Дело № 2-629/2020
.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2020 года ст. Боковская
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кудиненко Е.В.
при секретаре Букиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Данилова Александра Васильевича к администрации МО «Боковское сельское поселение», третье лицо - нотариус Боковского нотариального округа Ростовской области Баклыкова И.Р., о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на наследственное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Данилов А.В. обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ года умерла его мать ФИО8. В установленный законом срок он, как наследник первой очереди, обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, нотариусом заведено наследственное дело №№, однако жилой дом, расположенный по <адрес> не был включен в наследственную массу, поскольку запись о регистрации права собственности ФИО9 на данное имущество внесена в ЕГРП 12.11.2019 года, то есть после смерти наследодателя, о чем указано нотариусом в постановлении об отказе в совершении нотариальных действий от 29.08.2020 года №930. Поскольку право собственности на указанное недвижимое имущество за наследодателем признано решением Шолоховского районного суда Ростовской области от 05.09.2019 года и фактически принадлежало наследодателю, о смерти которой регистрирующий орган не был уведомлен по объективным причинам (оформлением документов занимался представитель, которому не было известно о смерти ФИО10.) истец просит включить данный объект недвижимости в состав наследства после смерти его матери и за ним, как единственным наследником, признать право собственности на указанное имущество.
Истец Данилов А.В., представитель ответчика администрации МО «Боковское сельское поселение» и третье лицо нотариус Боковского нотариального округа Баклыкова И.Р. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие.
В отсутствие неявившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п.1 ст.1110 ГК РФ наследование - это универсальное правопреемство, в результате которого имущество (наследство, наследственная масса) умершего переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
При этом в п.1 ст.1112 ГК РФ указано, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По смыслу приведенных норм закона, предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. При этом включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что он являлся их субъектом на день открытия наследства.
Согласно п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству (ст.218 ГК РФ). В силу п.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абз. 2 п.2 ст.218 ГК РФ, п.4 ст.1152 ГК РФ). Так, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст.1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Судом установлено, что решением Шолоховского районного суда Ростовской области от 05.09.2019 года за ФИО21 в порядке приобретательной давности признано право собственности на жилой дом, общей площадью 48,8 кв.м, в том числе жилой площадью – 16,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 25-27).
В силу п.1 ст.551 ГК РФ право собственности у приобретателя недвижимости возникает с момента государственной регистрации.
Запись о регистрации права собственности ФИО11 на указанное недвижимое имущество на основании данного судебного акта внесена 12.11.2019 года, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.19-24).
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО12 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.12).
Истец Данилов А.В. является наследником первой очереди по закону после смерти своей матери, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 11). В установленный законом срок он обратился к нотариусу с соответствующим заявлением о принятии наследства, что подтверждается ответом нотариуса, из которого также следует, что сын наследодателя ФИО13 обратился с заявлением об отказе от наследства, другие наследники с заявлениями о принятии наследства не обращались, свидетельства о праве на наследство по закону не выдавались (л.д.37).
Постановлением нотариуса Боковского нотариального округа Ростовской области Баклыковой И.Р. от 29.08.2020 года № 930 Данилову А.В. отказано в совершении нотариального действия в виде выдачи свидетельства о праве на наследство по закону на указанный объект недвижимости после смерти ФИО14 в связи с тем, что на момент открытия наследства за наследодателем не было зарегистрировано право собственности на жилое помещение (л.д.29-30).
В силу п.2 ст.8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Исходя из изложенного, жилой дом формально мог бы входить в состав наследственного имущества ФИО15 и перейти в порядке наследования к Данилову А.В. лишь в том случае, если к моменту открытия наследства у наследодателя уже возникло право собственности, условием чего являлась государственная регистрация этого права.
Вместе с тем, в соответствии с положениями пп.3 п.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В данном случае судебный акт является лишь основанием для регистрации права собственности на спорное имущество, однако, само право собственности ФИО16 на спорный жилой дом возникло на основании вступившего в законную силу судебного постановления в контексте ст.8 ГК РФ.
Поскольку государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество к ФИО18 состоялась после ее смерти, включение жилого дома в наследственную массу и признание права собственности на него за истцом в порядке наследования, является верным способом защиты прав Данилова А.В. При этом ФИО17 должна быть исключена из числа собственников данного имущества.
Установив указанные обстоятельства, суд считает требования Данилова А.В. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Данилова Александра Васильевича – удовлетворить.
Включить в наследственную массу, подлежащую наследованию после смерти ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ года, жилой дом, общей площадью 48,8 кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>
Признать за Даниловым Александром Васильевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом, общей площадью 48,8 кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, исключив из числа собственников ФИО20.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2020 года.
Cудья Е.В. Кудиненко