Дело № 12-269/2013
РЕШЕНИЕ
22 июля 2013 года, город Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Файзрахманова Л.А., при секретаре Сергеевой А.В., с участием:
представителя Администрации муниципального образования «...» - Поляковой Л.Е., действующей по доверенности,
представителей Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, техногенному и атомному надзору – Орловой Г.И., Романютина А.А., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу главы Администрации муниципального образования «...» Миненко К.Н. на постановление начальника межрегионального отдела государственного энергетического надзора и котлонадзора Западно-Уральского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору от Дата о назначении административного штрафа за совершение юридическим лицом – Администрацией муниципального образования «...» правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Распоряжением Западно-Уральского управления Ростехнадзора № от Дата в отношении Администрации муниципального образования «...», расположенного по Адрес была проведена проверка соблюдения обязательных требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В ходе проверки было установлено, что Администрацией муниципального образования «...» не проведено первое обязательное энергетическое обследование. По результатам проведенной проверки был составлен Акт проверки № от Дата, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений – до Дата. Дата в отношении Администрации муниципального образования «...» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст. 9.16 КоАП РФ и вынесено постановление о назначении административного наказания, в виде административного штрафа в размере ... руб.
С указанным постановлением Администрация муниципального образования «...» не согласилась, в связи с чем, глава ... – К.Н. Миненко обратился в суд с жалобой, в которой просит признать его незаконным и отменить, ссылаясь на то, что здание, в котором находится администрация поселения, является собственностью Министерства обороны, и, таким образом, проводить энергетическое обследование должен собственник здания.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «...» на удовлетворении жалобы настаивала, доводы, изложенные в ней, подтвердила, а также представила суду письменные пояснения. Считает, что вина юридического лица в предъявленном обвинении не установлена, так как надзорным органом установлен только факт нарушения законодательства, а кем он нарушен не установлено. Протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности составлены одним числом, что является существенным процессуальным нарушением. Постановление подлежит отмене.
Представители Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, техногенному и атомному надзору в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы юридического лица, считают, что постановление является законным и обоснованным. Является ли юридическое лицо собственником здания, в котором он осуществляет свою деятельность, правового значения для привлечения к административной ответственности за нарушение требований ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» не имеет. Законный представитель Администрации был извещен о дате составления протокола об административном правонарушении Дата. Каких либо нарушений процессуального права, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Администрации муниципального образования «...» не допускалось. В удовлетворении жалобы следует отказать.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы поданной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);
энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Согласно ст. 5 указанного Закона действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.
В соответствии с ч.1 ст. 15 указанного Закона энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, ч.ч. 3, 4 указанной статьи предусматривает, что по соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Согласно ч.2 ст. 16 указанного Закона органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Администрация муниципального образования «...» является юридическим лицом, на основании свидетельств о государственной регистрации права от Дата, от Дата, актов приема-передачи имущества в муниципальную собственность муниципального образования «...» от Дата в собственность муниципального образования «...» было передано три здания трансформаторной подстанции: инв. № лит...., общей площадью ... кв.м.; инв. №, лит...., общей площадью ... кв.м.; инв.№, лит...., общей площадью ... кв.м., а так же электрические сети, назначением которых являются сооружения энергетики и электропередачи, протяженностью ... км. и с учетом требований ст.11 Закона должна была составить паспорт энергетической эффективности данных зданий, а так же указания данных об объеме используемых энергетических ресурсов.
Из положений ч.1 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что проведение обязательного энергетического обследования не ставится в зависимость от вида и объема прав органов местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц на здания и помещения, находящиеся в их использовании.
Таким образом, с учетом положений ч.ч. 3,4 ст. 15 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Администрация муниципального образования «Соколовское сельское поселение» обязана была заключить соглашение с лицом, являющимся членом саморегулируемой организаций в области энергетического обследования для проведения первичного энергетического обследования здания.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. п. 16, 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
При этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Наличие такой возможности при отсутствии ее реализации по смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указывает на вину юридического лица.
Администрация муниципального образования «...», осуществляя деятельность, использовала энергетический ресурс, а именно: три здания трансформаторной подстанции, а так же электрические сети, назначением которых являются сооружения энергетики и электропередачи, должна была составить паспорт энергетической эффективности данных энергетических ресурсов, указав их объем. Юридическое лицо, обязано было предпринять меры по соблюдению требований действующего законодательства, регулирующего энергосбережение, которое устанавливает необходимость проведения энергетического обследования. Каких-либо действий, направленных на исполнение требований вышеуказанного законодательства, юридическое лицо не совершило.
Доказательств того, что Администрация муниципального образования «...» не имела возможности и (или) принимала все необходимые меры по соблюдению норм, устанавливающих обязанность по проведению первичного энергетического обследования в установленный срок, не представлено, в связи с чем, постановление начальника межрегионального отдела государственного энергетического надзора и котлонадзора Западно-Уральского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору от Дата является законным и обоснованным.
Довод заявителя о том, что при рассмотрении дела не установлена вина юридического лица, опровергается материалами дела и содержанием обжалуемого постановления.
Признавая юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.8 ст. 9.16 КоАП РФ, должностное лицо, обоснованно исходил из имеющиеся в деле доказательств не проведения первого энергетического обследования: предписания плановой документарной проверки от Дата, протокола об административном правонарушении от Дата, других материалов дела.
Ссылка в жалобе на то, что постановление и протокол об административном правонарушении составлены в один день, не является основанием к отмене постановления, поскольку это не запрещено действующим законодательством.
Постановление о привлечении Администрации муниципального образования «...» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.9.16 КоАП РФ, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Администрации муниципального образования «...» в пределах санкции ч.8 ст. 9.16 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление от Дата начальника отдела государственного энергетического надзора и котлонадзора Западно-Уральского управления по экологическому, техногенному и атомному надзору в отношении юридического лица - Администрации муниципального образования «...», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст. 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение в десять дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд.
Судья Л.А. Файзрахманова