УИД 63RS0027-01-2021-003280-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Н.В.,
при помощнике судьи Пьяновой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2527/2021 по исковому заявлению Васильевой Ольги Владимировны к Администрации м.р. Ставропольский Самарской области об установлении местоположения границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Васильева О.В. обратилась в Ставропольский районный суд с указанным исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просит:
Установить местоположение границ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «коллективного садоводства», площадью 377 кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в координатах, установленных межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером Сидякиной Ю. А.:
Обозначение |
Уточненные координаты, м | |
характерных точек границ |
X |
Y |
н1 |
418165.16 |
1343786.94 |
н2 |
418167.71 |
1343800.72 |
н3 |
418165.83 |
1343801.10 |
н4 |
418166.31 |
1343806.49 |
н5 |
418148.64 |
1343807.85 |
н6 |
418147.16 |
1343795.03 |
н7 |
418143.76 |
1343788.79 |
н1 |
418165.16 |
1343786.94 |
Требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка, площадью 400 кв.м., с кадастровым номером №, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Объект поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Им принято решение об установлении местоположения границ земельного участка, однако не имеет возможности зарегистрировать свое право собственности на участок по результатам его межевания, во внесудебном прядке, поскольку выявлено пересечение границ земельного участка. Истец считает, что доводы министерства не соответствуют положениям закона по следующим причинам:
Министерство в своем возражении не учитывает, что согласно положениям Федерального закона от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участии к определенной категории земель", определенно, что до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий: земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после ДД.ММ.ГГГГ; смежным земельным участком является лесной участок. В ходе кадастровых работ было установлено, что земельный участок, принадлежащий Васильевой О. В. расположенный по адресу: <адрес> (по выписке из ЕГРН: <адрес>), пересекает границу многоконтурного земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть полностью находится в границе земельного участка №, что так же подтверждается возражением министерства и приложенным планом местности с отметками на нем л/фонд и участка истца. Так как согласно сведениям ЕГРН дата постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ., тогда как сведения об уточняемом участке с кадастровым номером №-ДД.ММ.ГГГГ. на основании свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ. То есть, сведения о земельном участке с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ. внесены после регистрации права на земельный участок Истца, то данное пересечения с границами лесного фонда не являются препятствием для осуществления государственного кадастрового учета.
Документом, определяющим местоположение земельного участка при его образовании является чертеж границ земельного участка в М:1:500, который является приложением к свидетельству на право собственности на землю peг. № от ДД.ММ.ГГГГ, что и подтверждает, что уточняемый земельный участок существует более 15 лет. Полагает, что возражение министерства не соответствует требованием п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок. Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим разработку и реализацию основных направлений региональной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, в сфере лесного хозяйства. Согласно Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (ред. от 09.04.2021) "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (вместе с "Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства") Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Таким образом, доводы министерства являются несостоятельными, так как правовая позиция основана, без учета Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Закон устанавливает приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, а также правоустанавливающих документов, что позволяет сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами. Таким образом, закон устанавливает приоритет и достоверность ЕГРН как основу защиты права собственности граждан.
Полагает, что возражение министерства не соответствует требованием п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок.
Истец, ее представитель в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, представитель истца, просит о рассмотрении дела без его участия.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, возражений письменных по заявленным требованиям не представил.
Представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Администрации с.п. Васильевка м.р. Ставропольский Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области», Анкудимов С.С. в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, возражений по заявленным требованиям не представили.
Представитель третьего лица - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, представил суд письменные возражения по существу заявленных требования, согласно которых Согласно ч.1,2 ст.27 ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно представленному каталогу координат, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат в геоинформационную систему (ГИС) ИнГео, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> относится к землям лесного фонда и находится в квартале 83 выдел 6 Федоровского участкового лесничества Ставропольского лесничества. Принадлежность спорного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства, а именно: выкопировкой из планшета лесоустройства Ставропольского лесничества; копией таксационного описания по Ставропольскому лесничеству, свидетельством о государственной регистрации права на указанный участок за Российской Федерацией как на земли лесного фонда от 02.09.2005г., лесохозяйственным регламентом Ставропольского лесничества. Таким образом, министерством представлен полный перечень доказательств, предусмотренных законодательством, подтверждающих наложение спорного участка на участок лесного фонда. Границы лесных участков 83 квартала Ставропольского лесничества установлены, закреплены в натуре на основании проведенного лесоустройства. На данный лесной участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № лесной участок Федоровского лесничества, является участком лесного фонда, леса первой группы и собственностью Российской Федерации, площадью 3792,00га.. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. При этом право Российской Федерации на указанный участок никем не оспорено и не признаны недействительными, материалы лесоустройства также не оспорены.
Также из пояснений министерства следует, что земельный участок истца полностью входит в состав лесного участка, в отношении которого зарегистрировано право собственности РФ. Впервые границы участка лесного фонда были установлены в первой половине 20го века. То есть, участок лесного фонда существует на местности более 15 лет. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В настоящее время вопросы перевода земель из одной категории в другую регулируются ст. 8 ЗК РФ, в п. 1 которой, в частности, установлено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации. Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (п. 3 ст.8 ЗК РФ). Участок из категории земель лесного фонда не переводился. Распоряжение такими участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.83 JIK РФ). На территории Самарской области уполномоченным органом на ведение государственного лесного реестра и распоряжение такими участками является министерство на основании положением о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Самарской области №34 от 18.02.2009г.. Иной орган по предоставлению участков лесного фонда на каком-либо праве физическим и юридическим лицам, а также согласования его схемы не обладает. Пунктом 3 ст.4 ГрК РФ установлено, что к градостроительным отношениям применяется лесное законодательство, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Неправомерное изменение категории земель лесного фонда на иную категорию, не может являться основанием для лишения Российской Федерации указанного участка. Отсутствие лесных насаждений на земельном участке не означает, что данный земельный участок не является участком лесного фонда. Использование участка лесного фонда под садоводство не означает утрату его статуса как участка лесного фонда. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Статус земельного участка в силу действующего законодательства определяется не местом его нахождения, а нормами закона, регулирующего соответствующие правоотношения. Нахождение спорного земельного участка в территориальных границах населенного пункта не свидетельствует о безусловном отнесении участка к категории земель населенных пунктов. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение истцом процедуры изъятия земельного участка из земель лесного фонда и их перевода в иную категорию земель. При таких обстоятельствах, считают, что достоверных доказательств выделения истцу земельного участка в испрашиваемых границах в материалах дела не имеется, в связи с чем заявленные истцом требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Третьи лица – Матрин А.В., СНТ «Приволье» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, просят о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по существу заявленных требований не имеют, подтверждают доводы истца.
Согласно письменных пояснений председателя СНТ «Приволье» отсутствует проект организации застройки территории садоводческого, некоммерческого объединения граждан: СНТ «Приволье», раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению, осуществляется в соответствии с Государственным Актом на право пользование землей А-I № от ДД.ММ.ГГГГ и план схемой распределения участков. Управлением Росреестра по Самарской области на запрос в предоставлении документов государственного фонда данных, а именно графических материалов на земельный участок, был получен ответ от 05.09.2017г. которым отказано в предоставлении документов государственного фонда данных в связи с их отсутствием, а уточняемый участок отображен схематично и отображает местоположение участка № в существующих границ на местности 15 и более лет, что также подтверждается существованием СНТ более 15 лет, согласно Государственного Акта на право пользование землей А-I № от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с графическими сведениями документов, полученных кадастровым инженером на этапе сбора исходных данных при проведении кадастровых работ, испрашиваемая конфигурация земельного участка в целом соответствует данным этих документов. Земельный участок, принадлежащий Васильевой О.В. расположен по адресу: <адрес> Споров по границам смежных (соседних) земельных участков не имеется, данных участка два, согласно план схемы участок № принадлежащей Анкудимову С.С. и № принадлежащий Матрину А.В.. Не возражает против установления местоположения границ земельного участка Васильевой О.В. по существующим ограждениям.
Принимая во внимание требования ч.4 ст.167 ГПК РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив письменные материалы гражданского дела, суд, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с частью 3 ст. 6 ЗК РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Данными законами является в первую очередь федеральный закон от 24. 07.2007 г. № 221-ФЗ.
Земельным участком может быть признан именно земельный участок, т.е. объект недвижимого имущества, учтенный в ГКН, либо по результатам межевания, либо в качестве ранее учтенного, с границами, подлежащими уточнению при межевании.
Статьей 64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно действующего земельного законодательства при проведении процедуры межевания вычисляются уникальные координаты угловых точек земельного участка, позволяющие однозначно определить их положение на местности.
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание проводится, в том числе, и как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
При этом, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч.10 указанной правовой нормы при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Пункт 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» указывает, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.
Согласно п. 10 ст.22 №218-ФЗ от 13.07.2015г. "О государственной регистрации недвижимости" При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как следует из материалов дела, (Выписка из ЕГРН) Васильева О.В. является собственником земельного участка, площадью 400 кв. м., с кадастровым номером №, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> Объект поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Данный участок приобретен истцом на основании договора купли - продажи земельного участка с садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ Участок бы приобретен из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: «для коллективного садоводства», с не уточненной площадью 400 кв.м., с кадастровым номером: №, с местоположением (адрес): <адрес> и зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации права собственности на земельный участок №, номер регистрации на садовый дом №
Принимая во внимание, то, что площадь земельного участка была ориентировочной, с целью надлежащего оформления права собственности на данный земельный участок истец обратился в ООО «Градоустройство» для проведения кадастровых работ для уточнения местоположения границ земельного участка, т.к. имеющееся в ЕГРН кадастровые сведения о нем не соответствуют требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, установленным органом нормативно-правового регулировании в сфере кадастровых отношений, т. е. не позволяет установить местоположение его границ с необходимой точностью.
Работником ООО «Градоустройство» кадастровым инженером Сидякиной Ю.А. подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером: №, с местоположением (адрес): <адрес>
При проведение кадастровых работ в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес> на этапе сбора исходных данных были получены следующие документы: Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, ответ Администрации муниципального района Ставропольский на запрос о предоставлении информации № от ДД.ММ.ГГГГ, План- схема садоводческого товарищества № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, Государственный акт на право пользование землей А-1 № от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из ЕГРЮЛ на СНТ «Приволье», свидетельство о праве пользования на землю № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленных суду фотоматериалов, справок, выданных председателем СТ «Приволье-1», истец является членом СТ, использует земельный участок по назначению, несет бремя его содержания, задолженностей не имеет.
Обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела, были зафиксированы на фотоаппарат Nikon Coolpix. Фотосъемка велась с разных ракурсов на территории СНТ «Приволье» с участка № и смежных с ним участков.
На указанных фотографиях зафиксированы: объекты искусственного происхождения обозначающие границы уточняемого земельного участка: с т. н5-н3 граница закреплена объектом искусственного происхождения-бетонное ограждение с установленным на него кирпичным забором, внутренняя часть участка выложена бутовым камнем, т. Н3-н4 закреплена объектом искусственного происхождения - кирпичная стена капитального строения
Согласно сообщения председателя СНТ «Приволье» в СНТ «Приволье» идет процесс межевания территории границ СНТ «Приволье» организацией ООО «Меркатор». Управлением Росреестра по Самарской области на запрос о предоставлении документов государственного фонда данных, а именно графических материалов на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> - предоставить данную информацию не предоставляется возможным по следующим основаниям: отсутствие запрашиваемых Документов государственного фонда данных.
Судом в ходе рассмотрения дела также были исследованы материалы гражданского дела № 2-908/2021, которым удовлетворены исковые требования Анкудимова С.С., являющегося смежным с истцом землепользователем, при этом решением суда от 28.05.2021 года, вступившим в законную силу постановлено:
«Исковое заявление Анкудимова Сергея Сергеевича – удовлетворить.
Установить площадь земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> в размере 570 кв.м.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере 570 кв.м., в соответствии с каталогом координат, указанных в межевом плане, изготовленным кадастровым инженером ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» Корчагиной О.А. от ДД.ММ.ГГГГ.». При этом причиной обращения Анкудимова С.С. в суд послужили аналогичные основания.
Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели ФИО6, ФИО7, ФИО8 подтвердили доводы истца.
Более того, согласно заключения кадастрового инженера Котенкова Н.Л. (СНИЛС 018-892-828 00, являющийся членом СЮ КИ Саморегулируемая организация "Ассоциация кадастровых инженеров Поволжья"(дата вступления в СРО "22" июля 2016 г., уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРО КИ N 783). Сведения о СРО КИ Саморегулируемая организация "Ассоциация кадастровых инженеров Поволжья" содержатся в государственном реестре СРО КИ (уникальный номер реестровой записи от 21.10.2016 г. N 009), содержащегося в составе межевого плана, подготовленного 26.11.20211 года.
В соответствии с заданием заказчика на выполнение кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного: <адрес>, выполнены кадастровые работы по уточнению границ ранее учтенного земельного участка, т.к. имеющиеся в ЕГРН кадастровые сведения о нем не соответствуют требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, установленным органом нормативно-правового регулировании в сфере кадастровых отношений, т.е. не позволяют установить местоположение его границ с необходимой точностью.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, указан кадастровый квартал № однако в результате проведения кадастровых работ было выявлено, что фактически земельный участок расположен в двух кадастровых кварталах № и №. Исходя из этого в межевом плане кадастровый квартал земельный участок указан №
Правоустанавливающим документом на уточняемый земельный участок является Выписка ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ. Документом, определяющим местоположение земельного участка при его образовании является чертеж границ земельного участка в М 1:500, который является приложением к свидетельству на право собственности на землю рег.№ от ДД.ММ.ГГГГ., что и подтверждает, что уточняемый земельный участок существует более 15 лет.
В ходе кадастровых работ установлено, что граница уточняемого земельного участка пересекает границу многоконтурного земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ., то есть полностью находится в границе земельного участка №. Однако согласно сведениям ЕГРН дата постановки на кадастровый учет земельного участка 24.03.2005г., тогда как сведения об уточняемом земельном участке с кадастровым номером № - ДД.ММ.ГГГГ. на основании свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ. П. 9 ст. 10 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» от 29.07.2017 № 280-ФЗ, определено, что до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;
2) смежным земельным участком является лесной участок.
Исходя из выше сказанного, сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены после образования земельного участка (образовался земельный участок ДД.ММ.ГГГГ.). Данное пересечение с границами лесного фонда не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета.
Также, стоит учитывать, что межевание земельных участков это, не подгон под планы земельных участков существующих на местности более 15 лет, а отображение действительности, фактическое местоположение границ уточняемого земельного участка, закрепленных на местности с использованием объектов искусственного происхождения, а именно: бетонное ограждение, кирпичная стена капитального строения. Исходя из этого, местоположение границ земельного участка, его конфигурация и площадь определялись с учетом фактического землепользования (ограждения), местоположения смежных землепользований прошедших государственный учет и в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
При установлении границ было использовано высокоточное оборудование: GPS приемник EFT Ml №, с погрешностью измерений 0.1 м2, что соответствует Закону. Наличие разногласий при согласовании местоположения границ земельного участка не возникло.
Границами уточняемого земельного участка, являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет, позволяющие определить местоположение границ земельного участка и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения: ограждениями.
Согласно сведениям ЕГРН площадь уточняемого земельного участка 400 кв. м., в процессе проведения кадастровых работ она уточнилась и составила 377 кв. м. Границами уточняемого земельного участка, являются объекты искусственного происхождения позволяющие определить его местоположение: ограждения. С т.н5-н3 граница закреплена объектом искусственного происхождения - бетонное ограждение, т.н4 закреплена объектом искусственного происхождения - кирпичная стена капитального строения. Граница в т.н4-н5 установлена по границе смежного земельного участка с КН №, утвержденного Решением суда. Однако в межевом плане смежного земельного участка № с КН №, для суда, в схеме расположения земельного участка не учли «т. н4 - земельного участка № с КН №», которая закреплена объектом искусственного происхождения - кирпичная стена капитального строения. На схеме расположения смежного земельного участка отчетливо видно границу строения между их точками н4-н5 (данная схема приложена в межевом плане в папку приложений). Поскольку исполнителем и судом не было учтено фактическое использование смежного земельного участка, то в данном межевом плане образована новая точка н4 на границе земельного участка с КН №. Так как собственник пользуется именно в таких границах своим земельным участком. Данная ситуация не нарушает требований законодательства и не является причиной для принятия Решения о приостановлении государственного кадастрового учета.
Согласование местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №
С т. н4-н5 - согласовано в индивидуальном порядке;
С т. н7-н4 - земли общего пользования;
С т. н5-н7 - согласовано в индивидуальном порядке.
Акт согласования включен в состав межевого плана. Права других лиц не нарушены. Сведений о наличии разногласий и возражений не выявлено.
Сведения о координатах пунктов государственной геодезической сети или опорной межевой сети указаны на основании выписки из каталога координат пунктов на Самарскую область, инв. №, выданную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области под учетным номером № от ДД.ММ.ГГГГ. с сопроводительным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. (Номер договора на выполнение кадастровых работ № от ДД.ММ.ГГГГ. Дата подготовки и окончательной редакции межевого плана ДД.ММ.ГГГГ., кадастровым инженером Котенковым Н.Л., СНИЛС №. Так как в настоящее время срок действия электронной подписи на имя кадастрового инженера Сидякиной Ю.А. истек).
Согласно положения Федерального закона от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участии к определенной категории земель", определенно, что до 01.01.2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;
смежным земельным участком является лесной участок.
В ходе кадастровых работ было установлено, что земельный участок, принадлежащий Васильевой О.В. расположенный по адресу<адрес> (по выписке из ЕГРН: <адрес> пересекает границу многоконтурного земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть полностью находится в границе земельного участка №, что так же подтверждается возражением министерства и приложенным планом местности с отметками на нем л/фонд и участка истца.
Согласно сведениям ЕГРН дата постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ., тогда как сведения об уточняемом участке с кадастровым номером №-ДД.ММ.ГГГГ. на основании свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ
То есть, сведения о земельном участке с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ. внесены после регистрации права на земельный участок истца, и данное пересечение с границами лесного фонда не являются препятствием для осуществления государственного кадастрового учета.
Документом, определяющим местоположение земельного участка при его образовании является чертеж границ земельного участка в М: 1:500, который является приложением к свидетельству на право собственности на землю per. № от ДД.ММ.ГГГГ, что и подтверждает, что уточняемый земельный участок существует более 15 лет.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим разработку и реализацию основных направлений региональной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, в сфере лесного хозяйства
Согласно Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (ред. от 09.04.2021) "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (вместе с "Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства") Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
При принятии решения суд учитывает, что истец является собственником земельного участка, его право собственности при регистрации прошло правовую экспертизу и не оспорено в установленном законом порядке.
Права смежных землепользователей не нарушены, споров по границе нет. Доказательств иного материалы дела не содержат.
Следовательно, границы земельного участка могут быть уточнены в соответствии с данными представленными в межевом плане.
В соответствии с п.п. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе и межевой план.
В соответствии с п. 13 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования, а конкретно Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 N 40651).
Исходя из приведенных норм, назначение межевого плана заключается в постановке на кадастровый учет земельного участка или в учете его изменений.
Согласно положениям ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с абзацем вторым п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположений границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с частью 3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию и лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных земельным кодексом РФ видах прав на землю.
Согласно ч.3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Данными законами является в первую очередь вышеуказанный Федеральный закон от 24.07.2007г. №221-ФЗ.
Учитывая, что п. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что «Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части», п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" определено, что «при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка», а также невозможности внесудебного решения вопроса о проведении государственного кадастрового учета земельного участка, учитывая, что текущая конфигурация земельного участка, не допускающая изломанности границ, чересполосицы, соответствует исторически сложившейся застройке, местоположение границ закреплено на местности ограждениями, с учетом сведений ЕГРН о смежных земельных участках, что споры по границам земельного участка отсутствуют, в результате проведения кадастровых работ площадь земельного участка изменилась незначительно, что, документы, содержащие корректные сведения о конфигурации земельного участка, полученные кадастровым инженером, на этапе сбора исходных данных, в контексте положений п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 N 40651), в целом отражают испрашиваемую истцом конфигурацию.
Из иска следует, что спорный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается Выпиской из ЕГРН, и она вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе решать вопрос уточнения местоположения границ земельного участка на местности.
На основании п.32 ст.26 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» допускается проведение кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка если такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержаться в ЕГРН.
Границы образуемого земельного участка закреплены на местности с использованием заборов, иных ориентиров, споров со смежными землепользователями не имеется, что подтверждается материалами дела. При формировании участка также были учтены сведения ЕГРН о границах смежных земельных участков. При этом фактическая площадь земельного участка не превышает (менее) площадь земельного участка истца по правоустанавливающему документу.
Суд полагает, необходимым установить местоположение межевой границы земельного участка по координатным точкам в соответствии с межевым планом, выполненным кадастровым инженером.
Суду не представлено доказательств отсутствия у истца права на уточнение местоположения границ принадлежащего ему земельного участка.
С учетом изложенного, учитывая, что фактическая площадь земельного участка согласно межевому плану составляет 377 кв.м., а также отсутствие претензий в отношении установления границы со стороны смежных землепользователей, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Доказательств невозможности удовлетворения заявленных требований, с учетом наличия зарегистрированного права собственности истца на спорный объект недвижимого имущества, не оспоренного в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Установить местоположение границ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «коллективного садоводства», площадью 377 кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в координатах, установленных межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером Сидякиной Ю. А.:
Обозначение |
Уточненные координаты, м | |
Характерных точек границ |
X |
Y |
н1 |
418165.16 |
1343786.94 |
н2 |
418167.71 |
1343800.72 |
н3 |
418165.83 |
1343801.10 |
н4 |
418166.31 |
1343806.49 |
н5 |
418148.64 |
1343807.85 |
н6 |
418147.16 |
1343795.03 |
н7 |
418143.76 |
1343788.79 |
н1 |
418165.16 |
1343786.94 |
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья подпись Н.В. Лазарева
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2021 года
Копия верна.
Судья Н.В. Лазарева