Р Е Ш Е Н И Е дело №3244\14 Именем Российской Федерации
г. Уфа 16 января 2015 года
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе федерального судьи Легкового В.В., при секретаре Мухтаровой Э.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробъева Д. Г. к Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администрации МР Уфимский район РБ и об обязании заключить договор аренды земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Воробьев Д.Г. обратился в Уфимский районный суд РБ с исковым заявлением к администрации МР Уфимский район о признании незаконным бездействия администрации МР Уфимский район в предоставлении земельного участка в аренду по адресу: <адрес> кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> для строительства индивидуального жилого дома, понуждении Администрацию МР Уфимский район заключить договор аренды земельного участка сроком на <данные изъяты> для строительства индивидуального жилого дома. В судебном заседание Воробьев Д.Г. не явился, представил заявление о рассмотрении спора в его отсутствие. Представитель истца Губайдуллин Р.М. (дов. в деле) исковые требования поддержал, представил возражение на отзыв ответчика, указав, что ДД.ММ.ГГГГг. было обращение с заявлением о предоставлении ФИО5 указанного земельного участка, который он сам выбрал, сформировал и поставил на кадастровый учет. Он согласно выписки из ЕГРП свободен от чьих-либо прав. На него никто не претендует. В обороте он не ограничен. Публикаций в отношении его не осуществлялись. Ответ на его обращение не был дан. Представленный в суд ответ оформлен задним числом. С указанными требованиями представитель администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) Сафина М.Ф. не согласилась, считает их не подлежащими удовлетворению, представила письменное возражение. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке. Суд, выслушав стороны и изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. Исходя из положений п. 2 ст. 46 Конституции РФ следует, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, в том числе отказ в предоставлении земельного участка в аренду. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Суд считает, что право истца на спорный земельный участок отсутствует, носит предполагаемый характер, он ему в том или ином порядке не предоставлялся и не должен был быть представлен, истец в нарушение установленного порядка самостоятельно вопреки воли правообладателя муниципальной земли -Администрация по собственному усмотрению выбрал свободный земельный участок, сформировал его и поставил на кадастровый учет, заявляя об исключительных правах на него, что противоречит закону и установленной процедуре получения права аренды земельного участка на аукционе. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Акты органов местного самоуправления в силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ являются одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Согласно ст. 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью); согласно п. 2 ст. 11 Кодекса органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 10 ст. 3). В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии со ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. При этом п.1 ст.30.1 ЗК РФ конкретно установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта I статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Из содержания п.2 ст.30.1 ЗК РФ следует, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи З0 и пунктом 27 статьи З8.1 настоящего Кодекса. То есть указанной статьей прямо определено, что предоставление осуществляется исключительно на аукционах (торгах).. Кроме того, указанной статьей определен исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельных участков для жилищного строительства может осуществляться без проведения аукциона. Отраженные в исковых заявлениях основания к таковым случаям не относятся. Пункт 5 ст. 30 ЗК РФ предусматривает порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка включает в себя: подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженер но-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без торгов; публикацию сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов. Из изложенных норм закона следует, что предоставлению земельного участка должно предшествовать проведение работ по его формированию, включающие в себя в том числе определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, кроме того, должен быть определен вид разрешенного использования земельного участка, категория земельного участка, его кадастровая стоимость, при том, что в кадастровом паспорте спорного земельного участка не указан вид его разрешенного использования. Таким образом, до принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка должны быть совершены определенные организационные и юридические действия, в результате которых будет обеспечен оптимальный выбор участка и места расположения объекта строительства. Выше перечисленные действия в отношении земельного участка не совершены. Кроме того часть вторая ст. 6 и ст. 11.1 ЗК РФ определяют земельный участок как объект земельный отношений, являющейся частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Удостоверение границ земельного участка осуществляются путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве». В соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. предусмотрен обязательный государственный учёт земельных участков. Под которым понимается описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономические оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В представленном кадастровом документе отсутствуют сведения о категории земель, разрешенном использовании, кадастровой стоимости. Оснований считать его использование для ИЖС нет. Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» такие сведения о земельном участке относятся к числу основных индивидуализирующих вещь признаков: кадастровая стоимость (п. 11 ч. 2 ст. 7); категория земель (п. 13 ч. 2 ст. 7); разрешенное использование (п. 14 ч. 2 ст. 7). Следовательно, до надлежащего оформления кадастрового паспорта спорного земельного участка в установленном законом порядке данный земельный участок не может являться объектом земельных правоотношений и соответственно является объектом вещных прав, объектом гражданского оборота. Таким образом, в отношении земельного участка истцами не были представлены доказательства определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. В отношении земельных участков не было принято решений о проведении торгов. Кроме того, отсутствуют доказательства публикации сообщения о проведении торгов. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Удовлетворение же заявленных требований приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, которые могли бы принять участие в торгах по предоставлению земельного участка для жилищного строительства. Общеизвестным фактом является то, что в Уфимском районе РБ в очереди на получение ( приобретение) земельных участков находятся тысячи граждан, в том числе из числа льготных категорий ( многодетные семьи, семьи, имеющие детей инвалидов и пр.). Суду не представлены какие-либо данные о составе семьи Воробьева Д.Г. жителя <адрес> РБ, его имущественном положении, наличии льгот, нуждаемости в улучшении жилищных условий, в том путем получения земельного участка, наличии или отсутствии прав на другие земельные участки. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Воробьева Д. Г. к Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администрации МР Уфимский район РБ и об обязании заключить договор аренды земельного участка за необоснованностью отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение одного месяца.
Судья: В.В. Легковой