Судья: Уварова И. А. Дело № 33- 24923
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего федерального судьи Мертехина М.В.,
федеральных судей Колесник Н. А., Вострецовой О. А.,
при секретаре Анцифирове В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2013 года апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ № 15 по г. Москве и Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 02.07.2012 года
по гражданскому делу по иску Акмаева Игоря Владимировича к ГУ УПФ РФ № 15 по г. Москве и Московской области, 3-е лицо Федеральное государственной казенное учреждение «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд» об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж периодов работы и назначить трудовую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Мертехина М.В.,
объяснения истца Акмаева И. В., его представителя, представителя 3-го лица Кузьминовой О. А.,
УСТАНОВИЛА:
Акмаев И. В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ №15 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.
В обоснование требования истец указал, что 28.11.2011 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии на основании пп. 16 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Однако в удовлетворении указанного обращения ему было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа.
Представитель ответчика просила в иске отказать.
Представитель 3-го лица поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Решением суда исковые требования Акмаева И. В. удовлетворены, ГУ УПФ РФ № 15 по г. Москве и Московской области обязано включить в специальный стаж истца периоды его работы: с 01.08.1990 года по 16.06.1993 года в должности «мастер-спасатель» в Узбекском Республиканском многопрофильном центре быстрого реагирования; с 02 января 2004 года по 28 июля 2007 года в должности спасателя в Государственном учреждении Пензенской области «Пензенская поисково-спасательная служба» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 28 ноября 2011 года.
Не согласившись с данным решением, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение указанным требованиям закона в части включения в специальный стаж периода работы с 02.01.2004 года по 28.07.2007 года в должности спасателя в Государственном учреждении Пензенской области «Пензенская поисково-спасательная служба» и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 28 ноября 2011 года не соответствует.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 01 августа 1990 года по 16 июня 1993 года истец работал в должности мастера-спасателя в Узбекском республиканском многопрофильном центре быстрого реагирования Комиссии по ЧС Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан; в период с 02 января 2004 года по 28 июля 2007 года в должности спасателя 2 класса, затем спасателя 1 класса в Государственном учреждении Пензенской области «Пензенская поисково-спасательная служба».
28.11.2011 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", однако, 25.04.2011 года получил отказ в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что работники, поименованные в указанной статье, имею право на досрочное пенсионное обеспечение, если они работают спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России. Не пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления, так как не входят в систему МЧС России.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран-участниц СНГ "О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г., для установления права на пенсию, в т.ч. на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Республикой Узбекистан данное Соглашение подписано.
В соответствии с Письмом Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР", при назначении пенсии указанным гражданам учитывается стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992 г., а также после этой даты - на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что период работы истца с 01 августа 1990 года по 16 июня 1993 года в должности мастера-спасателя в Узбекском республиканском многопрофильном центре быстрого реагирования предлежит включению в его специальный стаж, поскольку данный период работы протекал до введения в действие нового правового регулирования.
Судом также установлено, что в трудовой книжке истца имеется запись о его работе с 02.01.2004 года по 28.07.2007 года в должности спасателя 2 класса, затем спасателя 1 класса в Государственном учреждении Пензенской области «Пензенская поисково-спасательная служба». Как усматривается из справки № 14 от 14.07.2010 года, выданной ГБУ Пензенской области «Пензенская поисково-спасательная служба», истец в указанный период работал в должности спасателя 2 класса, затем спасателя 1 класса полный рабочий день и участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций; что следует также из записей в Книжке спасателя N 33.
Суд, удовлетворяя требования истца, исходил из положений Федерального закона от 22.08.1995 года № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» которые устанавливают единые обязательные требования к профессиональным аварийно-спасательным службам (формированиям), созданным на постоянной штатной основе, как органами федеральной государственной власти, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, и не определяют каких-либо различий в правовом статусе спасателей указанных аварийно- спасательных служб (формирований) в зависимости от их ведомственной принадлежности.
С данными выводами не может согласиться судебная коллегия исходя из следующего.
Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 того же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 702 от 01 октября 2001 года, в соответствии с которым, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, субъекты Российской Федерации, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
Указанные обстоятельства следуют из Определения Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 года № 551-О-П.
При постановлении судом решения в указанной части не принято во внимание, что указанная истцом место работы - Государственное учреждение Пензенской области «Пензенская поисково-спасательная служба» не является структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и что сама работа истца основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
При таких обстоятельствах решение суда в части обязания ответчика включить в специальный стаж истца периода работы с 02 января 2004 года по 28 июля 2007 года в должности спасателя в Государственном учреждении Пензенской области «Пензенская поисково-спасательная служба» подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в иске.
Как указывалось ранее, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
С учетом отказа истцу в удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика включить в специальный стаж истца период работы с 02 января 2004 года по 28 июля 2007 года, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и в части назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с 28.11.2011 года, за отсутствием необходимого специального стажа.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Раменского городского суда Московской области от 02 июля 2012 года в части обязания ГУ УПФ РФ № 15 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Акмаеву Игорю Владимировичу периода работы с 02 января 2004 года по 28 июля 2007 года в должности спасателя в Государственном учреждении Пензенской области «Пензенская поисково-спасателная служба» и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 28 ноября 2011 года, отменить.
В указанной части постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Акмаева Игоря Владимировича к ГУ УПФ РФ № 15 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода работы с 02 января 2004 года по 28 июля 2007 года в должности спасателя в Государственном учреждении Пензенской области «Пензенская поисково-спасателная служба» и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 28 ноября 2011 года, отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи: