Дело № 2-523/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 11 марта 2014 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Дорошенко О.Н.
при секретаре судебного заседания Филипповой Е.Е.
с участием представителя истца Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ворошиловского района Волгограда» - Хапилиной Е.В., действующей на основании доверенности,
ответчика Денисова С.А.
представителя третьего лица – Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области – Денисова П.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ворошиловского района Волгограда» к Денисову СА, Приходько НИ о признании незаконным тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель ООО «УК Ворошиловского района Волгограда» Хапилина Е.В., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с иском к ответчикам о признании незаконным тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, указав в обоснование своих доводов, что ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание собственников помещений <адрес> в <адрес>. По пункту 2 повестки принято решение об утверждении размера платы за содержание, техническое обслуживание имущества собственников многоквартирного дома по <адрес> <данные изъяты> Указывает, что принятый общим собранием размер платы экономически не обоснован, его размер меньше, чем принятый в установленном законом порядке. Поясняет, что размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, в том числе за содержание и ремонт лифтового оборудования, техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, вывоз бытовых отходов, и иных необходимых услуг, определяется на общем собрании собственников, с учетом предложений Управляющей организации, устанавливается на срок не менее чем один год и может быть пересмотрена при изменении уровня инфляции, потребительских цен и т.<адрес> решением общего собрания Собственников не установлено иное, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется равным размеру платы, установленному действующим Постановлением органа местного самоуправления Волгограда, устанавливающим размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, с учетом уровня благоустроенности многоквартирного дома. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N 1046 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" с учетом степени благоустройства тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> был установлен в размере <данные изъяты> из расчета <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время на основании Постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N 1544 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" указанный выше размер платы был изменен и составил <данные изъяты>. Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно п. 35 Правил, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ. Указывает, что Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме". Таким образом, указывает, что полученный управляющей организацией протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение указанных выше норм права не содержит расчет затрат на содержание и ремонт общего имущества МКД, сам размер платы не обоснован в соответствии с положениями Правил N 42/1309, и органами регулирования не утверждался, предложения управляющей организации при принятии тарифа не учитывались. Кроме того, указывает, что из Протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ года, количество собственников, принимавших участие в голосовании, равно <данные изъяты>
В судебном заседании представитель ООО «УК Ворошиловского района Волгограда Хапилина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить иск в полном объеме.
Ответчик Денисов С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что право установления расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома. Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ был избран способ управления МКД – управляющая компания ООО «УК <адрес> Волгограда». На собрании собственников помещений МКД присутствовало <данные изъяты>
Ответчик Приходько Н.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела в суде извещена, о причинах неявки суд не уведомила. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, считая их необоснованными.
Представитель третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - Денисов П.В., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что размер оплаты за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома относится к исключительной компетенции общего собрания собственников и владельцев МКД.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела в суде извещен, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее представил в суд письменный отзыв, в котором указывал, что проверка обоснованности расчета оплаты за содержание общего имущества не относится к полномочиям Роспотребнадзора.
Суд, с учетом мнения участников процесса, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, дав правовой анализ доводам сторон, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании собственников и владельцев жилого <адрес> был избран способ управления МКД – управляющая компания ООО «УК <адрес> Волгограда».
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УК <адрес> Волгограда и ФИО1., собственником <адрес>, был заключен договор управления МКД.
Представленное суду письменное заявление Мусатовой Л.И. о том, что она не подписывала договор с ООО «УК <адрес>», видит его впервые, суд признает недопустимым и неотносимым доказательством по делу, поскольку указанное заявление написано лицом, чьи полномочия не проверены в судебном заседании, не установлена и идентифицирована личность заявителя.
В соответствии с п.4 ст. 162 ЖК РФ, договор управления заключается на условиях, указанных в решении общего собрания, таким образом, условия договора управления устанавливаются равными и являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании пункта 3.1. Договора управления многоквартирным домам, размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, в том числе за содержание и ремонт лифтового оборудования, техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, вывоз бытовых отходов, и иных необходимых услуг, определяется на общем собрании Собственников с учетом предложений Управляющей организации, устанавливается на срок не менее чем один год и может быть пересмотрена при изменении уровня инфляции, потребительских цен и т.п.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарнотехническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 491 (далее - Правила), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Собственники помещений в силу п. 12 Правил вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.В соответствии с п. 29 Правил расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств (п. 30 Правил).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений городского округа город - герой Волгоград в многоквартирном доме <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, в указанную дату проведено общее собрание собственников помещений. В голосовании принимали участие <данные изъяты> числа собственников жилых помещений.
По пункту 2 повестки дня принято решение об утверждении размера платы за содержание, техническое обслуживание имущества собственников МКД -Елецкая ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Разрешая по существу доводы истца о том, что размер платы за содержание общего имущества МКД не может быть ниже тарифа, установленного установленного Постановлением администрации Волгограда в размере <данные изъяты>
Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № 1046 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" был установлен в размере <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время на основании Постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N 1544 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" указанный выше размер платы был изменен и составил <данные изъяты>
В соответствии с п.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Руководствуясь п. 35 Правил, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В силу п. 1.2 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме".
При утверждении размера платы за содержание общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> были учтены рекомендации управляющей компании, размер платы утвержден с учетом состава помещений дома, особенностей состояния инженерно-коммуникационных сетей, а также, с учетом перечня и размера платы по каждой позиции.
Из расшифровки размера платы за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений следует, что размер платы за содержание и техническое обслуживание инженерных коммуникаций, их текущий ремонт не изменялся. Снижены размеры платы за замену разбитых стекол и ремонт окон и дверей в помещениях общего пользования, за прочие услуги и работы, связанные с содержанием общего имущества МКД, на спецодежду, хозяйственные расходы, за услуги по сбору платежей и доставке квитанций, а также, по иным вспомогательным работам и другое.
В связи с тем, что названные услуги либо не оказывались, либо оказывались редко, отсутствует необходимость, следовательно не требуют дополнительных затрат, решением общего собрания по указанным позициям были снижены фактические затраты.
Таким образом, при определении размера платы были учтены требования о перечне, объемах и качестве услуг и работ, учтен состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также, геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Анализ норм жилищного права, позволяет суду сделать вывод о том, что в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) закрепил только принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Процедура изменения спорной платы жестко регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией.
Учитывая, что права управляющей компании при утверждении платы за содержание мест общего пользования существенным образом не нарушает права и законные интересы управляющей компании, не лишает истца права при превышении расходов, либо при несении дополнительных расходов, предъявить к собственникам жилых помещений требования о возмещении расходов, у суда не имеется оснований для признания незаконным тарифа, установленного на общем собрании собственников жилого <адрес>. (п.2 Протокола).
Разрешая доводы истца о том, что общее собрание собственников помещений многоквартирного <адрес> ДД.ММ.ГГГГ не было правомочно принимать решение об утверждении размера платы за содержание общего имущества МКД в связи с отсутствием кворума, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Кворум - установленное законом, уставом организации или регламентом число участников собрания (заседания), достаточное для признания данного собрания правомочным принимать решения по вопросам его повестки дня.
В соответствии со ст. 45 ЖК РФ собрание собственников правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Общее собрание будет признано состоявшимся, если на него пришли, как минимум, собственники <данные изъяты> квартир или нежилых помещений.
Наличие кворума прошедшего собрания вычисляется по формуле: <данные изъяты>
Как следует из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилых и нежилых помещений <адрес> составляет <данные изъяты>
На собрании присутствовали <данные изъяты>
Иных сведений о лицах, принимавших участие в голосовании не содержится.
Исходя из представленного истцом расчета следует, что расчет процентного соотношения собственников, принявших участие в голосовании относительно общего количества голосов составляет <данные изъяты>
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из имеющихся у суда сведений, в многоквартирном <адрес>, помимо жилых квартир, располагаются в нежилых помещения дома сторонние организации, а именно, <данные изъяты>
Доказательств того, что указанные помещения не имеют собственников, что собственники указанных помещений не принимали участие в голосовании, со стороны истца суду не представлено.
С учетом сведений, имеющихся в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ г, суд приходит к выводу о том, что при наличии на собрании <данные изъяты> собственников жилых помещений, общее собрание правомочно было принимать решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД №12 по <адрес>.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░-░░.░░.░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░: