Судья Курлаева И.В. Дело № 33а-15427/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Каландаровой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2018 года апелляционную жалобу Поляковой С.В. на решение Пушкинского городского суда Московской области от 04 декабря 2017 года по делу по административному исковому заявлению Поляковой <данные изъяты> об оспаривании постановления Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 18.08.2017 № 1944 «О закрытии сквозного проезда по автомобильной дороге на улицах Солнечная – Санаторная в с.п. Тарасовское Пушкинского муниципального района» в редакции постановления того же органа от 22.09.2017 № 2302.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Администрации Пушкинского м/р Московской области - Кромского И.Н., представителя Администрации с/п Тарасовское – Михайлова А.В.,
заключение прокурора Ищенко Е.И., полагающей решение суда подлежащим отмене,
установила:
постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 18.08.2017 № 1944 «О закрытии сквозного проезда по автомобильной дороге на улицах Солнечная – Санаторная в с.п. Тарасовское Пушкинского муниципального района» (в редакции постановления того же органа от 22.09.2017 № 2302) с 25.09.2017 введены ограничения путем полного запрета движения автотранспортных средств на въезде в сельское поселение Тарасовское Пушкинского муниципального района со стороны города Ивантеевка Московской области; постановлено въезд в сельское поселение Тарасовское осуществлять по дорогам общего пользования с Ярославского шоссе; предписано внести изменения в проект организации дорожного движения с установкой соответствующих дорожных знаков.
Полякова С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного постановления, ссылаясь на то, что, принимая данный акт, орган местного самоуправления действовал с превышением полномочий; содержание постановления противоречит положениям статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановлению Правительства Московской области от 11.03.2012 № <данные изъяты>: указанная в оспариваемом постановлении причина перекрытия дороги не входит в перечень оснований, по которым могут быть введены ограничения в движении или полностью прекращено движение автотранспортных средств по дорогам общего пользования. Перекрытие движения по улицам Санаторная – Солнечная сельского поселения Тарасовское нарушает ее, Поляковой С.В., права и интересы как пользователя данной автомобильной дороги.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 04 декабря 2017 года административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Полякова С.В. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии со статьей 14 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из материалов дела усматривается, что пунктом 1 постановления Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 18.08.2017 (в редакции постановления того же органа от 22.09.2017 № 2302) в связи с несоответствием эксплуатационного состояния дорог и улиц в сельском поселении Тарасовское Пушкинского муниципального района Московской области (пос. Лесные Поляны) требованиям действующих стандартов, в целях сохранности автомобильных дорог общего пользования муниципальной дорожной сети с 25.09.2017 введено ограничение путем полного запрета движения автотранспортных средств на въезде в сельское поселение Тарасовское Пушкинского муниципального района со стороны города Ивантеевка Московской области; предусмотрено, что въезд в сельское поселение Тарасовское осуществляется по дорогам общего пользования с Ярославского шоссе.
Постановление Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 18.08.2017 № <данные изъяты> в первоначальной редакции было опубликовано на официальном сайте Администрации Пушкинского муниципального района 18.08.2017; постановление от 22.09.2017 № 2302 опубликовано в межмуниципальной газете Пушкинского района «Маяк» от 04.10.2017 за № 74.
Обращаясь в суд с административным иском, Полякова С.В. ссылалась на то обстоятельство, что оспариваемым муниципальным правовым актом произведено незаконное перекрытие автодороги общего пользования, соединяющей улицы Солнечная – Санаторная в сельском поселении Тарасовское, что сделало невозможным выезд для жителей г. Ивантеевка (помимо выезда через Ивантеевское шоссе) на Ярославское шоссе в сторону г. Москвы.
Из материалов дела усматривается, что автомобильная дорога на улицах Солнечная – Санаторная в сельском поселении Тарасовское имеет протяженность 1503 кв.м, является дорогой местного значения и находится в собственности сельского поселения Тарасовское Пушкинского муниципального района Московской области.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов при обеспечении безопасности дорожного движения, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 5 данного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в числе прочего, посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном, электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
В силу статьи 14 Федерального закона № 196-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ).
По смыслу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения не относится.
При этом в силу части 4 указанной выше статьи иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Системный анализ абзацев 1 и 5 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ позволяет сделать вывод, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения на территориях сельских поселений, а также на межселенной территории, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый Поляковой С.В. муниципальный правовой акт принят по вопросу, относящемуся к компетенции Администрации Пушкинского муниципального района как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона № 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2.1 статьи 30 Закона).
В соответствии с пунктами 3, 25 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Московской области, а также по автомобильным дорогам местного значения на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 11.03.2012 N 264/8 (далее – Порядок), временные ограничение или прекращение движения устанавливаются, в числе прочего, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся при аварийных ситуациях на автомобильных дорогах (дорожно-транспортные происшествия, технологические аварии), для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения работ по содержанию автомобильных дорог, когда иными мерами невозможно обеспечить безопасность дорожного движения.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое постановление было принято в связи с многочисленными обращениями жителей сельского поселения Тарасовское: упомянутая в постановлении муниципальная дорога в самой узкой ее части имеет ширину 3м, она не оборудована тротуаром либо обочиной, вплотную примыкает к придомовой территории многоквартирного жилого дома № 10 по ул. Центральная с. Тарасовка и к территории детского сада, к оградам частных домов по улице Солнечная; из-за непрерывного потока транзитного транспорта, следующего из г. Ивантеевки, данную улицу было невозможно безопасно пересечь, местный школьный автобус, машины «скорой помощи» и МЧС не могли разъехаться с большегрузным транзитным транспортом. Данная дорога, созданная изначально для подъезда жителей улиц Санаторная, Солнечная, Радужная села Тарасовка к своим дома, по своим габаритам (ширина, протяженность, расположение) и уровню обустройства не может быть отнесена к дорогам общего пользования.
Согласно позиции Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области открытие улиц Солнечная – Санаторная, учитывая их ненормативное состояние, для проезда транзитного транспорта нарушит безопасность дорожного движения (л.д. 7-8, том 2).
При таких данных суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое административным истцом постановление не противоречит положениям действующего федерального и регионального законодательства, принято в целях обеспечения безопасности всех участников дорожного движения по улицам Солнечная – Санаторная в сельском поселении Тарасовское Пушкинского муниципального района Московской области.
Оценивая довод административного истца о том, что в результате принятия оспариваемого акта были нарушены ее права и интересы, суд первой инстанции правомерно учел, что существует еще несколько специально оборудованных выездов из г. Ивантеевки, в том числе в сторону г. Москвы и г. Пушкино Московской области; по этой же причине в оспариваемом постановлении отсутствует указание на устройство объездов. Удобство использования различных выездов из г. Ивантеевки не является обстоятельством, имеющим правовое значение для разрешения настоящего спора.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы Поляковой С.В. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку представленных доказательств и выводов суда, который при разрешении возникшего спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, пришел к выводам, которые соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 04 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поляковой С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи