№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2017 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Валого М.В.,
с участием представителя ответчика – Администрации Пудожского муниципального района Чуриной В.Е., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пименовой Л.В, к Администрации Пудожского муниципального района об обязании принятия жилого помещения в состав муниципальной собственности и заключения договора социального найма,
у с т а н о в и л:
Пименова Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Пудожского муниципального района, в обоснование которого указала, что в ДД.ММ.ГГГГ по прибытию на работу в Куганаволокскую школу ей было предоставлено жилое помещение в семиквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. В указанной квартире истец зарегистрирована вместе с дочерью. Истец оплачивает электроэнергию, несет бремя содержания квартиры. В <адрес> дом был снят с баланса Администрации сельского поселения и оказался бесхозным. Документов на квартиру нет, и истец не может реализовать свои права на пользование квартирой на условиях социального найма. Просила обязать ответчика принять указанную квартиру в муниципальную собственность и заключить с истцом договор социального найма.
Определением суда от 27.03.2017 в порядке ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет Пудожского муниципального района.
Истец Пименова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам иска. Также пояснила, что жилье ей было предоставлено Администрацией Куганаволокского сельского поселения, которая зарегистрировала истца в квартире на следующий день после вселения. Ордер на квартиру истцу не выдавался. Жилье истца нуждается в ремонте, зимой температура в квартире опускается до 5-10 градусов. Истец работает библиотекарем и необходимых средств, чтобы произвести ремонт самостоятельно, не имеет.
Представитель ответчика - Администрации Пудожского муниципального района в судебном заседании возражал против иска. Указал, что в реестре муниципальной собственности Пудожского муниципального района спорная квартира отсутствует, а жилой дом, в котором она расположена, в собственности муниципального района никогда не находился. Также истец никогда не обращалась к ответчику с заявлениями о заключении договора безвозмездной передачи жилого помещения в порядке приватизации. Спорная квартира является бесхозным имуществом и с заявлением о принятии ее на учет в качестве бесхозяйного имущества может обратиться только Администрация Куганаволокского сельского поселения. Решение о принятии недвижимого имущества в казну муниципального района может принять только Совет Пудожского муниципального района. В связи с этим Администрация Пудожского муниципального района является ненадлежащим ответчиком. О принятии имущества в муниципальную собственность в Совет Пудожского муниципального района обращается Администрация района, как исполнительно-распорядительный орган, на основании соответствующего обращения заинтересованного лица. В настоящее время Администрации района переданы полномочия по распоряжению муниципальным жилищным фондом, расположенным в Куганаволокском сельском поселении. Договора социального найма в отношении муниципального жилого фонда в настоящее время заключаются ответчиком. Ответчик получал обращение истца о включении его жилья в муниципальную собственность. Спорное жилое помещение непригодным для проживания в установленном порядке не признавалось.
Представитель соответчика - Совета Пудожского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - Администрации Куганаволокского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Ранее в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. Пояснил, что примерно в <адрес> году при предыдущем главе Куганаволокского сельского поселения документы в отношении части жилого фонда поселения, включая дом, где проживает истец, были утрачены. Где сейчас находятся документы действующему руководству администрации поселения не известно. Техническая документация на дом также отсутствует. Непригодным для проживания дом в установленном порядке не признавался. Ранее жилой дом использовался в качестве интерната для проживания детей из деревень, расположенных вокруг д.Куганаволок, в период учебного года. В последующем дом был переоборудован под многоквартирный дом. Регистрацию истца в спорной квартире осуществляла администрация сельского поселения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Данными паспорта истца и справкой администрации Куганаволокского сельского поселения подтверждается, что в настоящее время в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес> зарегистрированы Пименова Л.В. и ее дочь ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Участвовавшие в рассмотрении дела представители Администрации Куганаволокского сельского поселения и Администрации Пудожского муниципального района сообщили, что спорная квартира в реестре муниципального имущества данных органов местного самоуправления имущества не числиться, правоустанавливающие документы в отношении нее отсутствуют.
По информации МБУ «Пудожский районный муниципальный архив» в архивных документах Куганаволокской сельской волости документов, подтверждающих принятие на баланс жилого <адрес>, не имеется.
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, права собственности в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ни за кем не зарегистрированы.
По информации ГУП РК РГЦ «Недвижимость» технический паспорт на вышеуказанный объект недвижимости отсутствует.
В соответствии с п.п.1, 10 п.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с разграничением вопросов местного значения, определен ч.11.1 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно абз.10 ч.11.1 ст.154 названного закона разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. При этом право собственности на данное имущество возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Как установлено ч.3 ст.3 Закона Республики Карелия от 03.07.2008 N1212-ЗРК "О реализации ч.11.1 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право собственности на передаваемое "имущество" возникает у муниципального образования, принявшего имущество, со дня вступления в силу постановления Правительства Республики Карелия о разграничении имущества между муниципальными образованиями.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2006 N131-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) полномочия по жилищным вопросам переданы муниципальным районам.
Как следует из абз.6 и 7 ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст.26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 N8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29.03.2003 Указом Президента РФ от 26.03.2003 N370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, в частности объекты жилого фонда, за исключением входящих в состав имущества приватизируемых предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Таким образом, поскольку органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество, спорное жилое помещение в силу прямого указания закона подлежало передаче в муниципальную собственность.
При этом в спорной ситуации необходимость включения спорного жилого помещения в муниципальную собственность обусловлена не разграничением полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органам местного самоуправления, а приведением в соответствие состава имущества функциям и задачам, возложенным на органы государственной власти и местного самоуправления.
Более того, допрошенная в качестве свидетеля С. показала, что ранее на протяжении <данные изъяты> лет являлась главой сельской администрации Куганаволокского сельского поселения и спорное жилье входило в состав муниципального жилого фонда, однако в период работы следующего главы поселения документы, свидетельствующие об этом, были утрачены.
Указанные свидетелем обстоятельства подтвердил в судебном заседании и действующий Глава Куганаволокского сельского поселения.
В соответствии со ст.60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ч.1 ст.62 Жилищного кодекса Российской Федерации, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Таким образом, орган местного самоуправления, выступающий в качестве наймодателя, в силу прямого указания закона обязан заключить договор социального найма с лицами, проживающими в муниципальном жилом фонде.
Доказательств, что истец незаконно вселилась в спорное жилое помещение или самовольно его заняла, суду не представлялось.
Ссылка Администрации Пудожского муниципального района на ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, приватизации не подлежат, является несостоятельной, поскольку истцом не заявляются требования о передаче жилья в собственность в порядке приватизации, при том, что доказательств, свидетельствующих о том, что указанный дом признан в установленном порядке аварийным, непригодным для проживания либо подлежащим сносу сторонами к материалам дела не представлялось.
Кроме того, принятие в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности, не ставится в зависимость от возможности использования его по прямому назначению.
Определяя ответчика, к которому должны быть удовлетворены требования, суд учитывает, что в соответствии с Уставом Пудожского муниципального района Совет поселения устанавливает порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (ч.5 ст.21). При этом исполнительно-распорядительным органом Пудожского муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения является администрация Пудожского муниципального района (ст.35).
В соответствии с ч.3 ст.7 Устава Пудожского муниципального района к вопросам местного значения Пудожского муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
При указанных обстоятельствах исковые требования о принятии в муниципальную собственность и заключении договора социального найма жилого помещения в порядке приватизации подлежат удовлетворению к Администрации Пудожского муниципального района.
В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.
Как установлено ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Пудожского муниципального района принять в муниципальную собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также заключить с Пименовой Л.В. договор социального найма в отношении указанной квартиры.
Возвратить Пименовой Л.В. из бюджета Пудожского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей, уплаченную по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Точинов С.В.