Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-966/2011 ~ М-1212/2011 от 01.08.2011

                                                             РЕШЕНИЕ                                    Дело № 2-966-2011 г.

                                       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» августа 2011 г.                                            г. Усть-Лабинск

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего               Тарасенко И.В.

с участием истца ст. помощника прокурора Усть-Лабинского района Васильевой М.С.,

лица, в интересах которого подан иск Васильевой В.Н.,

представителя ответчика администрации МО Усть-Лабинский район Горового Д.В. (от 27.01.2011 г.),

при секретаре                                       Ларионовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Усть-Лабинского района в интересах Васильевой В.Н. к администрации МО Усть-Лабинский район о предоставлении жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, суд

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор Усть-Лабинского района в интересах Васильевой В.Н. с иском к администрации МО Усть-Лабинский район о предоставлении жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм.     

В обоснование иска прокурор Усть-Лабинского района указывает, что проведенной прокуратурой района проверкой доводов обращения Васильевой В.Н. по вопросу о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установлено следующее. Конституцией Российской Федерации закреплены основные права человека, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. К таким правам ст.40 Конституции Российской Федерации отнесено, в том числе, и право человека на жилище. Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Срок предоставления жилья по договору социального найма определен указанными выше юридическими фактами: окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах, возвращение из мест лишения свободы. При этом согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», опубликованного в Бюллетени Верховного Суда РФ, 2008, № 10, Определения Верховного Суда РФ от 26.12.2007 № 46-ГО7-33, от 30.09.2008 № 85-В08-3 реализация прав на внеочередное предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья, поскольку все эти доводы не основаны на законе. То обстоятельство, что органами государственной власти и местного самоуправления формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье лицам, имеющим право на его получение вне очереди должно предоставляться в порядке очереди по такому списку. Васильева В.Н. в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ-№ 159) относится к указанной категории. Согласно подп.2 п.1 ст.8 ФЗ-№ 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусмотренные ФЗ-№ 159 дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.5 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее КЗ-№ 1748) приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями (п.6 ст.5 КЗ-№ 1748). Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Пунктом 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» (далее КЗ-№ 805) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в частности, и по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. В соответствии со ст.2 КЗ-№ 805 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Постановлением главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 10.08.2007 № 1605 Васильева В.Н. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. В 2010 году Васильева В.Н. окончила ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет». В настоящее время Васильева В.Н. проживает на съемной квартире по адресу: р.Адыгея Кошехабльский район с.Вольное <адрес>. Васильева В.Н. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в тяжелом материальном положении, социально не защищена, что затрудняет ее самостоятельное обращение в суд. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район предоставить Васильевой В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Усть-Лабинского района Васильева М.С. поддержала все изложенное им в иске и просит суд удовлетворить требования прокурора Усть-Лабинского района.

В судебном заседании лицо, в интересах которого подан иск Васильева В.Н. поддержала иск прокурора и просила суд удовлетворить его в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО Усть-Лабинский район Горовой Д.В. просит суд признать за Васильевой В.Н., ДД.ММ.ГГГГ, право на предоставление администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район жилого помещения (квартиры) по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со Списком детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Усть-Лабинский район, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы.      

      Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Усть-Лабинского района в интересах Васильевой В.Н. к администрации МО Усть-Лабинский район о предоставлении жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Постановлением главы МО Усть-Лабинский район № 1605 от 10.08.2007 года Васильева В.Н. принята в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Включена в общую очередь с 08 августа 2007 года.

Из справки начальника управления кадров Адыгейского государственного университета от 21.06.2007 г., Васильева В.Н. являлась студентом педагогического факультета, срок обучения составляет с 01.09.2004 г. - 30.06.2009 г.

Вместе с тем, до настоящего времени Васильева В.Н. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением. Договор социально найма с Васильевой В.Н. не заключался.

Согласно п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Срок предоставления жилья по дoгoвopy социального найма определен указанными выше юридическими фактами: окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах, возвращение из «мест лишения свободы».

При этом согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», БВС РФ, 2008г., №10, Определений Верховного Суда РФ от 26.12.2007 г. №46-Г07-33, от 30.09.2008 г. №85-В08-3 реализация прав на внеочередное предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья, поскольку все эти доводы не основаны на законе.

То обстоятельство, что органами государственной власти и местного самоуправления формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье лицам, имеющим право на его получение вне очереди должно предоставляться в порядке очереди по такому списку.

В соответствии с п.5 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями (п.6 ст.5 КЗ-№1748).

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 г. №653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Пунктом 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в частности, и по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

В соответствии со ст.2 КЗ-№805 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

Таким образом, исковые требования прокурора Усть-Лабинского района нашли свое подтверждение в судебном заседании.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить иск прокурора Усть-Лабинского района.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Усть-Лабинского района в интересах Васильевой В.Н. к администрации МО «Усть-Лабинский район» об обязывании предоставить жилое помещение - удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Усть-Лабинский район» Краснодарского края предоставить Васильевой В.Н. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к г. Усть-Лабинску, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Копию решения направить Васильевой В.Н.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                                           И.В. Тарасенко

2-966/2011 ~ М-1212/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Усть-Лабинского района в интересах Васильевой Веры Николаевны
Ответчики
Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края
Администрация МО Усть-Лабинский район
Другие
Васильева Вера Николаевна
Суд
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края
Судья
Тарасенко И.В.
Дело на странице суда
ust-labinsky--krd.sudrf.ru
01.08.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2011Передача материалов судье
01.08.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2011Подготовка дела (собеседование)
08.08.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2011Судебное заседание
01.09.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее