Дело № 2а-460/2021
УИД № 70RS0002-01-2020-007442-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Перминова И.В.,
при секретаре Лубошниковой А.В.,
помощнике судьи Егоровой А.Е.,
с участием административного ответчика Кабеевой Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску к Кабеевой Ю.Р. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Томску (далее – ИФНС России по г. Томску) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кабеевой Ю.Р., в котором просит взыскать с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета сумму задолженности в размере 5066 рублей 97 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы в сумме 5019 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 47,97 за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 и за период с 03.12.2019 по 24.12.2019.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что по сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленных в налоговый орган, Кабеева Ю.Р. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен> и соответственно, налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. Налогоплательщику за 2017 год произведено исчисление налога на имущество физических лиц в сумме 2461 руб., подлежащего уплате не позднее 03.12.2018, а также произведено исчисление налога за 2018 год в сумме 2558 руб., подлежащего уплате не позднее 02.12.2019. О необходимости уплаты налогов Кабеевой Ю.Р. направлены налоговые уведомления, однако в установленный срок налог на имущество физических лиц уплачен не был, в связи с чем за каждый день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме 47,97 руб., в том числе за недоимку за 2017 год за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 в размере 35,97 руб., и 12 руб. за недоимку за 2018 год за период с 03.12.2019 по 24.12.2019. Направленные требования от 30.01.2019 № 18526, от 25.12.2019 № 136383 были оставлены налогоплательщиком без исполнения и в установленный срок налог на имущество физических лиц, пени уплачены не были.
Представитель административного истца ИНФС России по г. Томску, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть административное дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Кабеева Ю.Р., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала. Представила отзыв на административное исковое заявление, в котором административные исковые требования не признала. Считает, что п. 5 ст.12 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменены, в связи с чем она не обязана платить налоги. Указала, что основной государственный регистрационный номер ИФНС России по г. Томску начинается с «1», административный истец не является государственным органом, так как с «1» начинается ОГРН частных юридических организаций, а ОГРН государственных формирований начинается с «2».
Руководствуясь ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, страховые взносы.
Положениями пунктов 1, 2 и 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Согласно п.п. 1, 2, 6, 9 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.
В силу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Частью 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенная в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) квартира.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
На основании п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений п.п. 1 и 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик Кабеева Ю.Р. с <дата обезличена> является собственником квартиры <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>), следовательно, Кабеева Ю.Р. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
За 2017 год налогоплательщику Кабеевой Ю.Р. налоговым органом произведено начисление налога на имущество физических лиц в сумме 2461 руб., подлежащего уплате не позднее 03.12.2018 и направлено налоговое уведомление №11437260 от 23.06.2018.
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц в установленный законом срок налогоплательщику Кабеевой Ю.Р. начислены пени в размере 35,97 руб. и в личный кабинет налогоплательщика направлено требование №18526 по состоянию на 30.01.2019 со сроком исполнения до 28.02.2019. Кабеевой Ю.Р. данное уведомление получено 12.02.2019, однако оставила его без исполнения.
За 2018 год административному истцу налоговым органом произведено начисление налога на имущество физических лиц в сумме 2558 руб., подлежащего уплате не позднее 02.12.2019, о чем в адрес Кабеевой Ю.Р. было направлено налоговое уведомление № 31814960 от 04.07.2019.
Поскольку налог на имущество физических лиц в установленный законом срок налогоплательщиком не был уплачен, ИФНС России по г.Томску были начислены пени в размере 12 руб. и в личный кабинет налогоплательщика направлено требование №136383 по состоянию на 25.12.2019 со сроком исполнения до 20.02.2020. Несмотря на получение данного требования 29.12.2019, Кабеева Ю.Р. его в указанный срок не исполнила.
Изложенные обстоятельства подтверждаются сведениями о направлении ИФНС России по г.Томску требования в личный кабинет налогоплательщика.
В установленный срок Кабеева Ю.Р. требования об уплате налога и пени не исполнила, доказательств обратного не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что факт наличия у административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 2461 руб., пени по налогу на имущество физических лиц с 04.12.2018 по 29.01.2019 в размере 35,97руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2558 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 12 руб. нашел свое подтверждение.
Проверив правильность исчисления налога на имущество физических лиц, пени по налогу, суд признает его арифметически верным, расчет административным ответчиком не оспорен, иного расчета последним в материалы дела не представлено.
Довод Кабеевой Ю.Р. о том, что ИФНС России по г.Томску не является государственным органом, а является частной юридической организацией, поскольку основной государственный регистрационный номер административного истца начинается с «1», суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов.
Согласно п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы, инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Из совокупности указанных норм следует, что ИФНС России по г.Томску, являющуюся территориальным органом Федеральной налоговой службы и входящую в единую централизованную систему налоговых органов, возложены обязанности по исчислению сумм налога на имущество физических лиц, подлежащих уплате налогоплательщиком - физическим лицом, а также по направлению налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога, пени.
Как следует из п. 7 Приказа Минфина России от 30.10.2017 № 165н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2015 № 25н», ГРН записи, внесенной в ЕГРЮЛ, состоит из 13 знаков, расположенных в определенной последовательности, при этом, первый знак - признак отнесения ГРН записи к ОГРН.
Таким образом, единица, с которой начинается номер, указывает на признак отнесения записи к ОГРН, но не к виду деятельности зарегистрированного юридического лица.
Доводы Кабеевой Ю.Р. о том, что в силу положений п. 5 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменены, основаны на неверном понимании и толковании закона и отклоняются судом.
Так, предметом правового регулирования ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации является разграничение полномочий органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие, прекращению действия на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отмене на всей территории Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Из п. 5 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.
Таким образом, вышеуказанная норма материального права предусматривает такой налоговый режим, в силу которого федеральные, региональные и местные налоги могут быть отменены исключительно в силу прямого указания на это нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а не иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского судебного района г. Томска от 27.07.2020 отменен судебный приказ №2а-1771/20(5) от 18.06.2020 о взыскании с Кабеевой Ю.Р. в пользу ИФНС России по г.Томску задолженности по налогам за 2017, 2018 год в размере 5066,97 руб., из которых: 5019 руб. налог на имущество физических лиц за 2017 год, 2018 год, а также 47,97 руб. пени по налогу на имущество физических лиц, а также о взыскании государственной пошлины в размере 200 руб.
Административное исковое заявление направлено в суд 29.12.2020, о чем свидетельствует оттиск штемпеля на конверте почтового отправления, следовательно, шестимесячный срок к моменту обращения в суд не истек, в связи с чем, административное исковое заявление подано административным истцом в установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
Учитывая вышеприведенное, а также то обстоятельство, что до настоящего времени задолженность по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц, Кабеевой Ю.Р. не погашена, наличие задолженности в указанном в административном иске размере последней не оспорено, суд находит исковые требования ИНФС России по г. Томску о взыскании с Кабеевой Ю.Р. суммы задолженности в размере 5066 рублей 97 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы в сумме 5019 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 47,97 за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 и за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В то же время, положениями п. 2 ст. 61.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 61.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
С учетом приоритета действия специальных норм над общими, учитывая, что положения Бюджетного Кодекса Российской Федерации являются специальными по отношению к нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и применяются в первую очередь, государственная пошлина по настоящему делу подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Томск».
Такое толкование закона подтверждается разъяснениями, данными в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При таких данных, в связи с удовлетворением исковых требований с административного ответчика Кабеевой Ю.Р. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в размере 400 руб., размер которой исчислен в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску к Кабеевой Ю.Р. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени удовлетворить.
Взыскать с Кабеевой Ю.Р. в пользу соответствующего бюджета сумму задолженности в размере 5066 рублей 97 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 2461 рубль, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 35 рублей 97 копеек за период с 04.12.2018 по 29.01.2019; налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2558 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 12 рублей за период с 03.12.2019 по 24.12.2019.
Взыскание налога и пени осуществить по следующим реквизитам: получатель УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску) ИНН 7021022569, КПП 701701001, Банк получателя Отделение Томск, г. Томск, расчетный счет 40101810900000010007, БИК 046902001, код ОКТМО 69701000, КБК 18210601020041000110 – уплата налога на имущество, КБК 18210601020042100110 – уплата пени по налогу на имущество.
Взыскать с Кабеевой Ю.Р. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий И.В. Перминов
Мотивированный текст решения суда изготовлен 19.03.2021.