Дело № 2-324/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Тухбатуллиной Л.Х.,
при секретаре Васютиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галяевой А.Х. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ГаляеваА.Х. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту – Администрация ГО г.Уфа), Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту – УЗиО Администрации ГО г.Уфа) о признании права собственности на садовый земельный участок № 135, площадью 600 кв.м, с кадастровым номером 02:55:040548:1141, расположенного по адресу: Калининский район, СНТ «Коммуна», обязании согласовать границы земельного участка №135 расположенного по адресу: Калининский район, с. Федоровка, СНТ «Коммуна», с кадастровым номером 02:55:040548:1141, путем подписания акта согласования местоположения границ земельного участка.
В обоснование иска указала, что является членом садоводческого товарищества, в котором расположен испрашиваемый в собственность земельный участок.
31.05.2016 года истец обратилась с заявлением в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа РБ о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
21.06.2017 года ею был получен отказ о предоставлении земельного участка в собственность, мотивированный тем, что документов, подтверждающих то, что СНТ «Коммуна» создано при какой-либо организации, которой был выделен земельный участок не имеется.
На судебное заседание истецГаляева А.Х. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представители ответчиков Администрации ГО г.Уфа Ахтямова Н.Б., УЗиО Администрации ГО г.Уфа Мингазов К.Р. возражали против удовлетворения исковых требований.
На судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, СНТ «Коммуна», Управление Росреестра, извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Таким образом, принимая во внимание право истца на рассмотрение дела в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством, и с целью недопущения нарушения этого права, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьих лиц.
Изучив и оценив материалы гражданского дела, выслушав представителей истца и ответчиков, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как установлено в судебном заседании, Галяева А.Х. является членом СНТ «Коммуна», ей предоставлен в пользование для ведения садоводства земельный участок № 135 с кадастровым номером 02:55:040548:1141, площадью 600 кв.м.
Указанные обстоятельства подтверждаются членской книжкой садовода, справкой СНТ «Коммуна», протоколом общего собрания СНТ «Коммуна» от 06 августа 2012 года.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (часть 1 статьи 36); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
На основании ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 2. ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает следующее.
Согласно п. 2.7. ст. 3 указанного выше Федерального закона, до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Согласно п. 2.8. ст. 3 указанного Федерального закона, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренныхстатьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
На основании п. 2.10 ст. 3 данного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Как усматривается из материалов дела, ГаляеваА.Х.31.05.2016 года обратилась в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого садового земельного участка.
На данное обращение 21.06.2017 г. УЗиО Администрации ГО г.Уфа РБ истцу было направлено письмо № Г-7016 об отказе в предоставлении земельного участка на том основании, что не имеется документов, подтверждающих создание СНТ «Коммуна» при какой-либо организации, которой на основании Решения Исполкома Уфимского Городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от 03.06.1983г. №19-701 «Об отводе земельных участков организациям и учреждениям города под коллективное садоводство» был выделен земельный участок, в связи с чем, доказательств выделения земельного участка данному СНТ не имеется, предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
Считая свое право нарушенным, истец обращается в суд с настоящим иском.
В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов АССР от 03 июня 1983 года №19-701 «Об отводе земельных участков организациям и учреждениям города под коллективное садоводство» предприятиям, организациям и учреждениям города отведены земельные участки для организации коллективного садоводства площадью 20 га в кв. 22 Зауфимского лесничества Калининского района согласно Приложению №1 ранее отведенного Распоряжением РСФСР № 16-37Р от 11.10.78 года.
Согласно решению Исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от 01.04.1981 года № 39/10, земельный участок площадью 20,0 га предоставлен Управлению капитального строительства горисполкома за счет городских малопродуктивных сельскохозяйственных угодий в Калининском районе (оз. Старая Старица) под перенос коллективных садов, подпадающих в зону нового строительства.
В соответствии со свидетельством № 233/00 о государственной регистрации юридического лица, СНТ «Коммуна» создано на основании Постановления Главы администрации Калининского района г.Уфы №2309 от 17 августа 2000 года.
Постановлением главы Администрации городского округа г.Уфа РБ №450 от 04 февраля 2010 года «О предоставлении земельных участков членам Садоводческого некоммерческого товарищества «Коммуна» в Калининском районе городского округа г.Уфа РБ в собственность для ведения садоводства» членам садоводческого некоммерческого товарищества «Коммуна» предоставлены земельные участки в собственностьбесплатно для ведения садоводства.
Таким образом, на основании действующего законодательства юридически значимыми по делу обстоятельствами являются следующие: испрашиваемый садовый земельный участок входит в территорию садоводческого объединения, образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для ведения садоводства указанному объединению либо организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, является членом такого объединения, которому предоставлен спорный земельный участок; спорный земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, то есть отсутствует установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Указанные юридически значимые обстоятельства нашли свое подтверждение представленными суду истцом доказательствами.
Как установлено в судебном заседании, спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:040548:1141, площадью 600 кв.м, расположен на территории СНТ «Коммуна», которому земельный участок в установленном законом порядке предоставлялся для ведения садоводства до введения в действие Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Истец является членом СНТ «Коммуна», земельный участок предоставлен истцу на законных основаниях и используется истцом в соответствии с его целевым назначением для ведения садоводства.
В соответствии с ответом МУП «Уфаводоканал» от 29.11.2019 года земельный участок с кадастровым номером 02:55:040548:1141 расположен на территории третьего пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г.Уфы.
В соответствии с ответом заместителя начальника Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа РБ от 02.12.2019 года каких-либо ограничений относительноземельного участка с кадастровым номером 02:55:040548:1141 не установлено.
Доказательств изъятия из оборота, ограничения в обороте, резервирования для государственных или муниципальных нужд в отношении спорного земельного участка, либо наличия установленного законом запрета на предоставление земельного участка в собственность, ответчиком суду не представлено, а судом не добыто.
При таких обстоятельствах, требование иска обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 02:55:040548:1141, ░░░░░░░░ 600 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░ 135.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 135, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 02:55:040548:1141, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░