28RS0017-01-2019-004554-16
№2-1432/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 ноября 2019 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Заболотиной В.М.,
с участием представителя истца Уварова В.С. – Кнаевой Т.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика - Администрации города Свободного Сильвоник С.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уварова Виталия Станиславовича к Администрации города Свободного Амурской области о признании отказа в выдаче уведомления о завершении строительства жилого дома незаконным, о признании права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
представитель Уварова В.С. - Кнаева Т.В., действующая на основании доверенности, обратилась в Свободненский городской суд с иском к администрации города Свободного Амурской области о признании отказа в выдаче уведомления о завершении строительства жилого дома, расположенного по адресу: -- выразившиеся в письме администрации г. Свободного от -- -- незаконным; о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: --
Свои требования сторона истца мотивировала тем, что на основании договора дарения от -- и свидетельств о государственной регистрации права от -- № -- и № --, от -- № -- Уваров B.C. является собственником жилого дома и земельных участков, расположенных по адресу: -- Данный жилой дом находится в пользовании с 1949 года. Согласно техническому паспорту по состоянию на -- износ жилого дома и его основных частей составил 51%, нежилых пристроек - 75%, неотапливаемых подвалов 60%. До 2014 года жилой дом впоследствии эксплуатации развалился и стал опасен для проживания. Смысла его ремонтировать не было, так как повело фундамент и стены. С мая 2014 года Уваров B.C. начал строить самостоятельно новый дом взамен старого. В период строительства он неоднократно обращался не только письменно, но и устно в администрацию города Свободного, о выдаче ему разрешительной документацией, однако, всё осталось без ответа. Вследствие чего он обратился письменно с заявлением о предоставлении градостроительного плана земельного участка для строительства в общий отдел (заявление от --). В ответ на его заявление был выдан градостроительный план земельного участка от --. Какие истец должен предоставить дополнительно документы для выдачи разрешения для строительства сотрудниками отдела по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству ему не разъяснили. Также и не разъяснили, что строительство в данном кадастровом квартале запрещено, несмотря на то, что целью получения градостроительного плана являлось строительство жилого дома. -- Уваров B.C. обращается в администрацию города Свободного с заявлением о выдаче ему уведомления об окончании строительства индивидуального жилого дома по пер. -- Письмом от -- -- Администрация города Свободного отказывает Уварову B.C. в выдаче уведомления о завершении строительства данного жилого дома, сообщив, что согласно Правилам землепользования застройки муниципального образования «город Свободный» данный земельный участок находится в территориальной зоне ОС-1 (Зона максимального воздействия возможного катастрофического затопления). Согласно, вышеуказанных Правил в данной территориальной зоне введён запрет нового жилищного строительства. Однако, территориальные зоны согласно нормам Градостроительного кодекса РФ - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Территориальные зоны устанавливаются с учетом документов территориального планирования, для установления градостроительных регламентов. Оформляется документация в отношении границ территориальных зон, а также на части указанных территорий и зон в виде карты (плана) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объектов землеустройства (территориальной зоны), а также иные характеристики. Карта (план) объекта землеустройства, предназначена для внесения сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости (ГКН). Постановлением Правительства РФ -- утверждены правила направления органами государственной власти и местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в ГКН. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом, источником сведений о полных, достоверных и актуальных сведениях об объектах недвижимости, административно-территориальных границах, а также зонах с особыми условиями использования территории и территориальных зонах, а также части указанных территорий и зон. С учетом изложенного и согласно скриншотов с публичной кадастровой карты с официального сайта Россреестра никакой речи о территориальной зоне ОС-1 (Зона максимального воздействия возможного катастрофического затопления) не идет речи. Запрет на строительство нового индивидуального жилищного строительства отсутствует. Обозначены земельные участки с разрешенным использованием для ведения приусадебного хозяйства. --, истец обратился в Строительно - техническую экспертизу ООО «Строй- Индустрия». --, получено Заключение эксперта --, вывод эксперта: обследуемый одноквартирный жилой дом, находящийся по адресу: --, --, после проверки и обследования соответсвует строительным, противопожарным, санитарным и градостроительным нормам и обеспечивает безопасную для жизни и здоровью людей эксплуатацию. Жилой дом обеспечен электроэнергией, водоснабжением, канализацией и в дальнейшем теплоснабжением, соответствует требованиям своду правил СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные». СНиП 31-02-2001. Истец, Уваров B.C. повторно обращался в администрацию города Свободного с заявлением о выдаче ему уведомления об окончании строительства индивидуального жилого дома --. -- получен отказ в выдаче уведомления о завершении строительства данного жилого дома. Жилой дом, построенный на собственном земельном участке соответствует параметрам планировки территории и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Таким образом, возведённый Уваровым B.C. жилой дом не является самовольной постройкой. С учетом изложенного истец считает, что администрация города Свободного нарушила его права на жилище и восстановления его нарушенных прав будет являться признание право собственности на данный жилой дом.
Определением суда от -- в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Уварова Г.Л. и уполномоченное структурное подразделение администрации города Свободного Амурской области – Управление по использованию муниципального имущества администрации г.Свободного.
-- от представителя истца - Кнаевой Т.В. поступило заявление об уточнении исковых требований: признании отказа в выдаче уведомления о завершении строительства жилого дома, расположенного по адресу: -- выраженный в письме администрации г. Свободного от -- -- незаконным; о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: --, за Уваровым Виталием Станиславовичем, -- года рождения.
Истец Уваров В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, реализовал право на участие в рассмотрении дела через своего представителя.
Представитель истца - Кнаева Т.В. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Третье лицо – Уварова Г.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации города Свободного Амурской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам письменного отзыва, полагая, что отказ администрации города является законным и обоснованным ввиду непредставления заявителем необходимого пакета документов.
Представитель третьего лица – Управления по использованию муниципального имущества администрации г.Свободного в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Руководствуясь ст.ст.113, 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Допрошенный по делу эксперт В. пояснил, что работает экспертом 18 лет. Согласно жилищного и градостроительного кодексов, свода правил 2012 года, правил застройки Амурской области и г. Свободного, для строительства зданий не требуется разрешения, если не более 3 этажей. Ограничения составляет земельный участок менее 540 кв. м. Прежде, чем дают разрешение на строительство, требуется технический паспорт. По дому Уварова В.С. до 2016 года отступы от земельного участка до стены - 1 м, а сейчас с 2017 года - не менее 3 м. Дом строился по строительным нормам. ПЗЗЗ указывает, с какого года они были введены. Возле участка есть канава для стока дождевой воды. Для защиты дома должно органами власти строиться защитное сооружение. Таких по данному адресу сооружений не видел.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив доказательства по делу, проанализировав нормы права, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.12, ч.1 ст.56, ч.1 ст.57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд неоднократно распределял бремя доказывания и рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам и заявленным истцом требованиям.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 1 ГК РФ гласит, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора.
Статьей 10 ГК РФ установлено, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В силу п.1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ); если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3 ст. 222 ГК РФ).
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, перестраивать их или сносить, разрешать строительство другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.26 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ --, Пленума ВАС РФ -- от -- отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п.1 ст.12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является признание права.
Таким образом, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ --, Пленума ВАС РФ -- от -- «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Вместе с тем, исходя из буквального толкование части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу части 4 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществившее строительство жилого дома.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено частью 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с пунктом 3 которых границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве".
В силу пункта 5 данных Правил определения границ зон затопления зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Кроме того, определение границ зон затопления, подтопления оформляется путем проставления отметки об утверждении карты (плана), которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства водных ресурсов.
В силу п.1 ст. 34 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Свободный», утв. решением муниципального образования "Город Свободный" от 11.05.2010 N 40 (опубликованным в издании "Зейские огни"), градостроительные регламенты установлены настоящими Правилами в пределах городской черты города Свободного Амурской области, границ территориальных зон в соответствии с требованиями действующего законодательства и определяют правовой режим, виды разрешенного использования земельных участков в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных действующим законодательством в границах водоохранных, санитарно-защитных, санитарно-охранных, технических зон, зоны затопления паводковыми водами, зоны возможного катастрофического затопления, зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений и иными зонами с особыми условиями использования территорий.
Также согласно п.3 данной статьи Правил в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в пределах городской черты города Свободный Амурской области установлены виды территориальных зон, в том числе Особые зоны, попадающие под действие ограничений, в частности ОС-1 Зона максимального воздействия возможного катастрофического затопления.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 31.12.2017 №507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июня 2020 года (за исключением случая, указанного в части 1 настоящей статьи, предусматривающей: в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от -- N 78-ФЗ "О землеустройстве", или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется. В этом случае внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства).
Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации подготовки к паводкоопасному периоду", утв. МЧС России 04.12.2014 N 2-4-87-40-14, содержат следующие основные термины и определения:
Затопление - образование свободной поверхности воды на территории в результате паводков, нагонов волн и повышения уровней водоемов и водотоков.
Катастрофическое затопление - гидрологическое явление, возникающее вследствие повреждения или прорыва крупного гидротехнического сооружения, сопровождаемое образованием волны прорыва, значительным затоплением местности, повреждением и разрушением материальных ценностей, нанесением ущерба окружающей среде, а также возникновением реальной угрозы массовой гибели людей и сельскохозяйственных животных.
Зона затопления - территория, покрытая водой в результате превышения притока воды по сравнению с пропускной способностью русла реки (водотока).
Зона вероятного затопления - территория, в пределах которой возможно или прогнозируется образование зоны затопления.
Зона катастрофического затопления - зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены здания, сооружения и другие материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права № --, выданному -- Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области на основании договора дарения от -- Уваров В.С. является собственником жилого дома по адресу: -- кадастровый (или условный) --, площадью 29, 9 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № --, выданному -- Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, и свидетельству о государственной регистрации права № --, выданному -- Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, на основании договора дарения от -- Уварову В.С. принадлежат также земельные участки по адресу: -- площадью 1000 кв.м и 519 кв.м, кадастровый (или условный) -- и -- соответственно.
Согласно копии техническому паспорту, составленному БТИ --, находится одноэтажный жилой дом, общей площадью 29,9 кв. м, жилой площадью 24 кв.м (последняя дата обследования - --). Год постройки не указан, отражены сведения о прежних правообладателях А. на основании договора бессрочного пользования -- от --, Я. – свидетельство о праве на наследство по завещанию от --.
Из представленной копии технического паспорта, составленного -- МУП «Белогорсктехинвентаризация» --, по --, находится одноэтажный жилой дом с инвентарным номером -- 2018 года постройки, общей площадью 108,8 кв. м, жилой площадью 50,3 кв.м. Год постройки – 2018.
На основании представленных письменных доказательств, а также пояснения стороны истца суд полагает установленным, что ранее расположенный по адресу: --, жилой дом площадью 29, 9 кв.м в настоящее время отсутствует (был разобран ввиду его ветхости) и на принадлежащем истцу земельном участке по данному адресу возведен спорный объект недвижимости - жилой дом общей площадью 108,8 кв. м, жилой площадью 50,3 кв.м.
Доказательств, опровергающих данные утверждения, материалы дела не содержат.
При этом как признавалось сторонами спорный жилой дом был возведен истцом; строительство указанного объекта началось им в 2014 году без получения разрешения на строительство, получение которого на момент начала возведения дома было предусмотрено действовавшим градостроительным законодательством, и окончено в 2018 году.
Из представленных стороной истца доказательств следует, что Уваров В.С. -- обращался в администрацию города Свобдного письменно с просьбой о выдаче градостроительного плана земельного участка (в виде отдельного документа) для строительства на земельных участках площадью 1000 кв.м. и 519 кв.м по адресу: --
На основании данного заявления был выдан градостроительный план земельного участка, подготовленный --.
Как следует из письма от -- -- Администрацией города Свободного Уварову B.C. отказано по его заявлению от -- в выдаче уведомления о завершении строительства данного жилого дома, так как разрешение на строительство жилого дома по адресу: -- администрацией г. Свободного не выдавалось, в связи с этим данный объект является объектом самовольного строительства и дополнительно сообщает, что согласно Правилам землепользования застройки муниципального образования «город Свободный» (утвержденных решением Свободненского городского Совета народных депутатов Амурской области от -- --) данный земельный участок находится в территориальной зоне ОС-1 (Зона максимального воздействия возможного катастрофического затопления), согласно, вышеуказанных Правил в данной территориальной зоне введён запрет нового жилищного строительства.
Из копии уведомления от -- администрации г. Свободного следует, что в соответствии с градостроительным планом от -- № Ru 28301000-8 земельный участок с кадастровым номером -- на котором планируется строительство жилого дома, расположен в территориальной зоне ОС-1 (Зона запрета нового жилищного строительства в зоне наибольшего воздействия прорывной волны), в которой новое жилищное строительство носит запрещенный вид использования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом были предприняты попытки к получению необходимой документации, но уже после окончания строительства спорного объекта.
Разрешая вопрос о возможности признания права истца на возведенный им объект суд учитывает следующее.
Согласно представленному в обоснование своих требований заключению --, выданному -- экспертом В., обследуемый одноквартирный жилой дом, находящийся по адресу: -- после проверки и обследования соответсвует строительным, противопожарным, санитарным и градостроительным нормам и обеспечивает безопасную для жизни и здоровью людей эксплуатацию. Жилой дом обеспечен электроэнергией, водоснабжением, канализацией и в дальнейшем теплоснабжением, соответствует требованиям своду правил СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные». СНиП 31-02-2001.
В данном заключении отражено, что фактические минимальные отступы от границ земельных участков до наружной стены жилого дома составляют 1,56-1,63 м.
Тогда как согласно п. 2.6.7. Постановления Правительства Амурской области от 30.12.2011 №984 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Амурской области», действовавшим на начало строительства спорного объекта и подлежавшему применению при подготовке экспертного заключения, до границы соседнего земельного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее 3 м (от стен индивидуального, блокированного дома); на территориях с застройкой индивидуальными жилыми домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, автостоянки, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м; на территориях с застройкой одно-, двухквартирными домами расстояния до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, закрытой автостоянки, бани), расположенных на соседних земельных участках, следует принимать в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу п. 10.3.29 этого же Постановления Правительства Амурской области от 30.12.2011 №984 минимальные расстояния до границы соседнего индивидуального земельного участка по санитарно-бытовым условиям должны быть 3 м (от жилого строения, жилого дома); расстояние между жилым строением или домом и границей соседнего участка измеряется от цоколя дома или от стены дома (при отсутствии цоколя), если элементы дома (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.).
При этом указанная экспертом в заключении предусмотренная Правилами землепользования и застройки муниципального образования допустимость расстояния от границ земельных участков до наружной стены – 1, 0 м при наличии согласования с соседями и обязательных противопожарных норм, в отсутствие доказательств получения истцом такого согласования - не применима.
Имеющихся в материалах дела схемы (плана земельного участка) прежнего местонахождения жилого дома на территории земельного участка по адресу: -- свидетельствует об изменении месторасположения возведенного истцом строения на соответствующем земельном участке.
При этом учитывает, что спорный объект как признавалось сторонами является вновь возведенным объектом, и не возник в результате реконструкции или перепланировки старого жилого дома, ранее располагавшегося на этом же земельном участке.
Таким образом, суд усматривает несоблюдение при строительстве спорного дома минимальных отступов.
Кроме того, указывая в своем заключении на нахождение дома в территориальной зоне ОС-1, эксперт оценивает данный фактор безопасности через призму того, что старый дом, которому более 70 лет, находился в этой зоне, ни разу не был затоплен, при его обследовании признаков и следов не обнаружено, земельный участок не подвергался подтоплению.
Однако, сведения о сборе и получении экспертом таких сведений из уполномоченных органов в представленном заключении отсутствуют, следовательно, им не проверялись, как факт проведения собственником водного объекта специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон.
Кроме того, суд учитывает, что судом в ходе судебного разбирательства, в том числе в настоящем судебном заседании, на обсуждение сторон неоднократно выносился вопрос о проведении по делу соответствующей экспертизы, однако, ходатайств о её проведении ни истцом, ни ответчиком заявлено не было.
Также в рамках настоящего спора, не смотря на то, что в нормах действующего законодательство не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, данный вопрос выносился на обсуждение сторон и предлагалось представить соответствующие доказательства проведения таких мероприятий в указанной зоне. Однако, в материалах дела отсутствуют сведения о выполнении последних уполномоченными органами.
Допущенные экспертом упущения позволяют суду, руководствуясь ст.67, п.2 ст.187 ГПК РФ не согласиться с данным заключением как доказательством соответствия спорного объекта недвижимости строительным, противопожарным, санитарным и градостроительным нормам, обеспеченности его безопасной для жизни и здоровья людей эксплуатации.
В связи с тем, что соответствующие нормативно-правовые акты опубликованы в установленном порядке и вступили в силу, в данном случае суд не находит основания применения п. 1 ст. 222 ГК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 №339-ФЗ о том, что не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Учитывая, что соответствующие сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) должны быть подготовлены в срок до 1 июня 2020 года, принимая во внимание представленные ответчикам доказательства нахождения спорного объекта именно в зоне ОС-1 (Зона максимального воздействия возможного катастрофического затопления, запрета нового жилищного строительства в зоне наибольшего воздействия прорывной волны), в том числе выкипировку из карты градостроительного зонирования, отсутствие в ЕГРН сведений о границах данной зоны на территории муниципального образования не может служить основанием полагать, что соответствующие риски для индивидуального жилищного строительства на указанной территории отсутствуют.
Суд полагает имеющие нарушения существенными, в связи с чем, суд приходит в выводу, что материалы дела не содержат доказательств, достоверно подтверждающих, что признание права собственности истца на спорный жилой дом, расположенный в зоне ОС-1, на расстоянии от границ земельных участков меньше допустимых, в рассматриваемом случае не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в частности истцу и членам его семьи, которые будут проживать в нем.
На основании вышеизложенного, проанализировав все установленные в ходе судебного заседания обстоятельства в их совокупности, с учетом заявленных истцом оснований иска, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объёме, не смотря на принятые истцом попытки легализации спорного строения.
В связи с этим суд полагает также необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Уварова Виталия Станиславовича к Администрации города Свободного Амурской области о признании незаконным отказа в выдаче уведомления о завершении строительства жилого дома, расположенного по адресу: --, выраженного в письме администрации города Свободного от -- --.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Уварова Виталия Станиславовича к Администрации города Свободного Амурской области о признании отказа в выдаче уведомления о завершении строительства жилого дома, расположенного по адресу: -- выраженного в письме администрации города Свободного от -- -- незаконным, о признании права собственности Уварова Виталия Станиславовича, -- года рождения, на жилой дом, расположенный по адресу: --, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение принято судом в пятидневный срок - 18.10.2019.
Председательствующий: Т.Н. Матвеева
28RS0017-01-2019-004554-16
№ 2-1432/2019
Р Е Ш Е Н И Е
(вводная и резолютивная части)
именем Российской Федерации
13 ноября 2019 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Заболотиной В.М.,
с участием представителя истца Уварова В.С. – Кнаевой Т.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика - Администрации города Свободного Сильвоник С.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уварова Виталия Станиславовича к Администрации города Свободного Амурской области о признании отказа в выдаче уведомления о завершении строительства жилого дома незаконным, о признании права собственности на жилой дом,
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Уварова Виталия Станиславовича к Администрации города Свободного Амурской области о признании отказа в выдаче уведомления о завершении строительства жилого дома, расположенного по адресу: --, выраженного в письме администрации города Свободного от -- -- незаконным, о признании права собственности Уварова Виталия Станиславовича, -- года рождения, на жилой дом, расположенный по адресу: --, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение будет принято судом в пятидневный срок, 18.10.2019.
Председательствующий: Т.Н. Матвеева