Дело № 2а-154/2020
УИД: 28RS0№-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2020 года с. Ромны
Ромненский районный суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Коломеец М.А.,
при секретаре Сенчура Е.А.,
с участием административного истца - помощника прокурора Ромненского района Амурской области Самойленко А.С.,
административного ответчика – главы Знаменского сельсовета Мысак Е.А., действующей на основании устава муниципального образования,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ромненского района Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Знаменского сельсовета о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации мероприятий направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района и обязании в срок до 31 декабря 2020 года выполнить устройство системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ромненского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области о признании незаконными бездействий по непринятию мер по организации мероприятий направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района и обязании администрации Знаменского сельсовета в срок до 31 декабря 2020 года выполнить устройство системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района.
В обоснование административных исковых требований указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Ромненского района установлено, что при осмотре системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка, вдоль домовладений, проходит дренажная канава открытого типа, которая предназначена для отвода грунтовых и талых вод от домовладений. В период выпадения осадков сохранятся движение вод в дренажной канаве. Вместе с тем, дренажная канава вдоль всей протяженности ул. Заречная не отвечает установленным требованиям, а именно: не произведено ее расширение и расчистка с учетом увеличения осадков, в целях предупреждения подтопления прилегающей территории и близко расположенных жилых домов. Администрация Знаменского сельсовета обязана организовать мероприятия направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения, поскольку ее отсутствие не исключает возникновение аварийной ситуации, затопления, угрозу чрезвычайной ситуации, санитарному благополучию жителям с. Знаменка, а также экологической обстановке. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц. По результатам поверки прокуратурой района 03.08.2020 главе Знаменского сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Из ответа главы Знаменского сельсовета поступившего в прокуратуру района 11.09.2020 следует, что указанные нарушения в представлении не устранены.
В судебном заседании административный истец - помощник прокурора Ромненского района Самойленко А.С. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - глава Знаменского сельсовета Мысак Е.А. исковые требования признала. В судебном заседании пояснила, что в связи с обильными осадками в текущем году и разливом р. Белая, приусадебные участки жителей улицы заречная с. Знаменка стали страдать от переувлажнения и подтопления водой. Водоотводную канаву в настоящее время не получается прочистить и расширить в связи невозможностью подъезда к ней, наличием в ней воды от постоянных осадков. В настоящее время из резервного фонда Правительства Амурской области Знаменскому сельсовету выделено 8,6 млн. рублей для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, проведения работ по ул. Заречной, расчистке канавы, прокладки дополнительных труб водопропускных, отсыпке дорожного полотна дороги по ул. Заречной, выполнение кюветов вдоль дороги, которых в настоящее время практически нет. ПО улице заречной будут вырублены деревья, в связи с чем, будет возможность расширить водоотводную канаву. В ближайшее время будет произведен отбор подрядчика и заключен контракт на выполнения данных работ. В данный момент вести работы не представляется возможным, так как специальная техника не может подъехать и работать в связи переувлажнением почвы.
Выслушав административного истца, административного ответчика исследовав материалы дела, суд считает требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с п. 4, 5 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4,5 ч. 1 ст. 6 Уставом Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области к вопросам местного значения Знаменского сельсовета относится организация в границах сельсовета электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ, п. 23 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», к сточным водам относятся, в том числе, дождевые, талые воды.
Пунктом 7.1.10 СП 32.13330.2018 "Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85" предусмотрено, что отведение по открытой системе водостоков с применением разного рода лотков, канав, кюветов, оврагов, ручьев и малых рек допускается для селитебных территорий с малоэтажной индивидуальной застройкой.
Помимо этого, возможность поверхностного водоотведения с использованием канав-осушителей, предусмотрена также положениями СП 436.1325800.2018 "Свод правил. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от оползней и обвалов. Правила проектирования".
Таким образом, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение дождевых, талых вод.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" порядок содержания автомобильных дорог устанавливается правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Решением Знаменского сельского Совета народных депутатов от 25.12.2019 № 84 приняты с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года Знаменским сельсоветом полномочия по осуществлению отдельных полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения.
Из пояснений административного ответчика следует, что автомобильная дорога общего пользования с дорожными сооружениями – водоотводными кюветами, проходящая по ул. Заречная с. Знаменка принадлежит администрации Ромненского района. Однако на основании соглашения от 27.12.2019 года администрацией Ромненского района полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в границах населённых пунктов переданы до 31.12.2020 года Знаменскому сельсовету.
В соответствии с п. 3.65 СП 34.13330.2012. «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266) канава боковая придорожная это канава, проходящая вдоль земляного полотна для сбора и отвода поверхностных вод, с поперечным сечением лоткового, треугольного или трапецеидального профиля.
Согласно п. 7.59 СП 34.13330.2012. «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).
Согласно п.п. «г» п. 1 ч. 5.2 Правил благоустройства территории Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области, утвержденных решением Знаменского сельского Совета народных депутатов, организация благоустройства территорий Знаменского сельсовета в любое время года включает уборку и прочистку расположенных на территории (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - на прилегающей территории) и находящихся во владении и (или) пользовании субъекта благоустройства канав, труб, трубопроводов, дренажей, предназначенных для отвода грунтовых и поверхностных вод.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоотведения по ул. Заречная с. Знаменка относится к объектам инженерной инфраструктуры, в том числе к дороге общего пользования и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы открытого сбора поверхностных вод (водоотводных канав, кюветов) на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.
Распоряжением главы Ромненского района Амурской области от 28.07.2020 года № 190-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории района», с 28.07.2020 года вверен режим чрезвычайной ситуации на территории Ромненского района для сил и средств Ромненского районного звена АО ТП РСЧС установлен муниципальный уровень реагирования.
Из имеющейся в материалах дела информации, направляемой администрацией Ромненского района в ЦУКС ГУ МЧС России по Амурской области следует, что по состоянию на 10 сентября 2020 года на территории с. Знаменка Ромненского района в результате большого выпадения осадков и подъёма воды реки Белая оставалось подтопленными семь приусадебных участков расположенных по ул. Заречная, имелся один перелив через дорогу по ул. Заречная.
Согласно ч.1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. «е» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует, из акта проверки прокуратуры Ромненского района и фото-таблицы к нему от 11.09.2020 года, при осмотре системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка, вдоль домовладений, проходит дренажная канава открытого типа, которая предназначена для отвода грунтовых и талых вод от домовладений. Вместе с тем, дренажная канава вдоль всей протяженности ул. Заречная не отвечает установленным требованиям, а именно: не произведено ее расширение и расчистка с учетом увеличения осадков, в целях предупреждения подтопления прилегающей территории и близко расположенных жилых домов.
Данные обстоятельства подтверждаются административным ответчиком и не опровергаются.
Учитывая, что администрация Знаменского сельсовета, в соответствии с возложенными полномочиями, обязана осуществлять деятельность в сфере водоотведения и предотвращение чрезвычайных ситуаций, а при наступлении таковых проводят аварийно-спасательные мероприятия, направленные на содержание водоотводных кюветов в надлежащем состоянии, в том числе относящихся к дорогам общего пользования принадлежащих муниципальному образованию, суд соглашается с доводами административного истца о том, что непринятие мер по очистке и расширению водоотводной канавы, и кюветов автомобильной дороги влечет угрозу подтопления приусадебных участков и жилых помещений граждан, проживающих как по ул. Заречной с. Знаменка, так и населенного пункта в целом, соответственно причинение вреда их имуществу.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным ответчиком, при реализации возложенной на него обязанности по организации водоотведения и предупреждению последствий чрезвычайной ситуации, в границах муниципального образования, бездействует, что выражено в непринятии мер по организации мероприятий направленных на устройство и содержание системы водоотведения по ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района Амурской области, в том числе обустройстве дорожных кюветов автомобильной дороги общего пользования по ул. Заречная с. Знаменка, в связи с чем, удовлетворяет заявленные прокурором Ромненского района административные исковые требования.
В соответствии со статьёй 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд полагает, что возложение обязанности на административного ответчика должно быть установлено в разумный срок, достаточный для его исполнения.
Поскольку планирование расходов на обеспечение мероприятий по устройству и содержанию системы водоотведения по ул. Заречная, с. Знаменка потребует временных затрат, при этом, выполнение данных обязательств требует разумных сроков, не подвергая угрозе причинения вреда имуществу неопределенного круга лиц, то суд полагает необходимым установить ответчикам срок исполнения обязанности до 31 декабря 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Ромненского района Амурской области к администрации Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области по непринятию мер по организации мероприятий направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района Амурской области и обязании администрации Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области в срок до 31 декабря 2020 года выполнить устройство системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района Амурской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области по непринятию мер по организации мероприятий направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района Амурской области.
Обязать администрацию Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области в срок до 31 декабря 2020 года выполнить устройство системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района Амурской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда в соответствии с главой 35 КАС РФ может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток, ул. Светланская, д.54) в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, путем подачи кассационной жалобы через Ромненский районный суд Амурской области.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 08.10.2020 года
Судья М.А. Коломеец
Дело № 2а-154/2020
УИД: 28RS0№-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
07 октября 2020 года с. Ромны
Ромненский районный суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Коломеец М.А.,
при секретаре Сенчура Е.А.,
с участием административного истца - помощника прокурора Ромненского района Амурской области Самойленко А.С.,
административного ответчика – главы Знаменского сельсовета Мысак Е.А., действующей на основании устава муниципального образования,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ромненского района Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Знаменского сельсовета о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации мероприятий направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района и обязании в срок до 31 декабря 2020 года выполнить устройство системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района,
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Ромненского района Амурской области к администрации Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области по непринятию мер по организации мероприятий направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района Амурской области и обязании администрации Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области в срок до 31 декабря 2020 года выполнить устройство системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района Амурской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области по непринятию мер по организации мероприятий направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района Амурской области.
Обязать администрацию Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области в срок до 31 декабря 2020 года выполнить устройство системы водоотведения по всей протяженности ул. Заречная с. Знаменка Ромненского района Амурской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда в соответствии с главой 35 КАС РФ может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток, ул. Светланская, д.54) в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, путем подачи кассационной жалобы через Ромненский районный суд Амурской области.
Судья М.А. Коломеец