Судья Картавых М.Н. |
(...)а-3290/2019 (10RS0(...)-53) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26.08.2019 |
(...) |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики К. в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Сильченко Р.П., Щепалова С.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики К. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...) по административному исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия,
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Карельским межрайонным природоохранным прокурором была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой на территории общего пользования Петрозаводского городского округа выявлены несанкционированные свалки, размещение которых осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Данное обстоятельство нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Обратившись в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, прокурор просил суд обязать администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать несанкционированные свалки.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
С принятым судебным постановлением не согласен административный соответчик –
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее также – Минстрой Карелии, Министерство), в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к Минстрою Карелии. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что Министерством возложенные на него полномочия в части организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализованы. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. С 01.05.2018 на территории Республики Карелия организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор ООО «Автоспецтранс». Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора.
В отзывах на апелляционную жалобу заинтересованное лицо – ООО «Автоспецтранс» и Карельский межрайонный природоохранный прокурор выражают согласие с решением суда.
Администрация Петрозаводского городского округа полагает апелляционную жалобу Минстроя Карелии подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Минстроя Карелии Ткачук А.С. и администрации Петрозаводского городского округа Иванова Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, прокурор Иовлев Д.С. против доводов апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, (...) по результатам обследования территории Петрозаводского городского округа составлен акт, согласно которому на территории общего пользования Петрозаводского городского округа выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов и отходов производства, а именно:
в районе (...) в (...), на землях общего пользования, в центральной части кадастрового квартала (...) ((...));
в районе (...) в (...) (координаты (...).);
в районе (...) в (...) (координаты (...).);
на территории парка Радиозавода, на участке, ограниченном (...) в (...), земельным участком с кадастровым номером (...) и жилой застройкой (координаты (...));
в районе (...) в (...) (координаты (...).);
в районе (...) в (...) (координаты (...));
в районе (...) в (...) (координаты (...)
в районе (...) в (...) (координаты (...).).
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая обязанность по ликвидации несанкционированных свалок как на Минстрой Карелии, так и на администрацию Петрозаводского городского округа, суд первой инстанции исходил из наличия установленной законом компетенции указанных органа государственной власти и органа местного самоуправления по утилизации твердых коммунальных отходов, собственник которых не известен.
Решение суда в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на администрацию Петрозаводского городского округа лицами, участвующими в деле, включая администрацию Петрозаводского городского округа, не обжалуется.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 № 258-О, указанное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13), а также Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (статья 7). Таким образом, названное правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Что же касается выводов суда первой инстанции о возможности возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на Минстрой Карелии, то судебная коллегия с ними согласиться не может в силу следующего.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ).
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований возложена пунктом 15 статьи 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления», подпунктом 107 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П, на Минстрой Карелии.
Пункты 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривают, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Реализуя возложенные на него полномочия, Министерство (...) заключило соглашение с ООО «Автоспецтранс» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с указанным соглашением с (...) на территории Республики Карелия организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор – ООО «Автоспецтранс».
Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора (пункты 16-18).
Так, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Таким образом, на момент разрешения административного спора Минстроем Карелии незаконного бездействия по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований не допущено.
Поскольку доказательств образования несанкционированных свалок, о ликвидации которых испрашивает прокурор, до момента начала деятельности (с 01.05.2018) на территории Республики Карелия регионального оператора (ООО «Автоспецтранс») в материалы дела не представлено, Минстроем Карелии заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «Автоспецтранс», а Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора, постольку оснований для возложения на Минстрой Карелии обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, указанных в административном исковом заявлении, по мнению судебной коллегии, не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части удовлетворения заявленных требований к Минстрою Карелии с принятием нового решения об отказе в иске в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...) по настоящему делу в части удовлетворения заявленных требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия отменить. Принять в указанной части новое решение об отказе в административном иске к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
В остальной части оставить решение без изменения.
Председательствующий
Судьи