Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-169/2021 (2-4530/2020;) ~ М-4218/2020 от 20.10.2020

№2-169/2021

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.02.2021г.                                                                               г.Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе

Судьи Романовой С.Ф.,

При секретаре Киракосян Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Е. И., Поповой Е. В. к Администрации г.Шахты, третье лицо Министерство Энергетики РФ, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Попов Е.И., Попова Е.В. обратились в суд с иском к Администрации г.Шахты, третье лицо Министерство Энергетики РФ, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, ссылаясь на то, что истцы зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежит истцу Попову Е.И. В согласованном списке граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им.Октябрьской Революции ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности значатся Попов Е.И. и Попова Е.В. Администрацией г.Шахты Ростовской области было сообщено истцам, что в связи с недостаточным финансированием вопрос переселения семьи будет рассмотрен после 2021г. Истцы продолжают проживать в непригодном для проживания жилье, иного жилья не имеют. Поэтому истцы вынуждены обратиться в суд и просят обязать Администрацию г.Шахты Ростовской области заключить с Поповым Е.И. и Поповой Е.В. договор о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ».

Протокольным определением Шахтинского городского суда Ростовской области от 14.12.2020г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.

Истцы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.

Представитель истцов - Горнухова Е.В., действующая на основании доверенности от 11.11.2020г., в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - Администрации г. Шахты Ростовской области Красноглазова И.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица - Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве указал, что истцы Попов Е.И. и Попова Е.В. включены в областную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2017-2025 годах», однако от получения возмещения стоимости за изымаемое жилое помещение истцы отказались.

В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель третьего лица - Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен.

В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20.06.1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", которым под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (статья 1).

В силу статьи 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации; финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, которым предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (пп. "б" пункта 8).

Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005г. утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила), устанавливающие порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансирование мероприятий (п. 5).

Согласно п. 5, 8 Правил субвенции направляются, в том числе на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также на оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков.

В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, носит целевой характер и направлена на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Согласно статье 5 Федерального закона N 81-ФЗ, статьям 6, 179 БК РФ, статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Учитывая, что пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

Таким образом, обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возложена на орган местного самоуправления, и отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат и заключение указанного договора.

Кроме того, пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возложена именно на орган местного самоуправления и отсутствие на момент рассмотрения дела финансирования не может являться препятствием к реализации вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.

Как установлено в судебном заседании, согласно отчету о научно-технической работе СКП ОАО «ВНИМИ», расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных пластов по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, превысили предельные значения, следовательно, горные работы шахт ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения (л.д.32).

Истцы Попов Е.И. и Попова Е.В. зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.11,12).

Собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является Попов Е.И. (л.д.14-15).

В соответствии с протоколом №АЯ-546пр совещания по вопросу уточнения списков граждан, на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, по Администрации г.Шахты Ростовской области от 08.12.2014г., утвержденных Министерством энергетики РФ, в список на переселение из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, включены Попов Е.И. и Попова Е.В., из расчета общей площади жилья - 42 кв.м на 2-х человек (л.д. 81).

Таким образом, установлено, что с 2014г. истцы включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого пострадавшего от ведения горных работ жилья, однако до настоящего времени договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья с ними не заключен.

Жилой дом, в котором проживают истцы, непригоден для проживания, проживание в данном доме угрожает безопасности истцов, однако переселиться из данного жилья семья истца не может.

Совокупность установленных в судебном заседании обстоятельств дела свидетельствует о том, что необходимые условия для предоставления истцам социальных выплат согласно Постановлению Правительства РФ №428 от 13.07.2005г. имеются.

Доводы представителя Администрации г.Шахты Ростовской области о том, что требования истцов подлежат отклонению в связи с тем, что семья истцов подлежит переселению по областной адресной программе «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012г., в 2017-2025 годах», суд находит несостоятельными, поскольку собственник жилого помещения вправе самостоятельно избирать способ восстановления своих прав. Кроме того, истцы с 2014г. включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого пострадавшего от ведения горных работ жилья. Тот факт, что истцы включены в обе программы по переселению, не может служить основанием для отказа в иске.

Поэтому установленные судом обстоятельства дела и анализ вышеперечисленных норм закона позволяет суду сделать вывод об обоснованности заявленных истцами требований.

При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г.Шахты Ростовской области заключить с Поповым Е. И. Поповой Е. В. договор о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд.

Судья                                                            С.Ф. Романова

Решение изготовлено в окончательной форме 17.02.2020г.

2-169/2021 (2-4530/2020;) ~ М-4218/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попов Евгений Иванович
Попова Елена Вячеславовна
Ответчики
Администрация г. Шахты
Другие
Министерство энергетики РФ
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Романова Светлана Федоровна
Дело на сайте суда
shahtinsky--ros.sudrf.ru
20.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2020Передача материалов судье
21.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2020Подготовка дела (собеседование)
17.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
28.01.2021Судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
17.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2021Дело оформлено
21.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее