Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-14/2019 от 11.02.2019

Дело № 5-14/2019

Мотивированное постановление изготовлено 28 февраля 2019 года.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Полярные Зори      «26» февраля 2019 года

Судья Полярнозоринского районного суда Мурманской области Мухаметшина А.И., рассмотрев в помещении суда по адресу: город Полярные Зори, ул. Пушкина, дом 12а, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении:

Шарафутдиновой С.В., ***,

УСТАНОВИЛ:

05 декабря 2018 года, в 14 часов 50 минут, в результате проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г. Ковдор государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Полярнозоринский» выявлено, что должностным лицом Муниципального учреждения Ковдорского района «Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского района» (далее по тексту - УЖКХ) – начальником УЖКХ Шарафутдиновой С.В., ответственным за содержание указанной автомобильной дороги, были нарушены правила её содержания в безопасном для дорожного движения состоянии.

Так, пунктом 5.3.6 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, в ред. от 09.12.2013, знак 2.4 "Уступите дорогу" применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль.

В нарушение указанного пункта 5.3.6. ГОСТ Р 52289-2004 на участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, перекресток пересечения <адрес>, техническое средство организации дорожного движения – дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» установлен на расстоянии 13 метров 21 сантиметр от границ участка кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда перекрестка.

На участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, на нерегулируемом перекрёстке пересечения <адрес>, дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» установлен на расстоянии 32 метра 33 сантиметра от границ участка кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда перекрестка.

На участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, в районе расположения <адрес>, дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» установлен на расстоянии 59 метров 11 сантиметров от границ участка кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда перекрестка.

На участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, в районе <адрес>, дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» установлен на расстоянии 22 метра 72 сантиметра от границ участка кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда перекрестка.

Кроме того, пунктом 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости" применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.

При ограничении скорости движения на опасных участках дороги (крутые повороты, необеспеченная видимость встречного автомобиля, сужение дороги и т.п.) зона действия знака должна соответствовать протяженности опасного участка.

Если на данном участке устанавливают максимальную скорость, отличающуюся от максимальной скорости движения на предшествующем участке на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с шагом не более 20 км/ч путем последовательной установки знаков 3.24 на расстоянии 100 - 150 м друг от друга.

В нарушение требований п. 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2004 в части ступенчатого ограничения скорости с шагом не более 20 км/ч, на участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, в районе расположения <адрес>, справа по ходу движения, установлено техническое средство организации дорожного движения – дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения – 30 км/ч», что отличается от максимальной скорости движения на предшествующем участке на 30 км/ч, поскольку в силу требований пункта 10.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 (далее – ПДД), в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч.

На участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, в районе расположения <адрес>, справа по ходу движения, установлен дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения – 10 км/ч», что на 50 км/ч отличается от максимальной скорости движения на предшествующем участке, составившей в силу п. 10.2 ПДД 60 км/ч.

На участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, перекресток пересечения <адрес>, противоположная сторона параллельно расположенного <адрес> установлен дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения – 30 км/ч», что на 30 км/ч отличается от максимальной скорости движения на предшествующем участке, составившей в силу п. 10.2 ПДД 60 км/ч.

На участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, со стороны расположения <адрес>, установлен дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения – 30 км/ч», что на 30 км/ч отличается от максимальной скорости движения на предшествующем участке, составившей в силу п. 10.2 ПДД 60 км/ч.

Помимо этого, пунктом 5.1.17 названного "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", предусмотрено, что на щитах со светоотражающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках.    В нарушении требований п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004, на участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, в месте расположения нерегулируемого пешеходного перехода, обозначенного техническими средствами организации дорожного движения – дорожными знаками 5.19.1 (2) «Пешеходный переход», в районе д.2/1 ул.Слюдяная, дорожные знаки 5.19.1 (2) выполнены не на щитах со светоотражающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.

На участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, в месте расположения нерегулируемого пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (2) «Пешеходный переход», в районе расположения домов <адрес>, указанные дорожные знаки выполнены не на щитах со светоотражающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.

Положениями пункта 5.9.27 упомянутого выше ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что табличку 8.23 "Фотовидеофиксация" применяют со знаками 1.1, 1.2, 1.8, 1.22, 3.1 - 3.7, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.20, 3.22, 3.24, 3.27 - 3.30, 5.14, 5.21, 5.27 и 5.31, а также со светофорами для информирования о возможной фиксации нарушений Правил дорожного движения стационарными автоматическими средствами на данном участке дороги (территории).

В нарушение требований пункта 5.9.27 ГОСТ Р 52289-2004, на участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, на перекрестке пересечения <адрес>, противоположная сторона параллельно расположенного <адрес>, установленная на опоре крепления технических средств организации дорожного движения – дорожных знаков 5.19.1(2) «Пешеходный переход», табличка 8.23 «Фото-видео фиксация», применена без дорожных знаков 1.1, 1.2, 1.8, 1.22, 3.1-3.7, 3.18.1(2), 3.19, 3.20, 3.22, 3.24, 3.27-3.30, 5.14, 5.21, 5.27, и 5.31.

На участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, со стороны дома <адрес>, противоположная сторона параллельно дому <адрес>, установленная на опоре крепления технических средств организации дорожного движения – дорожных знаков 5.19.1(2) «Пешеходный переход», табличка 8.23 «Фото-видео фиксация», применена без дорожных знаков 1.1, 1.2, 1.8, 1.22, 3.1-3.7, 3.18.1(2), 3.19, 3.20, 3.22, 3.24, 3.27-3.30, 5.14, 5.21, 5.27, и 5.31.

Положениями п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст, с изменениями, введенными в действие Приказом Росстандарта от 09.12.2013 N 2218-ст c 28.02.2014, предусмотрено, что пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

В нарушение указанного п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, на участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, в месте расположения нерегулируемого пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (2) «Пешеходный переход», в районе <адрес>, выявлено отсутствие стационарного наружного освещения (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). Отсутствуют опоры и светильники искусственного освещения.

В силу п. 3.9.1 ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденного и введенного распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 N ИС-460-р, пешеходный переход размещают между автобусными остановками перед посадочными площадками по ходу движения.

При этом в соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

На участке автомобильной дороги общего пользования муниципального значения г.Ковдор, в районе расположения <адрес>, нерегулируемый пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками 5.19.1(2) «Пешеходный переход», размещен (обустроен) в нарушение требований п. 3.9.1 указанных Стандарта и п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Совокупность выявленных нарушений требований ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007, ОСТ 218.1.002-2003, допущенных в процессе содержания муниципальных автомобильных автодорог общего пользования, свидетельствует о том, что начальником УЖКХ Ковдорского района Шарафутдиновой С.В. не выполнены требования в области обеспечения безопасности дорожного движения, своевременно не приняты меры к устранению помех в дорожном движении, что затрудняет восприятие водителями и пешеходами дорожной обстановки и может способствовать дорожно-транспортным происшествиям.

По данным обстоятельствам 06 декабря 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), о чём государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД МО МВД России «Полярнозоринский» в соответствии и в порядке, предусмотренном ст. 28.7 КоАП РФ, вынесено определение (л.д. 28). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принято уполномоченным должностным лицом (п.п. 1 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

По окончании административного расследования должностным лицом ОГИБДД в отношении начальника УЖКХ Шарафутдиновой С.В. по выше установленным обстоятельствам был составлен протокол №** от 25.01.2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (л.д. 2-6).

Защитник начальника УЖКХ Шарафутдиновой С.В. – начальник юридического отдела ***, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы ранее представленных по делу возражений (л.д.67-70), из которых следует, что Шарафутдинова С.В. была не согласна с привлечением её к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, так как в силу положений п. 2.2 Устава, руководимое ею юридическое лицо - УЖКХ - выполняет функции муниципального заказчика при организации содержания автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Ковдорский район путем размещения соответствующей закупки и заключения муниципального контракта в строгом соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Между УЖКХ (заказчик) и ООО *** (подрядчик) 29 января 2018 года был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию проезжей части улиц, автомобильных дорог и проездов улично-дорожной сети, городских территорий в г. Ковдор в 2018 году.

В соответствии с п. 5.1.2 подрядчик обязан выполнять работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с требованиями ГОСТ, действующими на территории РФ, следовательно, надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, является ООО ***, поскольку обязано содержать муниципальные дороги в безопасном для дорожного движения состоянии.

Кроме того, 05.12.2018 в адрес ООО *** государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД было направлено предписание об устранении нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017, о ликвидации зимней скользкости, которое было подрядной организацией выполнено. Следовательно, при наличии муниципального контракта на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети г. Ковдор с подрядной организацией, УЖКХ и его руководитель не являются субъектами вышеуказанного административного правонарушения.

Также, в уведомлении о составлении протокола по делу об административном правонарушении, направленном должностному лицу УЖКХ, не приводится фактов, указывающих на то, что на Шарафутдинову С.В. возложена определенная обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой возможна административная ответственность. Копии документов из дела об административном правонарушении (постановления о возбуждении производства по делу и другие) ей не направлялись, что является нарушением процессуальных прав должностного лица.

В судебном заседании защитник должностного лица *** настаивал также на том, что в ходе проверки должностным лицом ОГИБДД были допущены существенные процессуальные нарушения, которые не позволяют признать акт о выявленных недостатках и протокол по делу об административном правонарушении допустимыми доказательствами.

Так, по мнению защитника, инспектором дорожного надзора были нарушены требования статьи 9, регулирующей проведение плановой проверки, и статьи 10 о проведении внеплановой проверки Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Если эта проверка являлась плановой, то должностное лицо ОГИБДД обязано было известить начальника УЖКХ о её проведении, ознакомить с графиком и планом проверки; проверочные мероприятия были проведены в отсутствие представителя УЖКХ, которому надлежало немедленно вручить акт о выявленных недостатках. Если же эта проверка была внеплановой, то она не была согласована с прокурором, распоряжение руководителя ОГИБДД о проведении отсутствовало, УЖКХ не уведомлялось о её проведении.

С учетом изложенного, защитник полагает, что акт и протокол по делу об административном правонарушении являются недопустимыми доказательствами и не могут быть положены в основу решения о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, защитник *** отметил, что к муниципальному контракту от 29.01.2018 было заключено дополнительное соглашение №** от 22.03.2018, на основании которого заказчик в лице УЖКХ уполномочил в качестве ответственного представителя по контролю качества и приемке работ гр.И, инженера отдела договоров и технического контроля УЖКХ. Следовательно, в УЖКХ определено должностное лицо, которое должно отвечать за ненадлежащий контроль в процессе содержания улично-дорожной сети г. Ковдор в безопасном для дорожного движения состоянии, поэтому начальник УЖКХ не является субъектом административного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. Однако, если суд придёт к выводу о виновности начальника УЖКХ, защитник просил ограничиться предупреждением, так как Шарафутдинова С.В. ранее к административной ответственности не привлекалась, последствий от правонарушения, изложенного в протоколе, не наступило.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Полярнозоринский» гр.К, составивший протокол по делу об административном правонарушении, пояснил, что в соответствии с п. 81, 82 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 30.03.2015 N 380, надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог. При этом он как уполномоченное лицо, при выявлении нарушений в содержании автомобильных дорог, в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Также он вправе проводить административное расследование и составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Свою правовую позицию он подробно изложил в протоколе по делу об административном правонарушении и подтверждает, что в ходе осуществления им надзора был выявлен весь тот объем нарушений, за которые в силу установленных в Уставе и его изменениях целей деятельности ответственным является УЖКХ, поскольку на основании положений ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 создано и финансируется для осуществления дорожной деятельности и выступает как заказчик при заключении муниципальных контрактов по содержанию автомобильных дорог местного значения. Поскольку руководство УЖКХ осуществляется на основании единоначалия его руководителем – начальником УЖКХ, которым на основании распоряжения главы муниципального образования и решения Совета депутатов Ковдорского района, а равно личного заявления с 14 января 2014 года назначена Шарафутдинова С.В., при этом руководитель несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на УЖКХ задач, следовательно, начальник УЖКХ, наряду с возглавляемым им учреждением, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения участников судебного заседания, прихожу к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Установленные судом обстоятельства нарушения требований ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007, ОСТ 218.1.002-2003, допущенных в процессе содержания муниципальных автомобильных автодорог общего пользования, в связи с невыполнением начальником УЖКХ Ковдорского района требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении №** от 25 января 2019 года, в котором обстоятельства правонарушения изложены так, как они установлены в ходе рассмотрения настоящего дела по существу.

При этом протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом полиции – государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД; в протоколе указано основание, дающее право на привлечение должностного лица к административной ответственности, протокол отражает все необходимые обстоятельства правонарушения, оснований не доверять данному доказательству не имеется.

Объективно нарушения обязательных для исполнения требований государственных стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения подтверждаются актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 05 декабря 2018 года с фототаблицей (л.д. 8-12). Акт, вопреки доводам защитника, является подробным, содержит фотографии, которые объективно свидетельствуют о допущенных нарушениях государственных стандартов.

Перечисленные в протоколе об административном правонарушении участки автомобильной дороги входят в перечень автодорог и проездов муниципального образования Ковдорский район, утвержденный с изменениями и дополнениями постановлением администрации Ковдорского района (л.д. 50-54).

При этом доводы защитника УЖКХ о нарушении государственным инспектором безопасности дорожного движения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которое заключалось в том, что проверка осуществлена без извещения начальника УЖКХ о ее проведении, в отсутствии ознакомления с графиком и планом проверки, в отсутствии представителей УЖКХ, без вручения акта проверки, - являются несостоятельными по следующим основаниям.

Так, ГИБДД МВД РФ для осуществления контроля за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения предоставлено право на осуществление контрольных мероприятий, в том числе, проверок и надзора.

Вышеуказанное следует из Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380.

В силу п. 8 Административного регламента предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

Согласно п. 81 Административного регламента надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.

При надзоре за дорожным движением осуществляется, в том числе выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (п. 82).

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Таким образом, акт о выявленных недостатках от 05 декабря 2018 года составлен по результатам контрольного мероприятия, при проведении которого не требуется взаимодействие контролирующего органа и юридического лица, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля.

Анализируя вышеприведенные нормы, прихожу к выводу, что указанный выше акт о выявленных недостатках, составленный по форме, предусмотренной Административным регламентом, а также протокол по делу об административном правонарушении от 25.01.2019 года являются допустимыми доказательствами.

Кроме того, к протоколу по делу об административном правонарушении и акту о выявленных недостатках приложено свидетельство о поверке средства измерения, используемого должностным лицом в ходе осуществления надзора за дорожным движением, - дальномера лазерного (л.д. 13), поэтому сомнения в точности произведенных должностным лицом ОГИБДД измерений, отраженных в акте проверки и протоколе по делу об административном правонарушении, - отсутствуют.

Таким образом, существенных нарушений закона при составлении протокола и оформлении других материалов судом, в том числе нарушений прав на защиту должностного лица, не установлено, в связи с чем, они принимаются как доказательства, подтверждающие наличие события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

При этом доводы должностного лица Шарафутдиновой С.В., дополненные в судебном заседании защитником ***, о том, что начальник УЖКХ не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, признаются необоснованными.

Так, отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона № 131-ФЗ органам местного самоуправления предоставлено право создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечения деятельности казенных учреждений.

При этом положениями ст. 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов …местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Согласно Уставу Муниципального учреждения Ковдорского района «Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского района с изменениями, внесенными в Устав постановлением администрации Ковдорского района от 18.05.2018 № 341 (л.д.44-49, 74-76), УЖКХ является некоммерческой организацией, созданной в целях выполнения и оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в жилищно-коммунальной сфере для нужд муниципального образования Ковдорский район.

Согласно п. 2.1 Устава, целью деятельности УЖКХ является оказание услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий администрации Ковдорского района, предусмотренных статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ, положения которой по аналогии со ст. 14 названного Федерального закона, к вопросам местного значения относят дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Для достижения указанных в Уставе целей в рамках утвержденной бюджетной сметы УЖКХ выполняет функции представителя муниципального заказчика при организации работ, связанных с дорожной деятельностью в части обеспечения комплексных мероприятий по проведению текущих и капитальных ремонтов, а также содержанию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования (п. 2.2 Устава, л.д. 74-76).

Таким образом, УЖКХ создано для реализации полномочий администрации муниципального образования Ковдорского района, в том числе в области содержания автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений, не обеспечившее содержание дорог в состоянии безопасном для движения транспортных средств и не принявшее мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

В соответствии с разделом 3 Устава УЖКХ, руководство УЖКХ осуществляет начальник УЖКХ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой Ковдорского района. Назначается на должность начальник УЖКХ по согласованию с Советом депутатов Ковдорского района (л. 3.1), при этом начальник УЖКХ действует на принципах единоначалия и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на УЖКХ задач (п. 3.3).

Согласно должностной инструкции начальника УЖКХ, руководитель учреждения несёт персональную ответственность за качество и своевременность выполнения указаний и распоряжений главы Ковдорского района, за выполнение возложенных на Управление задач и результаты деятельности, обеспечивает контроль за исполнением муниципальных контрактов и прочее (л.д. 39-43).

Распоряжением главы Ковдорского района от 14.01.2014 № 2-л по согласованию с Советом депутатов Ковдорского района (решение № 93 от 26.12.2013) с 14 января 2014 года на должность начальника УЖКХ назначена Шарафутдинова С.В. (л.д. 37).

Анализ приведенных выше правовых норм и локальных актов позволяет сделать вывод о том, что начальник УЖКХ как руководитель учреждения, действующий на основании единоначалия и несущий персональную ответственность за исполнение возложенных на УЖКХ задач, является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, то есть отвечает за их безопасное для дорожного движения состояние.

При этом то обстоятельством, что между УЖКХ и ООО *** заключен муниципальный контракт №** от 29 января 2018 года, по которому заказчик в лице УЖКХ поручило подрядчику в лице ООО *** выполнение работ по содержанию проезжей части улиц, автомобильных дорог и проездов улично-дорожной сети в г. Ковдор, а также указание в дополнительном соглашении, что ответственным представителем по контролю качества и приемке работ, предусмотренных настоящим контрактом, является инженер отдела договоров и технического контроля УЖКХ гр.И, не ставит под сомнение наличие вины начальника УЖКХ в совершенном правонарушении, поскольку руководитель учреждения является ответственным за состояние дорог и обязан осуществлять контроль за выполнением работ, их результат как подрядчиком по контракту, так и подчиненными ему сотрудниками.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное статьей 12.34 КоАП РФ, характеризуются, в том числе, непринятием должностным лицом или юридическим лицом, ответственным за состояние дорог, мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанное правонарушение может быть совершено как путем действия, так и бездействия.

Поскольку вышеупомянутым муниципальным контрактом в перечень видов работ по содержанию проезжей части улиц, автомобильных дорог входят установка дорожных знаков, замена щитков знаков в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, то выявленные должностным лицом ОГИБДД недостатки в части несоблюдения требований указанных стандартов свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля начальником УЖКХ за исполнением муниципального контракта по содержанию проезжей части улиц, автомобильных дорог и проездов улично-дорожной сети в г. Ковдор. Из показаний должностного лица гр.К в судебном заседании установлено, что до настоящего времени отдельные недостатки, связанные с ненадлежащей установкой технических средств организации дорожного движения, не устранены. Данное обстоятельство защитником УЖКХ не оспорено и подтверждается письмом руководителя УЖКХ от 09.01.2019 №** на определение об истребовании сведений, в котором приведены сведения о замененных дорожных знаках в рамках исполнения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию проезжей части улиц, автомобильных дорог и проездов улично-дорожной сети в январе-декабре 2018 года, в общее количество которых вошла только часть знаков, зафиксированных в акте выявленных недостатков (л.д. 55-58).

Следовательно, начальником УЖКХ не были приняты все зависящие от него меры в части осуществления надлежащего контроля за выполнением муниципального контракта по содержанию автомобильных дорог, в соответствии с требованиями государственных стандартов, обеспечивающих безопасное для дорожного движения состояние дорог, в том числе в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007, ОСТ 218.1.002-2003.

Доводы защитника о том, что виновным лицом за допущенные нарушения является подрядчик по муниципальному контракту от 29.01.2018 ООО ***, а также инженер отдела договоров и технического контроля УЖКХ гр.И, отклоняются, так как дело об административном правонарушении рассматривается в отношении начальника УЖКХ.

Оценив имеющиеся доказательства в совокупности, признав их относимыми, достоверными, допустимыми и достаточными, судья приходит к выводу о том, что в действиях начальника УЖКХ Ковдорского района Шарафутдиновой С.В. содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

При назначении наказания учитывается характер совершенного правонарушения, данные о виновном лице, отсутствие отягчающих обстоятельств, в связи с чем, справедливым наказанием является административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи (ч. 1 ст. 12.34).

Между тем, оснований для освобождения должностного лица от административной ответственности в порядке ст. 2.9 КоАП РФ, а также оснований для применения положений ст. 3.4 КоАП РФ и назначения наказания в виде предупреждения, судья не усматривает, поскольку основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Должностное лицо – начальника Муниципального учреждения Ковдорского района «Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского района» Шарафутдинову С.В. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 07.03.2017 N 26-ФЗ), и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа (л.д. 82, 83):

счет 401 018 100 403 000 17001

получатель: УФК по Мурманской области (МО МВД России «Полярнозоринский», г. Полярные Зори)

БИК 044 705 001, ИНН 511 710 0380, КПП 511 701 001,

ОКТМО 477 19 000

КБК 188 116 300 300 16 000 140.

вид платежа: штраф за нарушение ПДД.

Назначение платежа: УИН 188 104 511 902 000000 81

Серия и номер протокола: 51 АА 842225 от 25 января 2019 года.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Разъяснить правонарушителю, что неуплата штрафа в установленный срок влечет административную ответственность на основании статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в двукратном размере неуплаченного штрафа.

Копию документа об уплате штрафа необходимо представить в Полярнозоринский районный суд Мурманской области.

При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В этом случае квитанция об уплате штрафа должна быть представлена в Полярнозоринский районный суд Мурманской области до истечения срока уплаты штрафа.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд Мурманской области.

Судья                                А.И. Мухаметшина

    

5-14/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Шарафутдинова Светлана Владимировна
Другие
Рожин Дмитрий Иванович
Суд
Полярнозоринский районный суд Мурманской области
Судья
Мухаметшина Алла Инариковна
Статьи

ст.12.34 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
polzori--mrm.sudrf.ru
11.02.2019Передача дела судье
14.02.2019Подготовка дела к рассмотрению
26.02.2019Рассмотрение дела по существу
28.02.2019Изготовлено постановление о назначении административного наказания в полном объеме
01.03.2019Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
11.03.2019Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
13.03.2019Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
14.05.2019Вступление постановления (определения) в законную силу
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее