Ю.Л.

Постановлением №3/481 администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 17.03.2014 Пономарева Д.Л. составом семьи 3 человека признана имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 05.02.2014.

Из материалов дела также следует, что 17.03.2014 Пономарева Д.Л. обратилась в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года». В качестве членов семьи заявителя поименованы Пономарев С.А. и Арихина Ю.Л.

Постановлением №4/624 администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 25.04.2017 в постановление №3/481 администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 17.03.2014 внесены изменения, а именно в пункте 1 слова «3 человека» заменены словами «4 человека».

Впоследствии, на основании постановления №10/1835 администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 23.10.2017 в постановление №3/481 администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 17.03.2014 вновь внесены изменения путем указания состава семьи Пономаревой Д.Л. – 5 человек.

По результатам проверки предоставленных органом местного самоуправления материалов учетного дела Пономаревой Д.Л. приказом Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми №1176 от 06.11.2018 Пономаревой Д.Л. составом семьи 5 человек предоставлена социальная выплата в размере 828 000 рублей.

Не оспаривая право Пономаревой Д.Л. на получение социальной выплаты, Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, обращаясь в суд, ссылалось на неправомерное включение в состав семьи Пономаревой Д.Л. внуков последней, указывая, что внуки не могут быть отнесены к членам семьи получателя социальной выплаты, что, в свою очередь, привело к предоставлению социальной выплаты в большем объеме, чем предусмотрено Порядком.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Как указывалось выше, постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» №3/481 от 17.03.2014 Пономарева Д.Л. признана имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья. При этом органом местного самоуправления на основании соответствующих актов в состав семьи Пономаревой Д.Л. включены зарегистрированные в жилом помещении заявителя Медянский Я.А. и Медянский Д.А.

Соответствующим приказом Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Пономаревой Д.Л. составом семьи 5 человек предоставлена социальная выплата в размере 828 000 рублей и использована получателем меры социальной поддержки по назначению.

Исковые требования мотивированы положениями Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», который внуков к членам семьи гражданина не относит.

Действительно, в соответствии со ст. 4 Закона Республики Коми № 30-Р3 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные лица признаются членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Условия и порядок признания членом семьи определяются нормами жилищного законодательства, подлежащими применению к спорным правоотношениям.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы, как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.

Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в жилом доме по адресу: <адрес>, – помимо Пономаревой Д.Л. зарегистрированы и проживают Пономарев С.А., Арихина Ю.Л., Медянский Д.А. и Медянский Я.А.

Медянский Д.А., <дата> года рождения, и Медянский Я.А., <дата> года рождения, приходящиеся Пономаревой Д.Л. внуками, зарегистрированы по указанному адресу с 02.10.2014 и 03.08.2017 соответственно.

Из объяснений ответчика Пономаревой Д.Л. и третьих лиц Арихиной Ю.Л. и Пономарева С.А., опрошенных ранее в судебном заседании, следует, что они проживали на момент предоставления социальной выплаты и проживают на день рассмотрения спора совместно, ведут общее хозяйство, являются одной семьей.

Указанные обстоятельства подтверждаются также предоставленными Управлением образования администрации муниципального района «Сыктывдинский» сведениями о том, что несовершеннолетние Медянский Д.А. и Медянский Я.А. посещают МБДОУ «Детский сад» с. Палевицы, при этом в заявлениях о принятии детей в дошкольное учреждение местом жительства значится дом <адрес>.

Кроме того, в судебном заседании Пономарева Д.Л. поясняла, что внуки Медянский Д.А. и Медянский Я.А. были вселены в принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение именно в качестве членов семьи. Обратного суду не предоставлено.

При таких данных факт вселения Медянского Д.А. и Медянского Я.А. в качестве членов семьи Пономаревой Д.Л. сомнений не вызывает.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что проживавшие на момент получения ответчиком социальной выплаты и проживающие на день рассмотрения спора в принадлежащем на праве собственности Пономаревой Д.Л. жилом доме внуки последней были вселены в качестве членов ее семьи, в связи с чем, они подлежали учету при определении размера социальной выплаты.

В рассматриваемом случае суд полагает необходимым также учитывать, что соответствующие акты органа местного самоуправления о внесении изменений в постановление администрации муниципального района «Сыктывдинский» №3/481 от 17.03.2014 в части состава семьи Пономаревой Д.Л. приняты в порядке, установленном законом, и являются действующими.

Кроме того, не может остаться без внимания суда и то, что весь пакет документов, требуемый для принятия решения о предоставлении социальных выплат гражданам, в том числе и акты органа местного самоуправления о включении в состав семьи Пономаревой Д.Л. внуков последней являлись предметом оценки Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми при принятии решения о предоставлении ответчику социальной выплаты.

Учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, при которых достоверно установлено, что несовершеннолетние внуки вселены Пономаревой Д.Л. в качестве членов семьи и проживают с ней одной семьей, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для квалификации правоотношений сторон, как неосновательное обогащение, не имеется, а равно требования Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми к Пономаревой Д. Л. о взыскании в доход бюджета Республики Коми излишне выплаченной социальной выплаты в размере 331 200 рублей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 6 октября 2020 года.

Судья Ю.В. Рачковская

2-494/2020 ~ М-457/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми
Ответчики
Пономарева Дина Леонидовна
Другие
АМО МР "Сыктывдинский"
Пономарев Сергей Александрович
Арихина Юлия Леонидовна
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Рачковская Юлия Валерьевна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
15.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2020Передача материалов судье
16.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.08.2020Предварительное судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее