Дело № 12-564/2019
11RS0001-01-2019-013554-91
РЕШЕНИЕ
Республика Коми, город Ухта |
22 ноября 2019 года |
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Хазиева С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан на постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми от 05 сентября 2019 .... о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.12.21.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми от 05.09.2019 года .... Государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» Республики Башкортостан (далее по тексту – ГУП «Башавтотранс» РБ, Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, Предприятию назначен административный штраф в размере 350000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением ГУП «Башавтотранс» РБ направило в Сыктывкарский городской суд жалобу, в которой указало, что в действиях Предприятия отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, защитник ГУП «Башавтотранс» РБ просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03.10.2019 года материалы административного дела направлены по подсудности в Ухтинский городской суд Республики Коми.
ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В судебном заседании защитник ГУП «Башавтотранс» по доверенности Цыркун Д.С. на доводах жалобы настаивал, просил отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Предприятия состава вмененного административного правонарушения.
Заслушав защитника ГУП «Башавтотранс», исследовав материалы административного дела, представленные материалы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из предисловия Технического регламента Таможенного союза "ТР ТС 018/2011. О безопасности колесных транспортных средств", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877, он разработан с целью обеспечения социально приемлемого уровня безопасности колесных транспортных средств и содержит требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года №877 (ред. от 25.12.2018) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") автобусы, троллейбусы, специализированные Пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т. относятся к категории М3.
В Приложении №5 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) установлены габаритные и весовые ограничения, действующие в отношении транспортных средств.
В соответствии с положениями п. 1.1 указанного акта, максимальная длина одиночного двухосного транспортного средства категорий М2 и М3 - не должна превышать 13,5 м.
Из руководства по эксплуатации транспортного средства следует, что его общая длина составляет 12 875 см.
В соответствии с п. 23.5. Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года №1090 (далее - Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона №257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации (пункт 18 статьи 3 указанного Федерального закона).
Приложения №3 к Порядку осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденному Приказом Минтранса России от 29.03.2018 №119, утверждена классификация транспортных средств для осуществления весового и габаритного контроля (в п. 10, 11 – автобусы двухосные и трехосные одиночные).
Согласно приложению №3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №272, предельно допустимые габариты одиночного транспортного средства по длине составляют 12 метров.
Как следует из материалов дела, 27.03.2019 года в 18.25.36 часов по адресу: Автодорога .... транспортное средство ...., государственный регистрационный знак ...., собственником (владельцем) которого является ГУП «Башавтотранс» РБ, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ двигалось с общей длинной транспортного средства 1237,2 см, при предельно допустимой длине транспортного средства 1200 см (с превышением на 37.2 см) без специального разрешения.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, «ИБС ВИМ», поверка действительна до 17.05.2020 года.
Согласно акту .... от 23.07.2019 года при проверке габаритных параметров АТС в автоматическом режиме выявлено и зафиксировано вышеуказанное нарушение.
Транспортное средство идентифицировано и сомнений не вызывает. Оснований усомниться в правильности показаний технического средства измерения и законности работы фиксирующего устройства, у суда не имеется.
Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе, фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом измерения, проверки параметров и иными собранными по делу доказательствами.
Учитывая приведенные положения закона, материалами дела опровергается довод защитника Предприятия об отсутствии в действиях ГУП «Башавтотранс» РБ административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в деянии ГУП «Башавтотранс» РБ объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Таким образом, событие административного правонарушения и наличие в действиях ГУП «Башавтотранс» РБ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, установлены административным органом правильно.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, прихожу к выводу о возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Превышения допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства ГУП «Башавтотранс» РБ при его эксплуатации допущено не было, в связи с чем действиями Предприятия не оказали негативное воздействие на сохранность дорожного полотна.
Таким образом, оценив обстоятельства дела, характер совершенного Предприятием правонарушения и степень его общественной опасности, с учетом организационной – правовой формы, в которой осуществляет деятельность юридическое лицо – государственное унитарное предприятие, особенностей его финансирования, социальную составляющую деятельности Предприятия – междугородняя перевозка пассажиров, а так же тот факт, что ГУП «Башавтотранс» РБ осуществлял перевозку пассажиров транспортным средством, имеющим все необходимые сертификаты, разрешающие его использование на территории Российской Федерации, прихожу к выводу о том, что допущенное правонарушение в данном случае не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, в связи с чем, совершенное ГУП «Башавтотранс» РБ административное правонарушение возможно признать малозначительным.
Учитывая изложенное, в связи с малозначительностью правонарушения суд считает возможным освободить ГУП «Башавтотранс» РБ от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. При этом достигается предупредительная цель производства по делам об административных правонарушениях, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 2.9, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан, удовлетворить.
Постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми от 05.09.2019 года .... о привлечении Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, Государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» Республики Башкортостан освободить от административной ответственности с вынесением ему устного замечания.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Ухтинский городской суд Республики Коми.
Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.