Дело № 2-189/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииСысольский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Визинга Сысольского района 10 апреля 2014 года дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Койгородском районе в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Коми тепловая компания» о возложении обязанности по проведению мероприятий по установке водоочистных сооружений
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Койгородском районе обратился к ОАО «Коми тепловая компания» с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В обоснование требований указал, что Открытое акционерное общество «Коми тепловая компания» (Сысольский филиал) в нарушение действующего законодательства подает некачественную по показателям мутности, общего железа и марганца питьевую воду, потребителям услуг холодного водоснабжения с. Межадор. Данный факт подтверждается результатами административного расследования, проведенного в январе 2014 года по заявлению жителей с. Межадор. Сысольский филиал ОАО «Коми тепловая компания» оказывает коммунальные услуги, в частности услугу холодного водоснабжения населению с. Межадор Сысольского района на основании заключенных договоров с потребителями. Порядок предоставления услуги холодного водоснабжения регулируется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Также ответчиком нарушены нормы Закона «О защите прав потребителей» и других норм законодательства регулирующих права потребителей водоснабжения. Просит обязать ответчика прекратить нарушения прав неопределенного круга потребителей услуг холодного водоснабжения, связанные с подачей потребителю некачественной водопроводной воды без очистки и водоподготовки в с. Межадор Сысольского района; обязать ответчика провести мероприятия по установке водоочистных сооружений, обеспечивающих качество питьевой водопроводной воды подаваемой потребителям с. Межадор в соответствии с требованиями п.3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до 01 апреля 2015 года; обязать ответчика опубликовать решение суда в средствах массовой информации.
В последующем истцом были уточнены исковые требования, в частности истец просил обязать ответчика ОАО «Коми тепловая компания» провести мероприятия по установке водоочистительных сооружений, обеспечивающих качество питьевой водопроводной воды подаваемой потребителям с. Межадор в соответствии с требованиями п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до 01 ноября 2015 года и обязать ответчика ОАО «Коми тепловая компания» довести до сведения потребителей решение суда в средствах массовой информации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Койгородском районе ФИО2, действующая на основании доверенности, на уточненных исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика ОАО «Коми тепловая Компания» ФИО3, действующая на основании доверенности, против удовлетворения уточненных требований не возражала. В своих пояснениях указала, что ОАО «Коми тепловая компания» осуществляет свою деятельность в Сысольском районе Республике Коми в лице филиала ОАО «КТК». Обществом на 2015-2017 года разрабатывается инвестиционная программа в перечень мероприятий которой запланировано строительство водоочистительных сооружений на скважинах № 947-Э и 947 А-Э в с. Межадор. Срок выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. На сегодняшний день реализация программы требует значительных финансовых затрат и времени для строительства очистных сооружений и анализа их работы. Строительство по очистке воды за счет ОАО «КТК» в кратчайшие сроки невозможна, так как деятельность ОАО «КТК» как и в целом отрасль жилищно-коммунального убыточна, в связи с плохой платежеспособностью населения на услуги. Повышенные показатели характерны для подземных вод практически для всех районов Республики Коми, при этом превышение предельно допустимой концентрации имеет незначительный характер и не представляет угрозы жизни и здоровью потребителей.
Суд, заслушав представителей истца ответчика, исследовав материалы гражданского дела, материалы дела об административном правонарушении № 5-14/2014, находит требования подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного заседания установлено следующее:
Сысольский филиал ОАО «Коми тепловая компания», согласно уставной деятельности, оказывает коммунальные услуги, в частности услугу холодного водоснабжения населению с. Межадор Сысольского района РК.
Указанная услуга оказывается на основании заключенных договоров с потребителями.
ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Койгородском районе поступило обращение от жителей с. Межадор, являющихся потребителями услуг холодного водоснабжения, с просьбой решить проблему подачи некачественной питьевой воды.
Согласно указанному обращению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Роспотребнадзора по Республике Коми в Койгородском районе при проведении административного расследования в отношении ОАО «Коми тепловая компания», выявлены нарушения санитарно- эпидемиологических требований к качеству питьевой воды, а именно, качество питьевой воды, подаваемой населению водоснабжения из скважины № 947-АЭ и разводящей сети от скважины в д.Шорсай с. Межадор Сысольского района Республики Коми не соответствует установленным требованиям по санитарно- химическим показателям, и, соответственно составляет:
- проба питьевой воды из артезианской скважины № 947-АЭ д.Шорсай с.Межадор Сысольского района РК по мутности, содержанию общего железа и марганца не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», по мутности- 4,0 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 1,5 мг/дм3 (превышение норматива в 2,7 раза); по содержанию общего железа-1,6 мг/дм3 при нормативе 0,3 мг/дм3 (превышение в 5,3 раза); по содержанию марганца 0,22 мг/дм3 при нормативе 0,1 мг/дм3 (превышение в 2,2 раза).
Указанные факты подтверждаются экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Кроме того, проба питьевой воды из водоразборной колонки (подающей воду от скважины № 947-АЭ) дер.Шорсай с.Межадор Сысольского района РК по привкусу, мутности, содержанию общего железа не отвечает требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Привкус составляет 3 балла при допустимой норме не более 2 баллов, мутность 10,4 мг/дм3 при нормативе -1,5 мг/дм3 (превышение в 6,9 раза), содержание железа 5,4 мг/дм3 при нормативе 0,3 мг/дм3, что подтверждается протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.13), экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» имеющей свидетельство об аккредитации экспертной организации от 04.03.2010 № 70-АК, действительное до 04.03.2015 года, ранее неоднократно проводились лабораторные исследования питьевой водопроводной воды из источника и водопроводной сети с. Межадор, проведенных в рамках социально-гигиенического мониторинга за период 2012-2013 года и 2 месяца 2014 года, при этом, согласно всем имеющимся экспертным заключениям питьевая вода также не соответствует установленным нормативным документам, (л.д.14-45).
Согласно ч.1, 2 ст.19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарных правил.
Приведенные выше результаты экспертиз свидетельствуют о том, что вода не является безвредной по химическому составу и не имеет благоприятных органолептических свойств.
Кроме того, указанные факты, говорят о ненадлежащем исполнении организацией оказывающей услуги по водоснабжению населения питьевой водой обеспечения соответствия установленным нормам.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, определены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 24 от 26.09.2001 года «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1074-01 2.1.4 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).
Указанные Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества (п.1.4).
В соответствии с п.2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям Санитарных правил.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п.п.3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В силу п.3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (п.3.4.1 СанПиН); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (п.3.4.2 СанПин); содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (п.3.4.3 СанПиН).
Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 (п.3.5 СанПиН).
Ответчиком нарушаются указанные требования СанПиН, а именно:
п.2.5. - вода подается потребителям на протяжении ряда лет неудовлетворительного качества, без очистки и водоподготовки, при этом исполнителем услуг, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, не принимаются меры по нарушению устранений;
п.2.6.1. - население с.Межадор не информируется исполнителем о существующих отклонениях в качестве питьевой воды;
п.2.6.3 - план мероприятий по обеспечению качества воды для населения с Межадор не разработан;
п.2.7 - системой водоснабжения не обеспечивается производство и подача населению с. Межадор питьевой воды, качество которой соответствует требованиям санитарных правил (на источнике отсутствуют водоочистные сооружения);
п.3.1., п.3.2 - качество подаваемой потребителям питьевой воды с.Межадор не соответствует гигиеническим требованиям по мутности (превышение в 2-6 раз), общему железу (превышение в 3-7 раз), марганцу (превышение в 2,2 раза), что представляет угрозу для здоровья населения.
По результатам проведенного расследования в отношении ОАО «Коми тепловая компания» постановлением Сысольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Коми тепловая компания» привлечено к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению по ст.6.5 КоАП РФ, наказание назначено в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Постановление о привлечении к административной ответственности ОАО «Коми тепловая Компания» не обжаловалось, ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь, и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, факт нарушения ОАО «Коми тепловая компания» действующих санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению является установленным и повторному доказыванию не подлежит.
Согласно ч.1 ст.4 Закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Судом установлено, что ОАО «Коми тепловая компания» оказывает населению с. Межадор коммунальные услуги, в частности услугу холодного водоснабжения, на основании заключенных с потребителями договоров на оказание услуг.
Согласно ст.426 Гражданского Кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Потребителями услуги холодного водоснабжения с. Межадор заключены договоры с ОАО «Коми тепловая компания» путем совершения конклюдентных действий, в частности потребители оплачивают предоставляемую услугу холодного водоснабжения, что подтверждается счетами и квитанциями на оплату выставленных счетов (л.д.46-47) и являются публичными.
Порядок предоставления услуги холодного водоснабжения регулируется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (ред. от 25.02.2014 года), согласно которому отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
На основании изложенного суд находит требование об обязании ответчика провести мероприятия по установке водоочистительных сооружений, обеспечивающих качество питьевой водопроводной воды подаваемой потребителям с. Межадор обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 46 ФЗ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей (п.п. 3 п. 1 ст. 333.20 НК РФ).
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Койгородском районе в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Коми тепловая компания» о возложении обязанности по проведению мероприятий по установке водоочистных сооружений удовлетворить.
Обязать ОАО «Коми тепловая компания» в срок до 01 ноября 2015 года провести мероприятия по установке водоочистных сооружений, обеспечивающих качество питьевой водопроводной воды, подаваемой потребителям села Межадор Сысольского района, в соответствии с требованиями п. 3.1., 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Обязать ответчика ОАО «Коми тепловая компания» довести до сведения потребителей настоящее решение в средствах массовой информации Сысольского района в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ОАО «Коми тепловая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья - Н.В. Константинова
Мотивированное решение изготовлено 15.04.2014 года.