дело № 2-26/2017 (2-395/2016) |
|
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
2 февраля 2017 года |
п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Ярушина А.А.,
при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,
представителя ответчика МУ «Суксунская централизованная библиотечная система» - директора ЦБС – Сергеевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Суксунского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Суксунская централизованная библиотечная система» о возложении на ответчика обязанности исключить доступ пользователей Муниципального учреждения «Суксунская централизованная библиотечная система» к ресурсам сети Интернет, содержащих материалы и сведения эротического характера, материалов экстремистской направленности, носящих характер террористической пропаганды либо содержащих описание действий, которые могут привести к совершению терактов, а также пропагандирующих наркотическую зависимость, предлагающих свободную продажу курительных смесей и иных наркотических веществ, путем установления контент-фильтра,
установил:
прокурор Суксунского района Пермского края, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУ «Суксунская ЦБС», уточнив в ходе рассмотрения дела в порядке статей 39, 45 ГПК РФ заявленные требования, окончательно просил возложить на ответчика обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу исключить доступ пользователей муниципального учреждения «Суксунская ЦБС» к ресурсам сети Интернет, содержащих материалы и сведения эротического характера, материалов экстремистской направленности, носящих характер террористической пропаганды либо содержащих описание действий, которые могут привести к совершению терактов, а также пропагандирующих наркотическую зависимость, предлагающих свободную продажу курительных смесей и иных наркотических веществ, путем установления контент-фильтра.
В обоснование заявленных требований указано следующее. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательство РФ, направленного на защиту граждан от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, имеющей экстремистскую и террористическую направленность, в ходе которой установлено неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению реализации прав граждан на оказание библиотечных и иных услуг в части организации доступа читателей к информации в сети Интернет наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному воспитанию, нарушению прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Выявленные нарушения являются существенными, свидетельствующими о нарушении исполнения законодательства о противодействии терроризму, экстремизму в молодежной среде, а также исполнения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика указала, что в МУ «Суксунская ЦБС» подключение к сети Интернет установлено в Центральной библиотеке им. Д.Е.Васильева в центре правовой и гражданской активности, в Центральной детской библиотеке доступ к сети Интернет отсутствует, поэтому доступ к нему имеют только совершеннолетние пользователи. На компьютерах, имеющих доступ к сети Интернет, установлен контент-фильтр «Интернет-Цензор», но использование этой программы ограничивает скорость Интернета и затрудняет оказание библиотечных услуг в полном объеме, поэтому программа периодически отключается ответственным за работу в АТ библиотекарем С. Для ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим запрещенную информацию в МУ «Суксунская ЦБС» с 01.12.2017 года будет обеспечено бесперебойное пользование контент-фильтра «Интернет-Цензор».
В судебном заседании старший помощник прокурора Мартюшева Т.И. настаивала на удовлетворении уточненного искового требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика директор ЦБС Сергеева О.С. в судебном заседании иск признала в полном объеме.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно устава МУ «Суксунская ЦБС», утвержденному приказом Управления муниципальными учреждениями Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, МУ «Суксунская ЦБС» является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», с ч.4 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 года «Об автономных учреждениях», а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, органов местного самоуправления для осуществления основанной деятельности. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках.
Согласно свидетельству о постановке на учет, МУ «Суксунская ЦБС» поставлено на учет в налоговом органе в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Суксунского района Пермского края проведена проверка исполнения законодательство РФ, направленного на защиту граждан от распространения информации, носящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, имеющей экстремистскую и террористическую направленность, в МУ «Суксунская ЦБС».
В ходе проверки установлено, что МУ «Суксунская ЦБС» для реализации в рамках оказания предоставляемых неопределенному кругу лиц услуг используются компьютеры, подключенные к сети Интернет, при помощи которых пользователи библиотеки, в том числе несовершеннолетние, в ходе образовательного процесса, осуществляют выход в сеть Интернет. При этом контент-фильтры на данных компьютерах отсутствуют. При вводе в окно поискового сайта http://google.ru компьютеров ключевых слов «как сделать наркотики», «как сделать очень мощную бомбу в домашних условиях», «ненавижу русских», «Поэма о жиде», по запросу предоставляется подробная информация, а также фото- и видеофайлы по указанных темам, свободные для просмотра и не защищенных системой контентной фильтрации, запрещенные для просмотра обучающихся. К справке также приложены снимки экрана (скриншоты) с названиями сайтов террористической, экстремистской направленности.
В объяснительной от ДД.ММ.ГГГГ, директор МУ «Суксунская ЦБС» пояснила, что в библиотеке имеется 2 компьютера, с которых имеется доступ к сети Интернет, контент-фильтрами компьютеры не обеспечены. Ранее была установлена программа «Цензор», но она мешала работать с Интернетом, было не- возможно скачать какую-либо информацию. С этой программой предоставить услуги Интернета надлежащего качества невозможно. Указала, что ею будут приняты меры к устранению в дальнейшем специальных фильтров.
В силу ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства. Частью 1 ст. 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья. В соответствии с ч. 2 ст. 29 Конституции РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Согласно Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Указанный федеральный закон в ст. 14 установил правовые основы защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Закон раскрывает понятие информационной безопасности детей как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Перечень информации, запрещенной для распространения среди детей указан в ч. 2 ст. 5 Федерального закона.
Таким образом, законодательством предусмотрена необходимость обеспечить фильтрацию информации, получаемой несовершеннолетними, как с помощью интернет-провайдеров, так и посредством надлежащего технического оснащения образовательных и иных учреждений.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (ч. 4 ст. 8) Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных организаций в соответствии с их уставами.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, в своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.
Так, согласно ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются.
В ст. 3 указанного Федерального закона Российской Федерации № 35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» терроризм понимается как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Противодействие терроризму деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция; антитеррористическая защищенность объекта (территории).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального Закона, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер по его предупреждению. Помимо прочего, в том числе ограничение доступа категорий граждан к информации, носящей характер террористической пропаганды либо содержащей описание действий, которые могут привести к совершению терактов.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
В соответствии с ст. 2 Федерального Закона, одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности является приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
Противодействие экстремистской деятельности, согласно ст. 3 Федерального закона, осуществляется, в том числе по направлению - принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
Согласно ст. 8 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральными законами устанавливается ограничение доступа к информации.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15 указанного Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Так, судом установлено, что на момент проведения прокуратурой проверки исполнения законодательства РФ, направленного на защиту граждан от распространения информации, носящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, имеющей экстремистскую и террористическую направленность, на компьютерах МУ «Суксунская ЦБС», имеющих доступ к сети Интернет, отсутствовал контент-фильтр, то есть имелся свободный доступ для просмотра информации, запрещенной для просмотра обучающихся.
Таким образом, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению реализации прав граждан на оказание библиотечных и иных услуг в части организации доступа читателей к информации в сети Интернет, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному воспитанию, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Учитывая установленные судом обстоятельства и изложенные нормы права, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на МУ «Суксунская ЦБС» обязанности по исключению доступа пользователей МУ «Суксунская ЦБС» к ресурсам сети Интернет, содержащих материалы и сведения эротического характера, материалов экстремистской направленности, носящих характер террористической пропаганды либо содержащих описание действий, которые могут привести к совершению терактов, а также пропагандирующих наркотическую зависимость, предлагающих свободную продажу курительных смесей и иных наркотических веществ путем установления контент-фильтра.
Предложенный прокурором в исковом заявлении срок для исполнения решения суда – в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным, достаточным, от стороны ответчика возражений против установления судом данного срока не поступило.
При изложенных обстоятельствах, с учетом признания иска ответчиком, имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Суксунского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Суксунская централизованная библиотечная система» удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение «Суксунская централизованная библиотечная система» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу исключить доступ пользователей муниципального учреждения «Суксунская централизованная библиотечная система» к ресурсам сети Интернет, содержащих материалы и сведения эротического характера, материалов экстремистской направленности, носящих характер террористической пропаганды либо содержащих описание действий, которые могут привести к совершению терактов, а также пропагандирующих наркотическую зависимость, предлагающих свободную продажу курительных смесей и иных наркотических веществ, путем установления контент-фильтра.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
А.А. Ярушина | |
Мотивированное решение составлено 6 февраля 2017 года