В мотивированном виде решение изготовлено 07 ноября 2016 года
Гражданское дело №2-7178/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2016 года г. Екатеринбург
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Дряхловой Ю.А.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО3 об истребовании документов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование исковых требований указал, что внеочередным общим собранием членов ДПК «Косулинские дачи», состоявшемся 26.03.2016, ФИО2 был избран исполнительным органом - Председателем Правления ДПК «Косулинские дачи», что подтверждается Протоколом внеочередного общего собрания членов ДПК «Косулинские дачи» от 28.03.2016.
Однако, бывший председатель ДПК «Косулинские дачи» ФИО3 не передает истцу учредительные документы и иные финансово-хозяйственные документы, в результате его бездействия истец не может подать в Единый государственный реестр юридических лиц изменение сведений о лице наделенным полномочиями действовать от имени юридического лица без доверенности (форма 14001), а также осуществлять финансово –хозяйственную деятельность ДПК «Косулинские дачи». С учетом изложенного, просил обязать Ответчика передать: Печати, штампы ДПК «Косулинские дачи», движимое и недвижимое имущество ДПК «Косулинские дачи», Учредительные документы ДПК «Косулинские дачи» в составе: устав со всеми изменениями; Свидетельство о регистрации с соответствующими изменениями, если таковые производились; Свидетельство о постановке на налоговый учет; Списки членов ДПК «Косулинские дачи»: заявления о вступлении в члены ДПК «Косулинские дачи»; заявления о выходе из членов ДПК «Косулинские дачи», платежно-расчетные документы подтверждающие оплату паевых, вступительных, членских взносов за период с даты создания ДПК «Косулинские дачи» по настоящее время, Паевые договоры с членами ДПК «Косулинские дачи» за весь период действия ДПК «Косулинские дачи», ксерокопии свидетельств о регистрации права собственности членов ДПК «Косулинские дачи», Протоколы очередных, внеочередных, заочных собраний членов ДПК Косулинские дачи», Документы подтверждающие право на земельный участок ДПК «Косулинские дачи», договор на отпуск электроэнергии, договор на газификацию, иные документы по газификации ДПК «Косулинские дачи», Договоры, соглашения, контракты, заключенные со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности, но не менее чем за три последних года; Договоры купли-продажи движимого и недвижимого имущества за последние три года. Сведения о количестве работников на ДПК «Косулинские дачи», Справку о наличии /отсутствии начисленной, но не выплаченной заработной платы, Личные карточки работников за весь период деятельности. Кадровые приказы (прием, увольнение, отпуска, переводы) по ДПК «Косулинские дачи», Трудовые книжки работников ДПК «Косулинские дачи», трудовые договоры (с изменениями и дополнениями), Справки 2-НДФЛ по всем работникам за последние 3 года. Расчетные ведомости по заработной плате за весь период деятельности, Справки о присвоении адреса. документы на строительство и ввода в эксплуатацию дома сторожа, технические документы на трансформатор.
В судебном заседании 15.06.2016 исковые требования были уточнены, истце просил возложить на ответчика обязанность передать ему: Печать ДПК «Косулинские дачи» Учредительные документы ДПК «Косулинские дачи» в составе: Устав ДПК «Косулинские дачи» утвержденный Протоколом № 5-10 от 20.04.2010; Протокол об учреждении юридического лица ДПК «Косулинские дачи» от 07.06.2007; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица при создании серия 66 № 005091989 от 28.06.2007, Свидетельство о постановке на налоговый учет от 28.06.2007, Бухгалтерскую и налоговую отчетность ДПК «Косулинские дачи» за периоды 2013, 2014, 2015 года, Список членов ДПК «Косулинские дачи» на 01.01.2016, Заявления от граждан о вступлении в члены ДПК «Косулинские дачи» за период с 28.06.2007 года по 2016 г., Заявления от граждан о выходе из членов ДПК «Косулинские дачи» за период с 28.06.2007 года по 2016 г., Платежно-расчетные документы, подтверждающие оплату гражданами паевых, вступительных, членских взносов за период с даты создания ДПК «Косулинские дачи» с 28.06.2007 года по март 2016 г., в том числе приходные кассовые ордера, платежные поручения из кредитной организации, подтверждающие получение взносов ДПК «Косулинские дачи»,Договоры паевого взноса с членами ДПК «Косулинские дачи» с даты создания ДПК «Косулинские дачи» с 28.06.2007 года по март 2016 г., Протоколы очередных, внеочередных, заочных собраний членов ДПК Косулинские дачи» за весь период деятельности ДПК «Косулинские дачи», Проект газоснабжения ДПК «Косулинские дачи», Проект электроснабжения ДПК «Косулинские дачи»
Договоры, соглашения, контракты, заключенные со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности, но не менее чем за три последних года, 2015, 2014, 2013 года, Сведения о количестве работников ДПК «Косулинские дачи»: Справку о наличии /отсутствии начисленной, но не выплаченной заработной платы работников ДПК «Косулинские дачи», Личные карточки работников ДПК «Косулинские дачи» за весь период деятельности ДПК «Косулинские дачи», Кадровые приказы (прием, увольнение, отпуска, переводы) работников по ДПК «Косулинские дачи», Трудовые книжки работников ДПК «Косулинские дачи», трудовые договоры (с изменениями и дополнениями).
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил для участия в судебном заседании представителя по доверенности.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по указанным в иске основаниям, просила удовлетворить. Суду пояснила, что ФИО3 сложил с себя полномочия как председатель ДПК с 07.04.2016 о чем уведомил членов ДПК по средством электронной почты. В связи с чем, ФИО3 производит у себя удержание указанной документации незаконно.
Ответчик ФИО3, его представители в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления судебных извещений.
Представитель ответчика ФИО6 заявленные требования не признал, суду пояснил, что в настоящем деле имеется корпоративный спор в сфере управления юридическим лицом, в связи с чем данное дело подведомственно Арбитражному суду Свердловской области. Кроме того, собрание, проведенное в марте 2016 года, на котором председателем ДПК «Косулинские дачи» избран ФИО2 является незаконным, поскольку проводилось в отсутствие действующего председателя ДПК. ФИО3 действительно сложил с себя полномочия как председатель ДПК с 07.04.2016. Всю документацию, истребуемую истцом, ФИО3 вывез на территорию ДПК в строение по адресу: <адрес> на территории ДПК. В связи с чем, какие-либо документы ДПК, включая печати и штампы, у ФИО3 отсутствуют. Также, полагает, что настоящий иск удовлетворению не подлежит, поскольку иск заявлен ФИО2, как гражданином, физическим лицом. Тогда как ФИО3 права ФИО2 как физического лица своими действиями не нарушил. Оснований для передачи учредительной документации юридического лица ДПК «Косулинские дачи» ФИО7 как физическому лицу, не имеется.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Потребительский кооператив в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ранее статья 116, ныне - статьи 123.1, 123.2) признается некоммерческой организацией, не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
В судебном заседании установлено, что внеочередным общим собранием членов ДПК «Косулинские дачи», состоявшемся 26.03.2016, ФИО2 был избран исполнительным органом - Председателем Правления ДПК «Косулинские дачи», что подтверждается Протоколом внеочередного общего собрания членов ДПК «Косулинские дачи» от 28.03.2016.
Указанное выше решение об избрании ФИО2 председателем кооператива принято в соответствии с положениями, закрепленными уставом кооператива, общим собранием уполномоченных собственников, на момент рассмотрения дела судом недействительным не признано.
Таким образом, с 26.03.2016 действующим председателем ДПК "Косулинские дачи" является истец ФИО2
В силу положений главы 5 Федерального закона от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" полномочия выборного органа управления некоммерческим товариществом возникают с момента принятия решения о его избрании общим собранием членов товарищества и прекращаются с избранием нового состава органов управления.
В соответствии со ст. 23 данного Закона, правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года.
Полномочия председателя правления определяются настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения.
Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе: 1) председательствует на заседаниях правления; 2) имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом объединения не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных); 3) подписывает другие документы от имени такого объединения и протоколы заседания правления; 4) на основании решения правления заключает сделки и открывает в банках счета такого объединения; 5) выдает доверенности, в том числе с правом передоверия; 6) обеспечивает разработку и вынесение на утверждение общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) внутренних регламентов такого объединения, положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением; 7) осуществляет представительство от имени такого объединения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях; 8) рассматривает заявления членов такого объединения.
Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и члены его правления при осуществлении своих прав и исполнении установленных обязанностей должны действовать в интересах такого объединения, осуществлять свои права и исполнять установленные обязанности добросовестно и разумно.
В силу ст. 27 названного Закона, председатель регулирует ведение делопроизводства и предусматривает хранение, в частности, протоколов общих собраний заседаний правления и протоколов ревизионной комиссии.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, сторона истца ссылалась на то, что ФИО3 обязан передать всю документацию кооператива за период его деятельности. Основания для освобождения его от обязанности передать данные документы отсутствуют.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Положениями ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
В ст. 12 ГК РФ установлены способы защиты гражданских прав.
Согласно ст.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
Как следует из содержания искового заявления и материалов гражданского дела ФИО2 обращается в суд как физическое лицо и заявляет требования о передаче ему указанных документов. Вместе с тем, в обоснование иска указывает, что отсутствие указанных документов, препятствует осуществлению нормальной деятельности ДПК, то есть фактически требования заявлены в интересах ДПК.
Как следует из Устава, ДПК «Косулинские дачи» является самостоятельным юридическим лицом. Действующим законодательством не предусмотрено право гражданина от своего имени обращаться в суд в интересах юридического лица.
Как установлено в судебном заседании, права ФИО2 как физического лица, действиями ФИО3 нарушены не были, в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного стороной истца не представлено.
Тогда как, установлено положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном порядке осуществляется защита нарушенных либо оспариваемых прав.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ФИО3 об истребовании документов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Ю.А. Дряхлова