Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1201/2023 ~ М-960/2023 от 15.03.2023

                                             Дело № 2а-1201/2023

73RS0004-01-2023-001215-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ульяновск                                                                            7 апреля 2023 года

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи                 Русаковой И.В.,

при секретаре                                                               Чичковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Романовой Анны Николаевны к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Лукичевой Екатерине Александровне, Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Романова А.Н. обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Лукичевой Е.А., Федеральной службе судебных приставов о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.

В обоснование иска указала, что в производстве судебного пристава находится исполнительное производство №219776/22/73041-ИП о взыскании с нее денежных средств. Она (административный истец) является пенсионером. С целью сохранения прожиточного минимума, 20.12.2022 она обратилась в ОСП с соответствующем заявлением. Однако до настоящего времени с пенсии продолжаются производиться удержания в размере 50%.

Просила признать бездействие судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Лукичевой Е.А., выразившееся в не сохранении должнику Романовой А.Н. прожиточного минимума по исполнительному производству №21977/22/73041-ИП за период январь, февраль 2023 года (включительно); обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области возвратить денежные средства, излишне удержанные из страховой пенсии по старости за период с января по февраль 2023 года (включительно); взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов за счет казны Российской Федерации в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) руб. 00 коп.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области, заинтересованных лиц ПАО «Совкомбанк», судебный пристав-исполнитель ОСП №1 по Заволжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Алякин С.С., ОСФР по Ульяновской области.

В судебном заседании Романова А.Н. не присутствовала, извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Романовой А.Н. – Чигрин В.В. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал. Дополнительно указал, что судебный пристав при своевременном рассмотрении заявления Романовой А.Н. о сохранении прожиточного минимума, направлении постановления в пенсионный орган, в нарушение прав административного истца при поступлении денежных средств продолжала их распределение в счет погашения задолженности по исполнительному производству №21977/22/73041-ИП.

Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области Вашурина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Заинтересованное лицо Алякин С.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Совкомбанк», ОСФР по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.121 Федерального закона РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП №1 по Заволжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области от 10.11.2022 на основании исполнительной надписи нотариуса №77/406-н/77-2022-7-98 от 26.09.2022 о взыскании с должника Романовой А.Н. в пользу взыскателя ПАО «Совкомбанк» задолженности по договору потребительского кредиту в размере 182 616,68 руб., было возбуждено исполнительное производство №21977/22/73041-ИП (л.д. 38).

02.12.2022 судебным приставом вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации (л.д. 46-55).

20.12.2022 Романова А.Н. обратилась в ОСП №1 по Заволжскому району г.Ульянвска УФССП России по Ульяновской области с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума в рамках исполнительного производства №21977/22/73041-ИП (л.д. 14).

27.12.2022 постановлением судебного пристава указанное заявление было удовлетворено.

В тот же день вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию) в размере 1% (л.д. 61).

22.03.2023 судебным приставом вынесено постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства.

Ссылаясь на незаконное удержание денежных средств в размере 50% от дохода в период с января по февраль 2023 года, Романова А.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (часть 3 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

По смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с его статьей 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии с тем, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования, и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) от 10 ноября 2021 года).

Судом установлено, что Романова А.Н. является получателем пенсии по старости, суммарный размер которой составляет 17 618,07 руб.

Согласно сводке по исполнительному производству, по состоянию на 04.04.2023 с должника Романовой А.Н. в декабре 2022 года в пользу взыскателя ПАО «Совкомбанк» было удержано – 8766,58 руб., феврале 2023 года – 8809,03 руб., марте 2023 года – 7855,60 руб.

Принимая во внимание, что после вынесения постановления об удовлетворении ходатайства Романовой А.Н. и сохранении прожиточного минимума, судебным приставом продолжались производиться удержания по исполнительному производству №21977/22/73041-ИП в размере 50% дохода, учитывая, что оставшийся размер пенсии должника ниже величины прожиточного минимума, а потому должнику не обеспечены условия для нормального существования и реализации социально-экономических прав, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Романовой А.Н.

Поскольку в нарушение норм действующего законодательства в январе и феврале 2023 года (включительно) из пенсии Романовой А.Н. производились удержания без сохранения прожиточного минимума, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

Следовательно, суд считает необходимым признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Лукичевой Е.А., выразившееся в не сохранении должнику Романовой Анне Николаевне прожиточного минимума по исполнительному производству №21977/22/73041-ИП за период январь, февраль 2023 года (включительно).

Также подлежат удовлетворению исковые требования Романовой А.Н. о возврате излишне удержанных из страховой пенсии по старости за период с января по февраль 2023 года (включительно) денежных средств. Обязанность по возврате подлежит возложить на УФССП России по Ульяновской области, как главного распорядителя денежных средств.

Истцом также заявлены требования о компенсации морального вреда.

В соответствии с п.80 Постановления Пленума от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий осуществляется по правилам главы 17 Закона об исполнительном производстве, но не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (статья 1069 ГК РФ).

При удовлетворении иска о возмещении вреда в резолютивной части решения суд указывает о взыскании суммы вреда с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации (п.81).

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.2 Постановления Пленума от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Компенсация морального вреда является частью установленного законом механизма восстановления нарушенного права гражданина органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами.

Таким образом, при установлении факта нарушения органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами требований закона у гражданина возникает право на компенсацию морального вреда, причиненного указанным нарушением вне зависимости от иных правовых последствий.

Установив факт имевших место со стороны ответчиков нарушений требований законодательства об исполнительном производстве, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу административного истца компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд исходит из принципа разумности и справедливости, конкретных обстоятельств дела, в том числе финансового положения административного истца, а также размера денежных средств, которых она была лишена в результате незаконного удержания их из пенсии.

Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд находит компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. достаточной для возмещения Романовой А.Н. причиненного ей вреда.

Данная сумма подлежит взысканию с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - ФССП России - за счет казны Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования Романовой А.Н. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.176-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Романовой Анны Николаевны удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Лукичевой Екатерины Александровны, выразившееся в не сохранении должнику Романовой Анне Николаевне прожиточного минимума по исполнительному производству №21977/22/73041-ИП за период январь, февраль 2023 года (включительно).

Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области возвратить денежные средства Романовой Анне Николаевне излишне удержанные из страховой пенсии по старости за период с января по февраль 2023 года (включительно).

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов за счет казны Российской Федерации в пользу Романовой Анне Николаевне компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                         И.В. Русакова

В окончательной форме решение будет изготовлено 14 апреля 2023 года.

2а-1201/2023 ~ М-960/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Романова А.Н.
Ответчики
ОСП № 1 по Заволжскому району г. Ульяновск
УФССП по УО
Другие
Чигрин В.В.
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Русакова И. В.
Дело на сайте суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
15.03.2023Регистрация административного искового заявления
15.03.2023Передача материалов судье
16.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2023Судебное заседание
07.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2023Дело оформлено
25.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее