Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
02 февраля 2022 года <адрес> УР
Судья Якшур-Бодьинского районного суда УР Горбунова О.Н.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника МРИ ФНС № по УР по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника МРИ ФНС № по УР, должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью ФИО8" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Должностным лицом подана жалоба на вышеуказанное постановление, которое он просит отменить, считая его недействительным, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, поскольку федеральным законом не установлена обязанность физического лица – нерезидента открывать банковские счета для получения заработной платы от юридического лица – резидента, соответственно выплата работникам заработной платы произведена в наличной форме.
В судебное заседание ФИО7, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы не явился.
Представитель МРИ ФНС № по УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении ФИО1, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ст. 26.1 КоАП РФ закреплены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Согласно обжалуемому постановлению, в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ФИО9» установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившиеся в следующем.
По результатам анализа представленных ФИО10» справок по форме 2-НДФЛ за 2019 год, а также документов и информации, представленных обществом письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос Инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в обществе, расположенном по адресу: УР, <адрес>, офис 1, трудоустроены следующие граждане-нерезиденты:
ФИО2 ИНН 183118324295 (ДД.ММ.ГГГГ г.р. паспорт иностранного гражданина № Р ТJК 401523373 выдан ДД.ММ.ГГГГ) на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ принят на должность «подсобный рабочий»,
ФИО3 ИНН 590620920312 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина № Р ТJК 401111658 выдан ДД.ММ.ГГГГ) на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ принят на должность «подсобный рабочий»,
ФИО4 ИНН 2407041334675 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина № Р ТJК 400922442 выдан ДД.ММ.ГГГГ) на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ принят на должность «подсобный рабочий».
Согласно сведениям, представленным МВД по Удмуртской Республике (Управление по вопросам миграции) ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) о разрешительных документах на право осуществления деятельности и проживания на территории Российской Федерации в отношении иностранного гражданина, установлено, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 не имели вид на жительство.
Согласно п.3 трудового договора, заработная плата за каждый месяц выплачивается два раза в месяц: первая часть с 15 по 18 число текущего месяца, вторая часть с 01 по 03 число следующего месяца.
По представленным ФИО11» документам и информации Межрайонной ИФНС России № по УР выявлено, что в рамках представленных трудовых договоров ФИО12» исполняло свои обязательства по выплате заработной платы работникам, которые являлись нерезидентами - ФИО2, ФИО3, ФИО4, наличным расчетом, минуя уполномоченный банк.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО13» осуществило выплату заработной платы указанным лицам наличным расчетом в общей сумме 15566,40 руб., в том числе ФИО2 – 5188,80 руб., ФИО3 – 5188,80 руб., ФИО4 – 5188,80 руб., что подтверждается платежной ведомостью № от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушен порядок осуществления валютных операций.
В соответствии с подп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона №Э-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон №-Ф3) валютной операцией признается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Кроме того, под резидентами понимаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами (п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона №-Ф3).
Под нерезидентами применительно к п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона №-Ф3 понимаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. «а» и «б» п. 6 настоящей части; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подп. «б» и «в» настоящего пункта; иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», иные лица, не указанные в п. 6 настоящей части.
В этой связи ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются нерезидентами в понимании вышеизложенных норм, а выплата заработной платы нерезидентам - гражданам иностранного государства, не имеющим вида на жительство, признается валютной операцией.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона №-Ф3 расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ содержится закрытый перечень случаев осуществления юридическим лицом - резидентом расчетов с нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к которым не относится выплата заработной платы нерезиденту - физическому лицу путем наличного расчета в валюте Российской Федерации.
В нарушение порядка, установленного ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, ФИО14» ДД.ММ.ГГГГ осуществило валютную операцию по выплате заработной платы нерезиденту без использования банковского счета в уполномоченном банке.
Таким образом, Инспекцией выявлено нарушение ФИО15» требования, установленного ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках - нарушение требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона №-Ф3, установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, должностным лицом ФИО16 совершено нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 14 Федерального закона №-Ф3, а именно выдача заработной платы нерезиденту, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
За допущенное правонарушение в отношении ФИО1 налоговым инспектором отдела камеральных проверок № Межрайонной ИФНС России № по УР составлен протокол об административном правонарушении.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата заработной платы работнику - нерезиденту не относится.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации (абзац пятый).
Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № МИФНС России № по УР в отношении ФИО17" была проведена документарная проверка соблюдения юридическим лицом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за 2019 год.
По результатам анализа представленных ФИО18» справок по форме 2-НДФЛ за 2019 год, а также документов и информации, представленных обществом письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос Инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в обществе, расположенном по адресу: УР, <адрес>, офис 1, трудоустроены следующие граждане-нерезиденты:
ФИО2 ИНН 183118324295 (ДД.ММ.ГГГГ г.р. паспорт иностранного гражданина № Р ТJК 401523373 выдан ДД.ММ.ГГГГ) на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ принят на должность «подсобный рабочий»,
ФИО3 ИНН 590620920312 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина № Р ТJК 401111658 выдан ДД.ММ.ГГГГ) на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ принят на должность «подсобный рабочий»,
ФИО4 ИНН 2407041334675 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина № Р ТJК 400922442 выдан ДД.ММ.ГГГГ) на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ принят на должность «подсобный рабочий».
Согласно сведениям, представленным МВД по Удмуртской Республике (Управление по вопросам миграции) ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) о разрешительных документах на право осуществления деятельности и проживания на территории Российской Федерации в отношении иностранных граждан, установлено, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 не имели вид на жительство.
По результатам проведенной проверки соблюдения валютного законодательства должностным лицом МИФНС России № по УР ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ФИО19» осуществило выплату заработной платы гражданам-нерезидентам наличным расчетом в общей сумме 15566,40 руб., в том числе ФИО2 – 5188,80 руб., ФИО3 – 5188,80 руб., ФИО4 – 5188,80 руб., что подтверждается платежной ведомостью № от ДД.ММ.ГГГГ, что является незаконной валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации - части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
Должностным лицом, ответственным за выполнение ФИО20" требований валютного законодательства, является ФИО1
Выявленное нарушение послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении директора ФИО21" ФИО1 и вынесения должностным лицом административного органа, оспариваемого постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №; трудовым договором №, заключенным между ФИО22", в лице директора ФИО1 и иностранным гражданином ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ; трудовым договором №, заключенным между ФИО23", в лице директора ФИО1 и иностранным гражданином ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ; трудовым договором №, заключенным между ФИО24 в лице директора ФИО1 и иностранным гражданином ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ; справкой 2-НДФЛ за 2019 год в отношении ФИО2; справкой 2-НДФЛ за 2019 год в отношении ФИО3; справкой 2-НДФЛ за 2019 год в отношении ФИО4, платежной ведомостью № от ДД.ММ.ГГГГ, которые оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Совокупность установленных административным органом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия директора ФИО25" ФИО1 квалифицированы по ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и подлежащего применению законодательства.
В жалобе заявитель указывает на то, что установленные в ходе проверки факты выплаты работникам - нерезидентам заработной платы в наличной денежной форме минуя банки и банковские учреждения, что не противоречит действующему законодательству.
Суд считает доводы жалобы не состоятельными, оснований для прекращения дела не имеется.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения (абзац второй пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В рассматриваемом деле правонарушение не имеет длящегося характера и считается оконченным ДД.ММ.ГГГГ, когда иностранным гражданам была выдана заработная плата наличными денежными средствами.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Положения ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ в данном случае не применимы, так как каждое выявленное в ходе проверки нарушение образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Таким образом, каждая из произведенных выплат по платежной ведомости является самостоятельной незаконной валютной операцией, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, образующих одну единую выплату.
Материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица.
Из доводов жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вина должностного лица ФИО26» состоит в том, что имея возможность для соблюдения норм и правил валютного законодательства РФ, в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 14 Федерального закона №-Ф3, должностное лицо ФИО27» осуществило незаконную валютную операцию, т.е. осуществило выплату заработной платы нерезиденту в валюте Российской Федерации без использования банковского счета в уполномоченном банке, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Учитывая, что лицо правомерно привлечено к административной ответственности, постановление вынесено законно и обоснованно, составлено без нарушений, исключающих производство по делу, суд приходит к выводу об оставлении постановления без изменения.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя и отмены обжалуемого им постановления.
На основании изложенного руководствуясь ст.30.1 - 30.8 КоАП РФ, суд,
р е ш и л :
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника МРИ ФНС № по УР о привлечении директора ФИО28» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии решения через Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья О.Н. Горбунова