№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2021г. г. Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Баданова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Д.А. о взыскании задолженности по налогу и пени,
установил :
Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес>
<адрес> (далее – ИФНС) обратилась в суд с административным иском к Д.А. о взыскании недоимки ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу в размере <данные изъяты>., пени <данные изъяты>., земельному налогу физических лиц в размере <данные изъяты>., пени <данные изъяты>
В обоснование требований ссылается на то, что ответчик в ДД.ММ.ГГГГ году имел в собственности транспортные средства <данные изъяты>, госрегзнак №; <данные изъяты>, госрегзнак № а также земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровым номером №; <адрес>, с кадастровым номером № в связи с чем является налогоплательщиком указанных выше налогов. Административным истцом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление и требование о необходимости уплаты транспортного налога и земельного налога физических лиц за вышеуказанные периоды, которое ответчиком до настоящего времени не исполнено.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о причинах неявки не сообщил, отложить судебное разбирательство не просил и суд определил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Д.А. не явился, о причинах неявки не сообщил, отложить судебное разбирательство не просил и суд определил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 - 6 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Транспортный налог, основания, размер и срок его уплаты определяются главой 28 НК РФ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О транспортном налоге на территории <адрес>.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ отчетным налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В соответствии со ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу положений ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 390, 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база для физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, предоставленных государственными органами регистрации.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году ответчику на праве собственности принадлежали транспортные средства <данные изъяты>, госрегзнак №; <данные изъяты>, госрегзнак №, а также земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровым номером № <адрес>, с кадастровым номером №, в связи с чем административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога и земельного налога физических лиц. Административным истцом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление и требование о необходимости уплаты транспортного налога и земельного налога физических лиц за вышеуказанный период, которое ответчиком до настоящего времени не исполнено. Определением мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Д.А. задолженности по транспортному налогу, земельному налогу физических лиц и пени отменен в связи с поступлением от должника соответствующего заявления.
ИФНС налогоплательщику Д.А. начислена недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> пени <данные изъяты> по земельному налогу физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., пени <данные изъяты>
Статьями 52 (пункт 4) и 69 (пункт 6) НК РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных ему по почте заказанными письмами.
Налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик извещен об обязанности оплатить налог за принадлежащие ему транспортные средства и земельные участки за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
В установленные налоговыми уведомлениями сроки ответчик не исполнил обязанность по уплате налога, в связи с чем, налоговым органом на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ в адрес ответчика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, согласно которому налогоплательщику в срок до ДД.ММ.ГГГГ предложено погасить задолженность по налогам и пени. В нарушение положений ст. 45 НК РФ, административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налогов.
В связи с тем, что в установленные законом сроки транспортный и земельный налоги не оплачены, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислена пеня.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подан в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании налога содержится в п. 2 ст. 48 НК РФ.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Кировского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании вышеуказанной задолженности, который отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из положений п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании указанной задолженности по налогам пени в течение 6 месяцев со дня принятия мировым судьей определения об отмене судебного приказа о взыскании данной задолженности, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, с настоящим административным исковым заявлением в районный суд ИФНС обратилась только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), то есть с пропуском вышеуказанного процессуального срока более чем на месяц.
При этом суд приходит к выводу о том, что заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд по причине ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории <адрес>, роста заболеваемости ОРВИ, пневмонией и новой коронавирусной инфекцией среди сотрудников ИФНС не подлежит удовлетворению, поскольку не является уважительной причина, указанная административным истцом, который, являясь юридическим лицом, вправе иметь неограниченное число представителей и обратится в суд с иском посредством почтового отправления.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и госпошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный иск ИФНС необходимо оставить без удовлетворения, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, размер которой, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, составит <данные изъяты>., с ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
решил :
отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд и удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Д.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> пени <данные изъяты> по земельному налогу физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ размере <данные изъяты>., пени <данные изъяты>., на общую сумму <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Кировский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Срок принятия мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий А.Н. Баданов
Решение вступило в законную силу «____» ____________________ г.
«КОПИЯ ВЕРНА» Подпись судьи______________________________ Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции помощник судьи Т.А. «______»____________________ 20_____ г. |
Подлинный документ подшит в материалах дела №
(УИД №) Кировского районного суда <адрес>.