Дело № 2-1570/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
23 октября 2019 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Сандановой Д.Б. при секретаре Базаровой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чита гражданское дело
по иску Антоновой Г. Н. к Антоновой Ж. Г., к администрации муниципального района «Читинский район», администрации сельского поселения «Оленгуйское» о включении имущества в наследственную массу, установлении факта принятия наследства, признании права собственности на квартиру в порядке наследования
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующее: на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 11.05.1993г. она и ее супруг Антонов Г.Е. приобрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Супруг истицы умер 11.03.2019г. После его смерти истица в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, но ей было отказано. Однако фактически она приняла наследство, постоянно проживает в квартире, пользуется имуществом, находящимся в ней.
Просит суд включить в состав наследства квартиру, открывшегося после смерти мужа Антонова Г.Е., установить факт принятия наследства после смерти мужа, признать за ней право собственности на квартиру.
В судебном заседании истица Антонова Г.Н. требования поддержала.
Ответчик Антонова Ж.Г. в судебное заседание явилась, исковые требования признала. Суду пояснила, что является дочерью умершего и истицы, на наследственное имущество после смерти отца не претендует.
Представитель администрации муниципального района «Читинский район», администрации сп «Оленгуйское» надлежаще извещенные в судебное заседание не явились. Ходатайств об отложении дела, возражений по существу иска не представили.
Третье лицо Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда, право наследования гарантируется.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Судом установлено, что 11.03.2019г. умер супруг истицы Антонов Г.Е., что подтверждается свидетельством о смерти.
Наследниками по закону первой очереди после его смерти являются: супруга истица Антонова Г.Н., дочь наследодателя -ответчица Антонова Ж.Г.
Факт родственных отношений истицы и наследодателя подтверждается представленным свидетельством о заключении брака.
После смерти Антонова Г.Е. открылось наследственное имущество в виде 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Суд считает необходимым включить в состав наследства после смерти Антонова Г.Е. ? доли в праве собственности на спорную квартиру по следующим основаниям.
Суду представлен договор на передачу квартир в собственность от 29.04.1993г., заключенный между директором АО «Оленгуйский лесокомбинат» Бутрием В.П. и Антоновым Г.Е. и Антоновой Г.Н., зарегистрированного в исполнительном комитете Оленгуйского сельского совета народных депутатов 11.05.1993г., согласно которому Антоновым Г.Е. и Г.Н. предоставлена квартира на праве общей долевой собственности.
Из содержания п. 4 договора следует, что покупатель приобретает право собственности на квартиру с момента регистрации договора в исполнительном документе Оленгуйского сельского Совета народных депутатов. Представленный договор зарегистрирован в Оленгуйской администрации 20.06.1994г. в реестре за № 103.
При этом право собственности наследодателя, как и истицы на квартиру в Управлении Росреестра не было зарегистрировано.
Согласно уведомлению КГБУ «ЗабГеоИнформЦентр» от 15.10.2019г., в реестре объектов технического учета нет данных о правах на спорный объект.
Из выписки из ЕГРН от 15.10.2019г. сведения о зарегистрированных правах на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> отсутствуют.
Из ответа Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21.10.2019г. спорная квартира не является собственностью Забайкальского края.
Вместе с тем, суд учитывает следующие обстоятельства.
В силу ст.ст. 6,7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 23.12.1992) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", действовавшего на момент заключения указанного договора, передача в собственность граждан жилых помещений осуществлялась: соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения; учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд. Передача жилья в собственность граждан оформлялась договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требовалось и государственная пошлина не взималась. Право собственности на приобретенное жилье возникало с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
В судебном заседании исследован подлинный договор на передачу квартир в собственность граждан от 29.04.1993г., представленный истицей.
Таким образом, судом установлено, что указанный договор был заключен между директором АО «Оленгуйский лесокомбинат» Бутрием В.П. и Антоновым Г.Е. и Антоновой Г.Н., зарегистрирован в исполнительном комитете Оленгуйского сельского Совета народных депутатов в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент его заключения.
В соответствии со справкой № 42 от 26.04.2019г., выданной главой администрации сп «Оленгуйское», умерший Антонов Г.Е. на день смерти действительно был зарегистрирован и проживал по месту жительства: <адрес> совместно с ним проживала по день его смерти жена Антонова Г.Н. Других зарегистрированных лиц на момент смерти нет.
Вместе с тем действующее законодательство не предусматривает обязанности участников сделок регистрировать право собственности на приобретаемое недвижимое имущество. В силу ч.1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что договор на передачу квартир в собственность граждан от 29.04.1993г. никем не оспаривается, в судебном порядке не признан недействительным, спор о праве на квартиру отсутствует, Антонова Г.Н. и Антонов Г.Е.(до дня смерти) фактически владели, пользовались и распоряжались квартирой как своей собственной с 1993 года, следовательно они приобрели право собственности на квартиру, в связи с чем данная доля умершего Антонова Г.Е. подлежит включению в состав наследственного имущества после его смерти.
В судебном заседании исследованы материалы наследственного дела № к имуществу умершего Антонова Г.Е. из которых установлено, что с заявлением о принятии наследства обратилась Антонова Г.Н.
02.10.2019г. нотариус выдал Антоновой Г.Н. свидетельство о праве на наследство по закону в отношении автомашины и ? доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Другие наследники с заявлениями о принятии наследства не обращались.
Другие наследники Антонова Ж.Г. в судебном заседании подтвердила, что на наследство не претендуют.
Поскольку истица приняла наследство, она приобрела право собственности на наследуемое имущество 1/2 доли в праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Право собственности истицы на другую ? доли возникло у нее на основании указанного договора приватизации. Поскольку право собственности истицы на данную долю не зарегистрировано в установленном законом порядке, суд считает необходимым признать за ней право собственности данную ? доли
Таким образом, истица приобрела право со собственности на ? доли на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 29.04.1993г. и ? доли в порядке наследования после смерти супруга Антонова Г.Е.
С учетом изложенного требования истицы о признании права собственности на квартиру подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов суд не рассматривает, так как истцом таких требований не заявлено.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Включить в состав наследства после смерти Антонова Г. Е., умершего 11 марта 2019 года ? долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать Антонову Г. Н. принявшей наследство после смерти супруга Антонова Г.Е.
Признать за Антоновой Г. Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. право собственности на квартиру общей площадью 79,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья: Подпись Санданова Д.Б.