Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кондрово 28 августа 2018 года
Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Шаркунова И.С., при секретаре Комоловой Е.Н., с участием прокурора - помощника прокурора Дзержинского района Калужской области Новикова А.А., рассмотрев дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Дзержинского района Калужской области о прекращении права на управление транспортными средствами, признании водительского удостоверения недействительным в отношении Петрова Владимира Владимировича,
У С Т А Н О В И Л :
В Дзержинский районный суд поступило указанное выше административное исковое заявление, в котором прокурор, обратившись с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц указал, что согласно информации Отделения №4 МРЭО ГИБДД УМВД России по Калужской области Петров В.В. имеет право управления транспортными средствами в соответствии с водительским удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ, за номером №, на право управления транспортными средствами категорий «В» и «В1».
Данное лицо состоит на диспансерном учете у врача нарколога с диагнозом «наркомания» с ноября 2016 года.
Автомобиль, мотоцикл и иные транспортные средства, как источники повышенной опасности, создают высокую вероятность причинения вреда окружающим.
Управление автотранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц (участников дорожного движения) и не отвечает основным принципам безопасности дорожного движения.
В связи с изложенным, прокурор просил прекратить действие права на управление транспортными средствами Петрова Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с водительским удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ, за номером №; признать водительское удостоверение, выданное ДД.ММ.ГГГГ, за номером № недействительным.
В судебном заседании прокурор Новиков А.А. административный иск поддержал.
Административный ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явился, представителя не направил, об отложении судебного заседания не заявлял.
Заинтересованное лицо - отделение №4 МРЭО ГИБДД УМВД России по Калужской области извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представителя не направило, об отложении судебного заседания не заявляло.
Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения).
В силу статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в частности, обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно статье 28 Закона о безопасности дорожного движения основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 года №1604.
В пункте 7 раздела II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством указано такое противопоказание, как психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19). Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Согласно Приказу Минздрава СССР от 12.09.1988 года №704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливается срок диспансерного учета для больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет. Снятие с диспансерного учета может производиться, в случае стойкой ремиссии (выздоровления). Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной. В отдельных случаях, когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения - данный больной снимается с диспансерного учета. Решения о снятии с учета в этих случаях также выносятся на ВКК учреждения, где наблюдался больной. Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в не медицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Как следует из представленной карточки операций с ВУ Петров В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет водительское удостоверение №, с категориями «В», «В1» с ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленной врачебной справки от 11.01.2018 года, медицинской карты амбулаторного больного, медицинского заключения врачебной комиссии ГБУЗ КО «ЦРБ <адрес>» следует, что административный ответчик с ноября 2014 года состоит на учёте у врача-нарколога с диагнозом: синдром зависимости от опеатов (F11.2). Наркологический кабинет не посещает. Заключение: имеет противопоказания к управлению транспортным средством.
Установление у гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
На основании изложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Петрова Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с водительским удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ, №.
Признать недействительным водительское удостоверение Петрова Владимира Владимировича, выданное ДД.ММ.ГГГГ, №.
Взыскать с Петрова Владимира Владимировича государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Дзержинский районный суд Калужской области в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Шаркунов