№2-2747/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ширяева А.С.,
при секретаре Радченко Н.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора <адрес> Гуськовой М.А.,
представителя ответчика Семеновой Р.И.,
представителя третьего лица Лобанковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> об обязании открытия дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, установлении срока для совершения указанных действий,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> об обязании открытия дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, установлении срока для совершения указанных действий, ссылаясь на то, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов детей на доступное бесплатное дошкольное образование.
Установлено, что в <адрес> расположено 30 муниципальных детских дошкольных учреждений. Учредителем МДОУ является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет комитет образования администрации <адрес>. Согласно информации комитета образования администрации <адрес> от 10.06.2015г. № фактическая наполняемость МДОУ района превышает проектную мощность МДОУ. Проектная мощность по всем МДОУ <адрес> в совокупности составляет на ДД.ММ.ГГГГ 7913 мест, общее количество воспитанников составило 11594 ребенка, фактическая наполняемость МДОУ составляет 8349 воспитанников. Комитетом образования администрации <адрес> осуществляет общий городской учет детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, в связи с чем представить информацию отдельно по <адрес> не представляется возможным. На ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете в комитете образования администрации <адрес> состоит 16968 детей, жителей <адрес>, в возрасте от 0 до 7, в том числе от 3 до 7 лет 1207 детей. Очередность поступления детей в МДОУ формируется уже годами. Таким образом, количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения. Изложенное свидетельствует о растущей потребностям в строительстве новых МДОУ. Из представленной комитетом образования администрации <адрес> следует, что на территории <адрес> осуществляется выполнение работ по строительству муниципального образовательного учреждения на 160 мест в 528 квартале <адрес> края «Развитие образования», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №555-<адрес> ввода в эксплуатацию объекта ноябрь-декабрь 2015.Статья 43 Конституции РФ за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относиться организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. В соответствии с п. 13 ст. 9, п. 41 ч. 2 ст. 52 Устава <адрес> на органы местного самоуправления <адрес> возлагаются обязанности по организации дошкольного образования. Дефицит дошкольных образовательных учреждений в <адрес> существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Определить перечень лиц, права которых нарушены не представляется возможным, поскольку круг детей, состоящих в очереди на получение места в МДОУ <адрес> и их родителей нестабилен, постоянно изменяется, дополняется. Кроме того, количество нуждающихся в местах в детских садах - величина не постоянная, т.к. определение ребенка в МДОУ является правом родителей. Следовательно, на момент предъявления иска невозможно конкретизировать перечень граждан - родителей, которые могут воспользоваться предоставленным им правом.
На основании изложенного, просит обязать администрацию <адрес> к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом потребностей населения. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Гуськова М.А. требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Семенова Р.И., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица Комитета образования администрации <адрес> Лобанкова Т.В., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что в <адрес> расположено 30 муниципальных детских дошкольных учреждений. Учредителем МДОУ является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет комитет образования администрации <адрес>. Согласно информации комитета образования администрации <адрес> от 10.06.2015г. № фактическая наполняемость МДОУ района превышает проектную мощность МДОУ. Проектная мощность по всем МДОУ <адрес> в совокупности составляет на ДД.ММ.ГГГГ 7913 мест, общее количество воспитанников составило 11594 ребенка, фактическая наполняемость МДОУ составляет 8349 воспитанников. На ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете в комитете образования администрации <адрес> состоит 16968 детей, жителей <адрес>, в возрасте от 0 до 7, в том числе от 3 до 7 лет 1207 детей. Очередность поступления детей в МДОУ формируется уже годами. Таким образом, количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения. Изложенное свидетельствует о растущей потребности в строительстве новых МДОУ.
Из представленной комитетом образования администрации <адрес> следует, что на территории <адрес> осуществляется выполнение работ по строительству муниципального образовательного учреждения на 160 мест в 528 квартале <адрес> края «Развитие образования», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №555-<адрес> ввода в эксплуатацию объекта ноябрь-декабрь 2015.
Статья 43 Конституции РФ за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относиться организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с п. 13 ст. 9, п. 41 ч. 2 ст. 52 Устава <адрес> на органы местного самоуправления <адрес> возлагаются обязанности по организации дошкольного образования.
В связи с чем, суд считает, что обязанность по организации дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом потребностей населения должна быть возложена на администрацию <адрес>.
Доводы ответчика о том, что прокурор не вправе обратиться в суд с настоящими требованиями, не состоятельны.
Определить перечень лиц, права которых нарушены, не представляется возможным, поскольку круг детей, состоящих в очереди на получение места в МДОУ <адрес> и их родителей нестабилен, постоянно изменяется, дополняется. Кроме того, количество нуждающихся в местах в детских садах - величина не постоянная, т.к. определение ребенка в МДОУ является правом родителей. Следовательно, на момент предъявления иска невозможно конкретизировать перечень граждан - родителей, которые могут воспользоваться предоставленным им правом, в связи с чем, у прокурора есть право в порядке ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц (детей, состоящих в очереди на получение места в дошкольных учреждениях, а также детей, которые обладают таковым правом) в связи с их несовершеннолетним возрастом, в силу которого они не могут самостоятельно защищать нарушенное право на благоприятные условия процесса воспитания.
Доводы ответчика о том, что принимаются все меры по увеличению количества мест в дошкольных учреждениях <адрес>, не являются основанием для отказа в иске, поскольку указанные ответчиком меры являются недостаточными, так как не обеспечивают потребность всех детей, состоящих на учете.
В связи с тем, что администрацией <адрес> выполняется формирование муниципальных программ по открытию мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, суд считает необходимым в удовлетворении требований об установлении срока для совершения вышеуказанных действий, в соответствии со ст.206 ГПК РФ – отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> об обязании открытия дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, установлении срока для совершения указанных действий – удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Ставрополя к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом потребностей населения.
В удовлетворении требований об установлении срока для совершения указанных действий – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 12.10.2015г.
Судья А.С. Ширяев