№ 2-1358/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» сентября 2018 г. г. Тамбов
Советский районный суд города Тамбова в составе:
председательствующего судьи Макарова А.В.,
при секретаре Федосовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никишовой Татьяны Селиверстовны к администрации г. Тамбова о признании членом семьи и признании права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Никишова Т.С. обратились в суд с иском кадминистрации о признании членом семьи и признании права пользования жилым помещением, свои требования мотивируя тем, что Ткачева И.С. проживала в двухкомнатной , площадью 40 кв.м, на правах нанимателя. Квартира является муниципальной собственностью. В данной квартире до 2004г. Ткачева И.С. проживала вместе со своим мужем Ткачев С.Я. В 2004г. Ткачев С.Я. умер, и Ткачева И.С. осталась проживать одна. В январе 2016г. по просьбе Ткачева И.С. она перешла к ней проживать. При этом она все свои носильные вещи перевезла к Ткачева И.С. и уже с указанного времени стала проживать с ней вместе в качестве члена семьи. Все хозяйство по дому вела лично она: готовила еду, убирала и содержала квартиру, в том числе и производила ремонт, из совместного бюджета оплачивали квартиру. На приобретение продуктов питания, вещей и для себя и для Ткачевой Т.С., на коммунальные платежи и на бытовые нужды они тратили их совместные деньги, которые состояли из их пенсий: пенсия Ткачева И.С. - руб., а ее пенсия руб. Она не является родственницей Ткачева И.С., но жили они как родные сестры. В последнее время Ткачева И.С., будучи уже тяжело больной хотела приватизировать квартиру и оставить завещание на ее имя. Ни близких, ни дальних родственников у неё никого не было. Для того, чтобы передать ей квартиру на законных основаниях, она при жизни сделала две нотариальные доверенности на ее имя: одну - на получение денежных средств в Сбербанке, где у неё был открыт лицевой счет, а другую доверенность с полномочиями по оформлению приватизации квартиры. При этом она высказала нотариусу своё намерение составить завещание на все имущество, в том числе и на квартиру, на ее имя. Однако она не успела составить завещание, и при очередном приступе болезни умерла. Она осталась проживать в указанной квартире, продолжает оплачивать её и содержать. Полагает, что она является членом её семьи, поскольку была вселена ею на правах члена семьи, в данном случае нанимателя жилого помещения, и проживала вместе с ней на правах члена семьи, ведя при этом совместный единый бюджет, единое хозяйство иные расходы на совместное проживание. Следовательно, приобрела право пользован данной квартирой, как член семьи основного нанимателя. На основании изложенного истец просит признать ее членом семьи Ткачева И.С., умершей 31 мая 2018г. и признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным адресу:
В судебном заседание истец Никишова Т.С. и ее представитель по ордеру Макарий Н.Е. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика администрации по доверенности Корабанов А.Н. исковые требования не признал, поскольку истец Никишова Т.С. родственницей умершей Ткачева И.С. не являлась, считает, что доказательств, о том, что Никишова Т.С. являлась членом семьи умершей Ткачева И.С. истцом не предоставлено.
Свидетели Новикова Е.В., Дюкова О.М. Самородова И.А., Шапарь Т.П. и Пчелинцева Л.С. в судебном заседании дали аналогичные показания, согласно которых истец Никишова Т.С. последние 2- а года (с 2016г.) проживала с умершей 31.05.2018г. Ткачева И.С. по адресу: г. поскольку они обе одинокие женщины, но родственниками не являлись, но проживали они совместно, делали ремонт и при этом полагают, что они вели совместное хозяйство. Однако свидетелями о том, что истец и Ткачева И.С. вели совместный бюджет, общие расходы на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования, они не были.
Выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 КонституцииРФ каждый имеет правона жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществлении права на жилище.
В соответствии со ст.60 ЖК РФпо договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение ив пользованиедля проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Пунктом 1 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено право нанимателя жилого помещения по договору социального найма в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно положениям ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
В соответствии с ч. 2 ст.82 ЖК РФдееспособныйчленсемьинанимателя с согласия остальныхчленовсвоейсемьиинаймодателявправетребоватьпризнаниясебя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же правопринадлежит в случаесмертинанимателя любому дееспособному членусемьиумершегонанимателя.
Согласно ч.2 ст.672 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем членыего семьипользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.
По требованию нанимателяичленовего семьидоговор может быть заключен с одним из членовсемьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членовсемьи, проживающих в жилом помещении.
Согласно п. 2 ст. 686 ГК РФв случае смертинанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
Как разъяснено в пунктах 25 и 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся, в частности другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
В то же время для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела,квартира расположенная по адресу: г. является муниципальной собственностью. На основании решения Тамбовской городской думы от
Согласно свидетельству о смерти от ., Ткачева И.С. умерла .
В вышеуказанной квартире, согласно выписки из домовой книги от ., никто не зарегистрирован.
Согласно свидетельству о государственной регистрации праваот 15.06.2015г., Никишова Т.С. является собственником кв. , в которой зарегистрирована по месту жительства. С 15.12.1982г..
Как следует из сообщения МКУ «Долговой центр» от 06.08.2018г., на момент проверки жилого помещения расположенного по адресу: , доступ в квартиру не был обеспечен. Со слов соседей установлено, что в данной квартире с 2016г. и по настоящее время проживает Никишова Т.С. , которая ранее ухаживала за Ткачева И.С. - нанимателем квартиры, снятой с регистрационного учета 31.05.2018г в связи со смертью, о чем был составлен соответствующий акт. В рамках осуществления деятельности по обеспечению сохранности данного жилого помещения Никишова Т.С. заказными письмами с уведомлением направлены требования об освобождении квартиры.
В соответствии со ст.56Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 КонституцииРоссийской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, истец указывает, что с 2016г. она проживала в указанном жилом помещении совместно с Ткачева И.С., вела с ней общее хозяйство, в связи с чем являлась членом ее семьи.
Между тем, судом установлено, что истец родственником умершей Ткачева И.С. не является, Никишова Т.С. имеет в собственности квартиру и регистрацию по адресу: г.
Что же касается показаний свидетелей Новикова Е.В., Дюкова О.М. Самородова И.А., Шапарь Т.П. и Пчелинцева Л.С. о том, что истец Никишова Т.С. последние 2- а года (с 2016г.) проживала с умершей 31.05.2018г. Ткачева И.С. по адресу: г. так как они являлись обе одинокими женщинами, при этом свидетели полагают, что они вели совместное хозяйство, так как подтвердить, что Ткачева И.С. и истец вели совместный бюджет, общие расходы на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п., они в силу ст. 56 ГПК РФ не могут, в связи с чем данные показания свидетелей не могут быть приняты судом во внимание.
При этом истцом не представлено доказательств, что при жизни Ткачева И.С. высказывала волеизъявление в отношении вселения истца в жилое помещение для постоянного проживания как членасемьинанимателя, поскольку с заявлением о регистрации Никишова Т.С. по месту жительства, а также за внесением изменений в договор социального найма Ткачева И.С. к ответчику не обращалась.
Доказательств ее вселения в жилое помещение нанимателем в качестве члена его семьи в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела представлено не было.
Таким образом, отсутствие доказательств вселения истца в спорную квартиру нанимателем именно в качестве члена семьи для постоянного проживания в установленном законом порядке, является основанием для отказа в иске в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Никишова Т.С. к Администрации о признании членом семьи Ткачева И.С., умершей . и признании права пользования жилым помещением, расположенным по. адресу: кв.м. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.В. Макаров
Мотивированное решение изготовлено «17» сентября 2018 года.
Судья: А.В. Макаров
в