Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-991/2014 ~ М-648/2014 от 14.03.2014

Дело № 2-991/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волгоград 23 апреля 2014 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Дорошенко О.Н.

при секретаре судебного заседания Филипповой Е.Е.,

с участием представителя истца - администрации Волгограда Отаровой М.Ю., действующей на основании доверенности,

ответчика судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной Службы судебных приставов России по Волгоградской области Трофимовой А.Е., действующей на основании удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Волгограда к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной Службы судебных приставов России по Волгоградской области Трофимовой АЕ, Управлению Федеральной Службы судебных приставов по Волгоградской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель администрации г. Волгограда по доверенности Ячменев В.А. обратился в суд с иском об освобождении от исполнительского сбора, указав в обоснование своих требований, что решением Центрального районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении возложить на администрацию Волгограда обязанность принять решение в соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым, признании непригодным для проживания и аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, многоквартирного <адрес> <адрес> по заключению межведомственной комиссии <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ На основании исполнительного листа, выданного взыскателю судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по <адрес> в отношении администрации Волгограда было возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, которое поступило в адрес администрации <адрес>. Основанием для вынесения постановлений послужило неисполнение администрацией Волгограда требований исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения. Вместе с тем, во исполнение указанного решения суда департаментом по жилищной политике администрации Волгограда подготовлен проект постановления о механизме исполнения решения межведомственной комиссии о признании дома <адрес> <адрес> аварийным и подлежащим сносу, который в настоящее время прошел процедуру согласования в структурных подразделениях администрации Волгограда и находится на подписании у главы администрации Волгограда. Кроме того, постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № 2112 утверждена муниципальная программа «Жилище» на 2014-2020 годы, в состав которой включена подпрограмма «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья». В рамках указанной подпрограммы <адрес> Волгограда включен в перечень расселяемого жилья. Распоряжением департамента по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № 537 утверждены сроки переселения граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, признанных непригодными для проживания и многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Законом предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора. На основании ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Считает, что приведенные выше обстоятельства, безусловно, свидетельствуют об отсутствии вины администрации Волгограда в нарушении установленных судебным приставом-исполнителем сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, следовательно, являются основанием для освобождения администрации Волгограда от уплаты исполнительского сбора по вышеуказанному исполнительному производству. В связи с чем, просит суд освободить администрацию Волгограда от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель истца Отарова М.Ю., действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала.

Ответчик судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП по <адрес> Трофимова Е.А., возражала против удовлетворения исковых требований, считая, что не имеется правовых оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, поскольку требования исполнительного документа не исполнены в установленный для добровольного исполнения срок по причинам, которые нельзя признать уважительными. Доказательств того, что должником предпринимались все меры для предоставления жилого помещения взыскателю, истцом не представлено. Просит суд отказать истцу в удовлетворении требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

Представитель ответчика УФССП по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела в суде извещен о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица - прокурора Волгограда прокуратуры <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела в суде извещен о причинах неявки суд не уведомил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, в порядке ст. 167 ч.3 ГПК РФ, признав причины неявки в суд ответчика и третьего лица неуважительными. Кроме того, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела в суде, не препятствует рассмотрению иска по существу.

Выслушав доводы представителя истца, ответчика судебного пристава-исполнителя, исследовав материалы гражданского дела, материалы исполнительного производства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск прокурора <адрес>, поданный в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять решение.

Согласно указанному решению суда, признано незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 47, по заключению межведомственной комиссии администрации <адрес> Волгограда о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

На администрацию Волгограда возложена обязанность принять решение в соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 47, по заключению межведомственной комиссии администрации <адрес> Волгограда о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ г.

После вступления решения суда в законную силу представителю прокуратуры Волгограда выдан судом исполнительный лист, который был предъявлен в МО по ОИП УФССП по <адрес> для принудительного исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем МО по ОИП УФССП по <адрес> Трофимовой А. Е. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника – администрации Волгограда.

В п.1 Постановления должник уведомлялся о возбуждении в отношении него исполнительного производства, в п. 2 Постановления должнику установлен срок для добровольного исполнения решения суда (5 дней с момента вручения должнику копии постановления).

В соответствии с ч. 11,12 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как следует из уведомления о вручении заказной корреспонденции, копия постановления вручена представителю должника ДД.ММ.ГГГГ г.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. должник уведомил судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> Трофимову А.Е. о том, что проект Постановления о механизме исполнения решения межведомственной комиссии о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу, находится на согласовании в структурных подразделениях администрации Волгограда.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника судебным приставом-исполнителем вынесено требование в 5-ти дневный срок исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.

В тот же день ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено Постановление о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере <данные изъяты> в случае неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе во вновь установленный срок.

Сведения о направлении копии постановления в адрес должника в материалах исполнительного производства отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Волгограда издано Постановление о механизме исполнения заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов <адрес> Волгограда о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановление об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, не вынесено.

Разрешая по существу заявленные истцом требования об освобождении от исполнительского сбора, суд исходит из следующего.

Согласно ч.1 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском освобождении от взыскания исполнительского сбора.    

Законодатель, предусмотрев право должника обратиться с требованием об освобождении от взыскания исполнительского сбора, возложил на последнего, в силу с 56 ГПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств отсутствия его вины неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ су, вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств дела, отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 401 ГПК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности) кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Взысканная с должника сумма исполнительского сбора перечисляется на счет Управления Федеральной службы судебных приставов субъекта РФ, являющегося администратором доходов федерального бюджета в части взыскания исполнительского сбора, на основании приказа Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) от ДД.ММ.ГГГГ № 594 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы судебных приставов и федеральным государственным казенным учреждением «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета». Следовательно, денежные средства в виде исполнительского сбора поступают в федеральный бюджет РФ.

Как следует из содержания исполнительного документа, на администрацию Волгограда (должника по исполнительному производству) возложена обязанность «принять решение в соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 47, по заключению межведомственной комиссии администрации <адрес> Волгограда о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ г.»

Как следует из представленных суду доказательств, ДД.ММ.ГГГГ руководителем Департамента по жилищной политике администрации Волгограда издано распоряжение № 242 от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по формированию списков граждан, подлежащих расселению из аварийного дома <адрес> <адрес>», согласно которому жилищному отделу района поручено сформировать учетные дела граждан, проживающих в аварийном доме и передать их в Департамент по жилищной политике города.

Отделу развития жилищной сферы администрации Волгограда поручено передать указанные списки граждан на утверждение.

Распоряжением руководителя Департамента по жилищной политике администрации Волгограда № 308 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан (собственников и нанимателей жилых помещений), подлежащих расселению из аварийного многоквартирного <адрес>.

Согласно п. 49 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009) (Извлечение))

Согласно требованиям, содержащимся в исполнительном документе, на должника возложена обязанность принять решение в соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, т.е. в строго определенном законодательством порядке.

Порядок, процедура и сроки принятия решения органом местного самоуправления, также, строго регламентирован нормами законодательства органа местного самоуправления - Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N 2831 (ред. от 27.03.2012) "Об утверждении Регламента администрации Волгограда".

Не соблюдение Регламента подготовки проекта, согласования и утверждения акта органа местного самоуправления может повлечь признание недействительным принятого решения.

В соответствии с ст. 35, Постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N 2831 (ред. от 27.03.2012) "Об утверждении Регламента администрации Волгограда", в пределах полномочий администрации Волгограда глава Волгограда издает муниципальные правовые акты в форме постановлений и распоряжений администрации Волгограда (далее - правовые акты). Порядок подготовки правовых актов утверждается постановлением администрации Волгограда.

Согласно ст. 36 Регламента, Постановления издаются в целях разрешения наиболее важных и стратегических задач по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Волгограда, а также по вопросам, затрагивающим права и законные интересы граждан и юридических лиц Волгограда.

Согласно ст. 38 Регламента, проекты правовых актов готовятся по заданию главы Волгограда, заместителей главы Волгограда, управляющего делами администрации Волгограда, по предложениям руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений (органов) администрации Волгограда.

Согласно ст. 44 Регламента, визирование правовых актов производится на бланке согласования. В случае несогласия с содержанием проекта правового акта визирующий делает отметку на бланке согласования и прилагает обоснованное мнение.

Согласно ст. 47 Регламента, срок согласования и подписания проекта правового акта с каждым руководителем соответствующего отраслевого (функционального) и территориального структурного подразделения (органа) администрации Волгограда и подписания правового акта не должен превышать трех рабочих дней с даты поступления проекта правового акта, с комитетом по правовым вопросам - пяти рабочих дней.

Таким образом исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе в 5-ти дневный срок с момента получения копии постановления (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ г.), установленный судебным приставом-исполнителем, должник по исполнительному производству не имел возможности.

Также, по мнению суда, должник не имел возможности исполнить требование судебного пристава-исполнителя в течение вновь установленного 5-ти дневного срока с момента вынесения судебным приставом-исполнителем срока (до ДД.ММ.ГГГГ г.).

В ходе рассмотрения дела в суде установлено, что на момент рассмотрения дела в суде, во исполнение указанного решения Центрального районного суда <адрес> и требований действующего законодательства департаментом по жилищной политике администрации Волгограда подготовлен проект постановления о механизме исполнения решения межведомственной комиссии о признании дома <адрес> <адрес> аварийным и подлежащим сносу, который в настоящее время прошел процедуру согласования в структурных подразделениях администрации Волгограда и названное постановление утверждено и подписано главой администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ за № 319, о чем незамедлительно был поставлен в известность судебный пристав-исполнитель с просьбой окончить исполнительное производство фактическим исполнением.

Кроме того, постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № 2112 утверждена муниципальная программа «Жилище» на 2014-2020 годы, в состав которой включена подпрограмма «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья». В рамках указанной подпрограммы <адрес> Волгограда включен в перечень расселяемого жилья.

Более того, Распоряжением департамента по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № 537 утверждены сроки переселения граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, признанных непригодными для проживания и многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Срок переселения граждан, проживающих в <адрес>, определен в ДД.ММ.ГГГГ

Оценив представленные суду доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что приведенные выше обстоятельства, безусловно, свидетельствуют об отсутствии вины администрации Волгограда в нарушении установленных судебным приставом-исполнителем сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ и в срок до ДД.ММ.ГГГГ г., следовательно, имеются правовые основания для освобождения администрации Волгограда от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

    

Иск администрации Волгограда к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной Службы судебных приставов России по <адрес> Трофимовой АЕ, Управлению Федеральной Службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.

Освободить администрацию Волгограда от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ г., возбужденному на основании решения суда по гражданскому делу по иску прокурора Волгограда, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии решения, предусмотренного п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 47, по заключению межведомственной комиссии администрации <адрес> Волгограда о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на администрацию Волгограда обязанности принять решение в соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 47, по заключению межведомственной комиссии администрации <адрес> Волгограда о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ г.

Решение может быть обжаловано полностью либо в части в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Справка: Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                

                    

2-991/2014 ~ М-648/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Волгограда
Ответчики
УФССП по Волгоградской области
Судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП по Волгоградской области Трофимова А.Е.
Другие
Прокуратура Волгограда
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Дорошенко Олеся Николаевна
Дело на странице суда
vor--vol.sudrf.ru
14.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2014Передача материалов судье
18.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2014Подготовка дела (собеседование)
01.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2014Судебное заседание
25.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2014Дело оформлено
02.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее