Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2014 года Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском в составе председательствующего судьи – Лустовой Н.В.
с участием заместителя прокурора Ирбейского района – Юрьевой А.В.
истицы – Понькиной Марины Геннадьевны
представителя ответчика – администрации Ирбейского района Красноярского края – ФИО6, выступающего по доверенности,
представителя третьего лица - органа опеки и попечительства <адрес> в лице управления образования администрации <адрес> – ФИО7
при секретаре – Зензиной О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ирбейского района в интересах Понькиной Марины Геннадьевны к администрации Ирбейского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории <адрес> из специализированного жилого фонда, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ирбейского района обратился в суд с иском в интересах Понькиной М.Г. к администрации Ирбейского района Красноярского края, в котором просит возложить обязанности на ответчика предоставить для Понькиной М.Г. жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., и обязать передать ей жилое помещение по договору <данные изъяты>. Требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ирбейского района, было выявлено, что Понькина М.Г. относится к <данные изъяты>, поскольку ее отец – ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ года, мать – ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с чем, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, несовершеннолетняя Понькина М.Г. определена в <данные изъяты> временного содержания. Указанным постановлением, а именно п. № за Понькиной М.Г. закреплена жилая площадь в <адрес>. При этом правоустанавливающие документы на указанное жилое помещение отсутствовали, жилье являлось не пригодным для проживания. Учитывая выявленные нарушения, прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принесен протест на указанный правовой акт, с требованиями отмены пункта № Протест рассмотрен, удовлетворен. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № пункт № постановления от ДД.ММ.ГГГГ № отменен. В настоящее время жилого помещения, в котором Понькина М.Г. могла бы проживать не имеется, Понькина М.Г. имеет регистрацию по месту жительства: <адрес>. Однако указанное жилое помещение ей не принадлежит, что подтверждается свидетельством о праве собственности на вышеуказанное жилое помещение, согласно которого субъектами права являются: ФИО9, ФИО10. Таким образом, незаконное закрепление жилья препятствовало Понькиной М.Г. своевременно обратиться за предоставлением жилья в министерство образования и науки <адрес>. Понькина М.Г. постоянно проживает на территории <адрес>, в дальнейшем также желает проживать на территории поселения, а потому прокурор района просит обязать ответчика предоставить для Понькиной М.Г. жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. и обязать администрацию Ирбейского района передать Понькиной жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании заместитель прокурора Ирбейского района Юрьева А.В. исковые требования поддержала по заявленным основаниям.
Истица Понькина М.Г. исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что она относится к категории <данные изъяты>. Её мать – ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ года, когда ей было <данные изъяты> лет. В семье их было <данные изъяты> детей, и все <данные изъяты> определены в <данные изъяты>. Отец – ФИО1 с детьми не общался. В ДД.ММ.ГГГГ она вышла из <данные изъяты> и зарегистрировалась по месту жительства у своей сестры ФИО10, по адресу: <адрес>. Поступила в <адрес> в № лицей. Пока училась в лицее часто приезжала к своей сестре, в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ окончила лицей и снова стала проживать по месту жительства в <адрес>. Родила двух детей, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось <данные изъяты> года. В настоящее время она с детьми: сыну <данные изъяты> года, дочери <данные изъяты> года, проживает в <адрес> у своей сестры ФИО10. Ни органами опеки и попечительства, ни представителями лицея, в котором она училась ей не было разъяснено ее право на обеспечение жилым помещением. О том, что <данные изъяты>, предоставляют жилые помещения, она узнала лишь в ДД.ММ.ГГГГ, за пределами <данные изъяты> возраста и не от должностных лиц органа опеки и попечительства. После сразу обратилась в орган опеки и попечительства администрации <адрес>. Кроме того, она знала, со слов сестры, что за ними закреплено жилое помещение в <адрес>, но оно не пригодно для проживания с самого момента его закрепления за ними.
Представитель ответчика администрации Ирбейского района Красноярского края ФИО6 исковые требования не признал, суду пояснил, что за Понькиной М.Г. было закреплено жилое помещение в <адрес>. Полагает, что жилье было закреплено на законных основаниях. Что невозможно достоверно установить, с какого времени жилье, закрепленное за Понькиной М.Г. стало непригодным для проживания, так как обследование жилого помещения было проведено лишь ДД.ММ.ГГГГ года. На момент обследования жилого помещения истице Понькиной М.Г. уже исполнилось <данные изъяты>, и она уже в течение <данные изъяты> являлась совершеннолетней и дееспособной, и могла самостоятельно следить за состоянием закрепленного за ней помещения.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства в лице управления образования администрации <адрес> ФИО7 полагает исковые требования подлежащими удовлетворению. В судебном заседании пояснил, что Понькина М.Г. обратилась в орган опеки и попечительства <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, уже достигнув <данные изъяты>, с просьбой, чтобы ей оказали помощь как <данные изъяты> в предоставлении жилого помещения. Из представленных истицей Понькиной документов было видно, что за ней закреплено жилое помещение, которое в настоящий момент признано не пригодным для проживания. В соответствии с законодательством Российской Федерации опекуны, попечители, органы опеки и попечительства, образовательные и иные учреждения должны разъяснять и защищать права <данные изъяты>, в том числе и жилищные права. Чего не было сделано органом опеки и попечительства <адрес> и образовательным учреждением в отношении жилищных прав Понькиной М.Г., что и повлекло пропуск срока постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края ФИО12, по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание не явился, представив ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, представив возражения относительно заявленных прокурором требований. В которых указал, что к категории лиц из <данные изъяты> относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет. Понькина М.Г в установленный законом срок не реализовала право пользования закрепленным жилым помещением. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что она в силу объективных причин была лишена возможности обратиться за реализацией своих жилищных прав, не представлено. Установленный законом срок реализации жилищных прав лицами из <данные изъяты>, от 18 до 23 лет, является пресекательным и восстановлению не подлежит.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица – Министерства образования и науки <адрес>, надлежащим образом извещенного о дне и времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив возражения третьего лица, допросив свидетелей, заслушав мнение заместителя прокурора Юрьевой А.В., суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме указанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления муниципальных районов края переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Действие положений ст. 8 названного Закона распространяется на правоотношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 14 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к их расходным обязательствам.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Понькина М.Г. относится к <данные изъяты>, так как ее мать - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно свидетельства о смерти умерла ДД.ММ.ГГГГ года. Отец – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, согласно свидетельства о смерти умер ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Понькина М.Г. была определена в <данные изъяты> и за ней согласно пункта № указанного постановления была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (квартира <данные изъяты>), <адрес>, без указания номера дома и квартиры.
<адрес> при проведении проверки законности закрепления за несовершеннолетней жилого помещения, установлено, что на момент закрепления жилое помещение по адресу: <адрес>, (квартира <данные изъяты>), <адрес>, уже находилось в состоянии непригодном для проживания. Учитывая выявленные нарушения, прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принесен протест на пункт № постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Протест рассмотрен, удовлетворен.
Согласно данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за истицей Понькиной М.Г. и её родителями никаких объектов недвижимости не зарегистрировано.
Вместе с тем, согласно информации, предоставленной администрацией <адрес> сельсовета <адрес> жилой дом по адресу: <адрес> находился на балансе <данные изъяты>. При банкротстве <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 участвовал в приватизации жилого дома, в котором проживал, а также без их ведома его несовершеннолетние дети, в том числе и истица Понькина М.Г., которые на день приватизации ДД.ММ.ГГГГ находились в <данные изъяты>, но были внесены в договор <данные изъяты> по просьбе ФИО1.
Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и заключению о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № № жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>: в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом ухудшились его технические характеристики, приводящие к снижению до недопустимого уровня надежность здания, прочность и устойчивость строительных конструкций, жилое помещение не пригодно для проживания по причине ветхости, не пригодно оно было для проживания и на момент его приватизации изначально, и на момент достижения истицей возраста <данные изъяты> лет.
Таким образом, судом установлено, что жилого помещения, которое могло быть закреплено за истицей не имелось, а имевшееся закреплено незаконно. Кроме того, судом установлено, что в настоящее время истица Понькина М.Г. имеет двух малолетних детей, зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем ее сестре ФИО10 и мужу сестры ФИО9, и не может претендовать на жилое помещение по месту регистрации.
Другого жилого помещения, в котором истица Понькина М.Г. с семьей могла бы проживать, не имеется.
Подтверждаются выводы суда пояснениями истицы, представителя ответчика, третьего лица, свидетелей ФИО10 и ФИО13 Так, свидетель ФИО10 в судебном заседании показала, что она является сестрой истицы Понькиной М.Г.. Отцы у них были разные, а мать одна - ФИО2, она умерла в ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери ее, <данные изъяты>. Семья у них была неблагополучной. Жили в доме на № квартиры, занимали обе. Потом в ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар, и одну половину забили, а во второй половине, состоящей из комнаты, прихожей и кухни остались проживать. Уже на тот момент дом был старый, крыша текла. Родители злоупотребляли спиртными напитками. Отчим, ФИО1 являлся <данные изъяты>, был без одной ноги, поэтому в доме ремонт сделать не мог. В ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось <данные изъяты> лет, и она вышла из детского дома. В соседней деревне проживает их дядя, который ей сообщил, что дом, в котором они проживали с родителями пришел в непригодное состояние. О том, что отчим включил детей, в том числе и ее в договор приватизации, узнала только в ДД.ММ.ГГГГ. Она слышала, что <данные изъяты> предоставляют жилые помещения, но думала, что им не положено, так как у них есть дом, хоть он и находится в непригодном для проживания состоянии. Ее сестра Понькина М.Г., после выхода из <данные изъяты>, зарегистрировалась у нее. И в настоящее время проживает вместе с ними в купленной ее мужем квартире по адресу: <адрес>. У них в семье <данные изъяты> детей, один из которых <данные изъяты>, и у истицы Понькиной М.Г. <данные изъяты> детей.
Свидетель ФИО13 в судебном заседании показала, что в настоящее время дом по адресу: <адрес> признан ветхим. Указанный дом принадлежал <данные изъяты>. <данные изъяты> при его банкротстве отдал людям квартиры на приватизацию, в муниципальную собственность жилье не передавалось. В архиве данных о заключении договора <данные изъяты> указанного жилого помещения, а также актов обследования жилого помещения, не имеется. Полагает, что уже на момент закрепления за Понькиной М.Г. жилой дом находился в непригодном для проживания состоянии. Что установлено из данных администрации <данные изъяты> сельсовета и объяснений жителей <адрес>, которые представлены ею в судебное заседание.
Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение, что при закреплении за несовершеннолетней жилого помещения были допущены нарушения жилищных прав истицы Понькиной М.Г. и на настоящий момент она не имеет жилого помещения пригодного для проживания. Кроме того, должностными лицами органа опеки и попечительства, а также представителями образовательного учреждения, в котором обучалась Понькина М.Г., ей не было разъяснено ее право на обеспеченность жилым помещением, и она не была своевременно поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении. В связи с чем истица в рамках действующего законодательства имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору специализированного найма.
А потому, исковые требования прокурора Ирбейского района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес> в интересах Понькиной Марины Геннадьевны удовлетворить.
Обязать администрацию Ирбейского района Красноярского края предоставить Понькиной Марине Геннадьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору <данные изъяты>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам на территории муниципального образования, общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Н.В. Лустова