Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Тюмень 17 апреля 2019 года
№
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
Председательствующего К.В. Стойкова
при секретаре С.Н. Кобяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойлова Н.Н., Самойловой Е.В. действующей за себя и несовершеннолетних Самойлову П.Н., Самойлову С.Н. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказов, понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Самойлов Н.Н., Самойлова Е.В. действующая за себя и несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений <адрес>, которым просили суд: признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., №-фл/08-3 от ДД.ММ.ГГГГ Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений <адрес> заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, за плату без проведения торгов. Требования мотивированы тем, что между истцом ФИО4 и администрацией Тюменского муниципального района в лице ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор аренды земельного участка №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений. Администрацией Чикчинского МО истцам было выдано разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. На выделенном участке был построен индивидуальный жилой дом, площадью 162 кв.м. и поставлен на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ. сторонами было подписано соглашение к договору аренды земельного участка, которым договор был продлен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончании срока действия данного договора истцы обратились в Администрацию Тюменского муниципального района для заключения соглашения о продлении срока аренды земельного участка, истцам было отказано в виду того, что полномочия в отношении земельных участков относится к компетенции Департамента имущественных отношений. ДД.ММ.ГГГГ. истцы обратились в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в общедолевую собственность за плату. ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом имущественных отношений был дан ответ, что предоставить земельный участок в собственность не предоставляется в виду того, что данный земельный участок расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда РФ. Указывают, что с 2011 года добросовестно используют спорный участок в соответствии с его разрешенным использованием, являются собственниками построенного жилого строения.
Истец Самойлов Н.Н. в судебном заседании требования полностью поддержал по изложенным основаниям.
Истец Самойлова Е.В. в судебном заседании требования полностью поддержала по изложенным основаниям
Представитель ответчика Департамент имущественных отношений <адрес> ФИО7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, предоставила возражения, в котором просит в удовлетворении заявленных требований к Департаменту отказать.
Представитель третьего лица Администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Департамента лесного комплекса <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес>, в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Федерального агентства Лесного хозяйства в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом, на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении иска ФИО3, ФИО4, действующей за себя и несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 по следующим основаниям.
Согласно договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Тюменского муниципального района (Арендодатель) и ФИО4 (Арендатор) заключили договор, по которому Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Тюменского муниципального района (Арендодатель) и ФИО4 (Арендатор), ФИО3 (Арендатор-1), ФИО1 (Арендатор-2), ФИО2 (Арендатор-3) заключили соглашение к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, срок действия договора аренды продлеж по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. на земельный участок расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, истцом ФИО4 получен градостроительный план земельного участка за № RU№.
В соответствии с разрешением на строительство № № Администрация Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района разрешает строительство индивидуального жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> ФИО4
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Чикчинского МО <адрес> в связи с необходимостью застройки предоставленного под строительство земельного участка по адресу: <адрес> согласовать ФИО4 вырубку кустарников и расчистку иной растительности с земельного участка расположенного по адресу: <адрес> для дальнейшего строительства жилого дома на данном земельном участке. ФИО4 произвести выплату пошлины за вырубленную растительность согласно тарифам утвержденным Думой Чикчинского МО.
Постановлением Администрации Чикчинского МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений в <адрес>
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. №, участок расположенн по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для строительства индивидуального жилого дома.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем индивидуального жилого дома расположенного по адресу: <адрес> является ФИО3 на праве общей долевой собственности за № от ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора аренды земельного участка, заключенного с Администрацией Тюменского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, № и соглашения к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, №.
Согласно информации Департамента имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок с кадастровым номером № расположен на границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда РФ, в связи с этим предоставить земельный участок в общую долевую собственность за плату под индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> не предоставляется возможным.
Согласно сообщения Департамента имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, поскольку он расположен в границах земель лесного фонда.
На основании информации Департамента лесного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., земельный участок с кадастровым номером № расположен на землях лесного фонда Тюменского лесничества, Тахталинкого участкового лесничества в лесном квартале №.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании пункта 2 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 указанного Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: органом государственной власти субъекта РФ, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Исходя из положений п.5 ч.1 ст. 1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением, предусмотренных настоящим Кодексом.
Истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились в адрес ответчика с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в общедолевую собственность за плату под индивидуальный жилой дом.
В ходе рассмотрения указанного заявления ответчиком было установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в собственности РФ, в связи с чем отказано в предоставлении земельного участка.
Согласно сведениям Департамента Лесного комплекса <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № расположен на землях лесного фонда Тюменского лесничества, Тахталинского участкового лесничества в лесном квартале №.
Собственником лесного участка с кадастровым номером №, ранее учтенный, является Российская Федерация, категория земель: земли лесного фонда.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч.3 ст. 1 названного Закона).
Согласно ч.1 ст. 43 выше названного Закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Как предусмотрено частью первой ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.7 ст. 62.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды" земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
В силу ч.15 ст. 34, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости", если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно ст. 4.6, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости, согласно кадастровой выписке земельного участка с кадастровым номером № указано, что он относится к категории земель населенных пунктов, сведения об отнесении какой-либо части земельного участка к землям лесного фонда отсутствуют.
Cудом установлено, что кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес> осуществлен 2010г. до внесения сведений о праве собственности на лесной участок, земельный участок не выбыл из правообладания арендодателя, используется арендатором по назначению, на земельном участке построен жилой дом, на который за истцами зарегистрировано право собственности.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для отказа истцам в приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов у ответчика не имелось, следовательно, требования истцов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199, 56 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамент имущественных отношений <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., №-фл/08-3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений <адрес> заключить с Самойловым Н.Н., Самойловой Е.В. действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 договор купли-продажи земельного участка с №466, по адресу: <адрес> за плату без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено 26.04.2019 года.
Судья: К.В. Стойков