Дело № 2-459\13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2013 года г.Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Лялякиной Ж.Ю.,
при секретаре Глушцовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осипова ФИО4 к Министерству финансов РФ, ОМВД России по Черняховскому району о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Осипов В.В. обратился в суд с иском к ОМВД России по Черняховскому району, Минфину РФ просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 310 000 (триста десять тысяч) рублей.
В обосновании иска Осипов В.В. указал, что во время проведения предварительного следствия и рассмотрения уголовного дела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он содержался под стражей, и находился периодически в изоляторе временного содержания ОВД г.Черняховска, где в отношении него были допущены многочисленные нарушения условий содержания, предусмотренные законом. В частности, в камерах ИВС отсутствовали надлежаще оснащённые спальные места, не было постельных принадлежностей, стола и стульев, крана с водой, вешалки для одежды, радио, не выдавались предметы личной гигиены, в камерах отсутствовало надлежащее освещение. Находящийся в камере санузел не соответствовал требованиям приватности. Такими условиями содержания в ИВС были существенно нарушены его конституционные права, причинили вред его здоровью, нравственные страдания и физические неудобства, тем самым ему причинен моральный вред.
Гражданское дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, находящегося под стражей в ФКУ ИК-9 УФСИН РФ по Калининградской области, а также представителя Министерства финансов Российской Федерации, ОМВД России по Черняховскому району надлежащих образом уведомленных о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По тем же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания.
В соответствии со ст. 150, 151 ГК РФ в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, в том числе и унижающими достоинство, суд может возложить на нарушителей обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может причиняться временным ограничением или лишением каких-либо прав.
В соответствии со ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" отмечено, что к вышеуказанным относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Согласно Федеральному Закону N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Закон предусматривает обеспечение подозреваемых и обвиняемых необходимыми бытовыми условиями, коммунально-бытовым обслуживанием, что обусловлено требованием создания нормальных условий существования человека в местах содержания под стражей. В период пребывания в местах содержания под стражей подозреваемые и обвиняемые лишаются или ограничиваются в возможности пользования определенными материальными благами. Однако в то же время условия, в которых они содержатся, не должны причинять им излишних физических страданий или унижать их человеческое достоинство.
Согласно материалам дела Осипов В.В. осужден Черняховским городским судом ДД.ММ.ГГГГ по ч.ДД.ММ.ГГГГ свободы. Срок содержания по приговору исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам уголовного дела Осипов В.В. был задержан по подозрению в совершении преступления ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Черняховского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Осипову В.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ему продлялся срок содержания под стражей до ДД.ММ.ГГГГ Осипов В.В. в период предварительного следствия участвовал в производстве следственных действий и участвовал в судебных заседаниях в Черняховском суде. На время участия в следственных действиях и рассмотрения дела в суде Осипов В.В. доставлялся из ИЗ-39-1 УФСИН и содержался в ИВС ОМВД по Черняховскому району.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.Указанные нормы закона в отношении истца были нарушены.
В соответствии со ст.17 указанного выше Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г. подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Статьей 22 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г. установлено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Нормы питания подозреваемых и обвиняемых, находящихся в местах содержания под стражей уголовно-исполнительной системы, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1992 N 935 и объявлены Приказом Министерства юстиции РФ от 02.08.2005 N 125 (в ред. от 03.07.2008) "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
В приложении N 1 к Приказу Министерства юстиции РФ от 02.08.2005 N 125 содержится минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.
По этой норме суточного довольствия лиц, находящихся ИВС, не производилось.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами прокурорской проверки, договором на организацию питания и меню.
Статья 23 Федерального закона закрепляет, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений должны содержаться под стражей в условиях, отвечающих санитарным и гигиеническим требованиям.
Согласно актам обследования, камеры изолятора временного содержания не оборудованы должным образом, в них отсутствуют индивидуальное спальное место, стол и скамейка по лимиту мест в камере, шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, бочок для питьевой воды, радио, умывальник, настенное зеркало. Стены камер отштукатурены цементным раствором под шубу. В изоляторе не выдается для общего пользования мыло, стиральный порошок, бумага для гигиенических целей.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Черняховского городского суда от 07 мая 2010 года признано, что условия содержания в ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району не соответствуют Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. При таких обстоятельствах суд считает подтверждёнными доводы истца о нарушениях его прав, допущенных при содержании его в ИВС, в части нарушения норм суточного довольствия, отсутствия в камерах индивидуальных спальных мест, умывальника, постельных принадлежностей и другие нарушения, что причиняло истцу нравственные страдания.
Факт причинения морального вреда истцу, в результате не обеспечения в ИВС ОМВД России по Черняховскому району надлежащих условий содержания, соответствующих требованиям Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 года N 103-ФЗ, морального вреда, в ходе судебного разбирательства был установлен.
При этом суд считает, что отсутствие достаточного количества ресурсов для достойного содержания заключенных не может являться оправданием нарушения их человеческих прав.
Исходя из существа заявленных исковых требований, следует, что содержание истца в условиях, не соответствующих установленным требованиям, влечет нарушение его прав, гарантированных законом и предполагает наличие нравственных страданий, душевных переживаний.
В то же время утверждения истца о том, что в камерах отсутствовало освещение, доказательствами не подтверждены.
Согласно сведениям Центра госсанэпиднадзора МСЧ УВД по Калининградской области камеры ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району оснащены естественной и искусственной освещенностью, вентиляцией. Камеры в соответствии с п.20.2 инструкции по проектированию объектов внутренних дел (милиции) СП 12-95 МВД России, освещаются лампами накаливания. Общая освещенность на уровне стола камер составляет 50 лк, что соответствует требованиям СП 12-95 МВД России. Камеры оборудованы центральным отоплением, водоснабжением, канализацией, санузлами. Температура воздуха в камерах составляет 18-20°С, что соответствует гигиеническим нормативам.
Согласно сведениям ОМВД России по Черняховскому району документы по ИВС за ДД.ММ.ГГГГ г.г. отсутствуют в связи с истечением срока хранения документов в соответствии с Приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ
Осиповым не представлено доказательств, причинение ему физического вреда в результате содержания под стражей в ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району.
Принимая решение в этой части, суд учитывает положения части 1 ст. 56 ГПК РФ, согласно которой, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст.23 Закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ).
Площадь камер ИВС составляет 10,9 кв.м. и 9,3 кв.м.
Доказательств содержания истца в камерах с 3 и более человек суд не располагает.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего, степени вины причинителя вреда, правомерности помещения истца в ИВС, срока нахождения истца в указанных условиях и конкретных обстоятельств, свидетельствующих о перенесенных им страданиях. Судом принято во внимание то обстоятельство, что каких-либо негативных последствий в связи с такими условиями содержания для истца не наступило.
Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 своего Постановления "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" также указал, что размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Учитывая фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего, который являлся на тот момент несовершеннолетним, исходя из интересов потерпевшего, принципа разумности и справедливости, суд считает, что в пользу истца следует взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда 3000 рублей.
Поскольку согласно ст.9 Федерального закона РФ от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в редакции Федерального закона от 07.02.2011 №4-ФЗ) изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета, то на основании ст.1071 ГК РФ компенсация за причиненный истцу моральный вред должна быть взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Осипова ФИО5 в качестве компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части иска Осипову В.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2013 года.
Судья Лялякина Ж.Ю.