Дело №
Р Е Ш Е Н И Е (резолютивная часть)
ИФИО1
Волгоград ДД.ММ.ГГГГ
Ворошиловский районный суд Волгограда
в составе: председательствующего судьи Гориной Л.М.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышинского городского прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к комитету строительства <адрес> об обязании предоставить жилое помещение,
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Камышинского городского прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к комитету строительства <адрес> об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать комитет строительства <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> на территории <адрес> для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес>.
Председательствующий Горина Л.М.
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Волгоград ДД.ММ.ГГГГ
Ворошиловский районный суд Волгограда
в составе: председательствующего судьи Гориной Л.М.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышинского городского прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к комитету строительства <адрес> об обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Камышинский городской прокурор <адрес> обратился в Ворошиловский районный суд Волгограда в интересах ФИО2 с иском к комитету строительства <адрес>, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда для детей-сирот на территории <адрес>.
В обоснование требований указал, что Камышинским городским прокурором <адрес> проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу обеспечения жилым помещением. Так установлено, что ФИО2 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку решением Камышинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ее отец, ФИО5, лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней, мать, ФИО6, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Приказом министерства образования и науки <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. ФИО2 в собственности какое-либо жилое помещение, пригодное для проживания, не имеет. Однако, как следует из обращения ФИО2 поступившего ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес>, и ответа Министерства образования и науки <адрес> жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Согласно информации комитета строительства <адрес> ФИО2 состоит в списке детей-сирот по <адрес> под №, по <адрес> под №. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права ФИО2, которая не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья.
Камышинский городской прокурор <адрес>, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Лицо, в чьих интересах действует прокурор <адрес> – ФИО2, в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований.
Представитель ответчика комитета строительства <адрес>, представитель третьего лица Комитет образования и науки <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не уведомили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения <адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».
Исходя из положений п.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, настоящий закон введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 настоящей статьи).В соответствии с п. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти <адрес>, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных <адрес>.
Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.
Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО5 и ФИО6, что подтверждается копией свидетельства о рождении I-PK № (л.д. 9).
Решением Камышинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец несовершеннолетней, ФИО5, был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней. (л.д. 10-12).
Мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти I-PK №. (л.д. 9)
Исходя из этого, ФИО2 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.15).
Сведений о принадлежности на праве собственности ФИО2 какого-либо имущества материалы дела не содержат.
Далее, из материалов следует, что согласно информации Комитета строительства <адрес> ФИО2 включена в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году под № по <адрес>, под № по <адрес>.
При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное не предоставление ФИО2 жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства <адрес> должна быть возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении ФИО2 обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым ФИО2 представлено не было.
В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на отсутствие в <адрес> жилищного фонда и отсутствие у него возможности для обеспечения ФИО2 жильем отвергаются судом, как несостоятельные.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав ФИО2 на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы ФИО2, тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Камышинского городского прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к комитету строительства <адрес> об обязании предоставить жилое помещение, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Камышинского городского прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к комитету строительства <адрес> об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать комитет строительства <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> на территории <адрес> для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес>.
Председательствующий Горина Л.М.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Горина Л.М.