Дело № 2а-3849/2023
73RS0001-01-2023-003969-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Кузнецовой О.В.,
при секретаре Чайкиной Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Прокопенко Жанны Евгеньевны к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании решений незаконными, возложении обязанности утвердить схемы и предварительно согласовать предоставление земельных участков,
установил:
Прокопенко Ж.Е. обратилась в суд с административными исками о признании незаконными отказов Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство) в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления на праве аренды на срок 3 года земельных участков с условным кадастровым номером № площадью 1266 кв.м и площадью 1265 кв.м, возложении на ответчика обязанности в 10-дневный срок с даты вступления в законную силу решения утвердить схемы и предварительно согласовать представление на указанном праве данных земельных участков. Требования мотивированы следующим. Прокопенко Ж.Е. обратилась к административному ответчику с заявлениями об утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления на праве аренды указанных земельных участков. Министерством ей в этом было отказано. Административный истец с данными отказами не согласна, считает, что административным ответчиком нарушено её право на утверждение схемы и предварительное согласование предоставления указанных земельных участков, поскольку каких-либо решений и схем, касающихся данных участков, на кадастровых картах не отображено.
Определением от 11.07.2023 административные иски Прокопенко Ж.Е. к Министерству объединены в одно производство.
Административный истец Прокопенко Ж.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Её представитель Прокопенко И.В. в судебном заседании доводы административных исков поддержал, ходатайствовал об истребовании документов и сведений в Министерстве и в Управлении Росереестра по Ульяновской области, пояснил, что распоряжение Министерства от 03.03.2023 №673-од не обжаловано, просил исключить данное распоряжение из числа доказательств. Просил требования административного истца удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства И.В. Ревина в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представлен письменный отзыв с ходатайством о рассмотрении дела в её отсутствие, представлены документы по обращению административного истца, просит в удовлетворении требований административного истца отказать.
Представитель заинтересованного лица ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался.
Заинтересованное лицо – кадастровый инженер Бацаров Д.В. в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав явившееся лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.62 ч.1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Положения ст.62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п.1 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4 ст.11.10 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подп.2 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», вступившим в законную силу с 01.01.2016, Указом Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 № 105 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти», пп. 1 и пп. 20 п. 2.5 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П, с 01.04.2022 Министерству переданы полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах МО «город Ульяновск».
03.03.2023 Министерством вынесено распоряжение №673-од Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – Распоряжение), в соответствии с которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартиле № условным номером № площадью 2043 кв.м, местоположением: Ульяновская область, <адрес>, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Категория земель образуемого земельного участка – земли населенных пунктов; территориальная зона образуемого земельного участка – Ж8С; вид разрешенного использования – для ИЖС. Согласно п.3 указанного Распоряжения ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр» в срок не более чем пять рабочих дней со дня издания настоящего распоряжения поручено обеспечить его направление с приложением схемы расположения земельного участка в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Прокопенко Ж.Е. обратилась в Министерство с заявлениями о предварительном согласовании предоставления на праве аренды на срок 3 года земельных участков с условным кадастровым номером № площадью 1266 кв.м и площадью 1265 кв.м (вх. № 16971 от 17.03.2023, вх. №17033 от 20.03.2023). Обращения административного истца в Министерство имели место после вынесения Министерством вышеуказанного Распоряжения.
28.03.2023 и 29.03.2023 Министерство уведомило Прокопенко Ж.Е. об отказе в предварительном согласовании предоставлении указанных земельных участков. В уведомлениях указано, что испрашиваемые земельные участки полностью совпадают с местоположением земельного участка, в отношении которого утверждена схема.
В соответствии с подп.2 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Испрашиваемые земельные участки с условным номером № совпадают с местоположением земельного участка, в отношении которого распоряжением Министерства от 03.03.2023 № 673-од утверждена схема. Доказательства обратного суду не представлены.
Распоряжение на дату рассмотрения дела не отменено, высказанные в судебном заседания сомнения представителя административного истца относительно законности данного распоряжения не являются основанием для исключения Распоряжения из числа доказательств по делу.
Учитывая изложенное, принимая во внимания наличие на дату обращения административного истца в Министерство распоряжения Министерства №673-од Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которое на момент рассмотрения настоящего дела не отменено, у Министерства отсутствовали основания для утверждении схемы административного истца и в предварительном согласовании предоставления земельных участков по заявлениям административного истца. В связи с чем суд не находит оснований для признания незаконными отказов Министерства в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления на праве аренды на срок 3 года земельных участков с условным кадастровым номером № площадью 1266 кв.м и площадью 1265 кв.м. Доводами представителя административного истца указанное не опровергается.
Доводы представителя административного истца о невыполнении административным ответчиком требований п.20 ст.11.10 Земельного кодекса РФ о направлении решения, предусматривающего утверждение схемы расположения земельного участка, для отображения на кадастровых картах, сами по себе не свидетельствуют о незаконности оспариваемых отказов Министерства.
Согласно п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки административным истцом для обращения в судебные органы.
В соответствии с п.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В отзыве административного ответчика указано, что уведомления об отказе административный истец Прокопенко Ж.Е. получила 28.03.2023 и 29.03.2023, указанное представителем административного истца не оспорено. При этом административные иски направлены почтой в суд 03.07.2023, т.е. с нарушением установленного ст.219 КАС РФ срока. Доказательства пропуска указанного срока по уважительной причине не представлены.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Прокопенко Жанны Евгеньевны к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании решений от 28.03.2023 и от 29.03.2023 незаконными, возложении обязанности утвердить схемы и предварительно согласовать предоставление земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение изготовлено 21.08.2023.