Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-22/2019 (2-1192/2018;) ~ М-1204/2018 от 28.11.2018

Дело № 2-22/2019

УИД 66RS0036-01-2018-001525-49

Решение в окончательной форме принято 21 января 2019 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2019 года                                                                  город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Мальцевой В.В.,

с участием помощника прокурора г. Кушвы Свердловской области Паршукова А.Ф.,

при секретаре Алексеевой Л.В.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда Свердловской области в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кушва в интересах Пономаревой Зои Михайловны к администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор г. Кушва, действуя в интересах Пономаревой З.М., в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кушвинский городской суд Свердловской области с иском к администрации Кушвинского городского округа о возложении обязанности предоставления во внеочередном порядке жилого помещения.

В заявлении указано, что в ходе проверки доводов обращения Пономаревой З.М. установлены нарушения требования жилищного законодательства. Пономарева З.М. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое она занимает на основании ордера № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, имеет регистрацию по месту жительства. Многоквартирный <адрес>, постановлением главы от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания граждан, не подлежащим реконструкции и восстановлению. Кроме того, постановлением главы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Пономарева З.М. принята на учет малоимущих граждан для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Учитывая, что многоквартирный дом, в котором зарегистрирована Пономарева З.М., признан в установленном порядке непригодным для проживания, ей должно быть предоставлено жилое помещение по правилам ст. 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Просит обязать администрацию Кушвинского городского округа предоставить Пономаревой З.М. во внеочередном порядке благоустроенное и равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению, находящемуся по адресу: <адрес> общей площадью 19,5 кв.м., отвечающее установленным санитарным и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и находящееся в черте <адрес>, жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Паршуков А.Ф. поддержал заявленные требования, приведя в обоснование иска те же доводы.

Пономарева З.М., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя.

Представитель истца Пономаревой З.М. – Пономарева С.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования прокурора, приведенные им доводы подтвердила, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Кушвинского городского округа Гейдебрехт С.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с иском не согласилась, дала пояснения согласно представленному письменному отзыву из которого следует, что администрация Кушвинского городского округа возражает против удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям. Жилой дом, в котором зарегистрирована Пономарева З.М. действительно, признан непригодным для проживания. Кроме того, постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Пономарева З.М. признана малоимущей и принята на учет малоимущих граждан, нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

Расселение домов, признанных непригодными для проживания граждан, предполагает проведение ряда мероприятий, установленных законом, таких как, приобретение в муниципальную собственность жилых помещений либо их строительство, что сопряжено с проведением ряда процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а так же с проведением конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поскольку, проведение указанных мероприятий требует определенных временных затрат, жилое помещение не может быть предоставлено немедленно.

Граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди, то есть, вне зависимости от наличия очереди граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях по иным основаниям. Однако внеочередное предоставление жилого помещения не означает немедленного предоставления жилья, поскольку, в Кушвинском городском округе одновременно имеется несколько сотен лиц, имеющих право на внеочередное предоставление им жилого помещения. Для реализации их права ответчиком уже принимается ряд мер и решается вопрос о финансировании указанных мероприятий, исходя из финансовых возможностей. Исходя из количества граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, состояния каждого конкретного жилого помещения, а также, хронологического порядка обращения таких граждан в администрацию Кушвинского городского округа, ответчик в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» планирует расселение признанных непригодными жилых помещений и избирает тот или иной способ реализации своих полномочий (закупка жилого помещения, строительство жилого дома, разработка муниципальной программы или участие в федеральных, региональных государственных программах). Удовлетворение исковых требований прокурора приведет к тому, что финансовые средства необходимые для реализации прав указанных граждан будут отвлечены и направлены на приобретение жилья для Пономаревой З.М., что приведет к нарушению прав указанных лиц.

Вопросы местного значения в силу прямого указания закона должны решать органы местного самоуправления, а не органы государственной власти. Понуждение собственника имущества (в том числе бюджетных средств) к осуществлению того или иного варианта управления его имуществом, и тем самым произвольное вторжение в деятельность собственника, не основано на законе. Вмешательство в хозяйственную деятельность ответчика фактически приведет к перераспределению бюджетного финансирования, и поставит сроки обеспечения новым жильем граждан, жилые помещения которых были признаны непригодными для проживания, в зависимость от обращения в судебные органы, а не от хронологического порядка признания их домов непригодными и планов органов местного самоуправления по расселению таких домов.

Суд, заслушав прокурора, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Поскольку жилищные правоотношения между сторонами возникли до 2005 года, то есть до вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то к данным правоотношениям применению подлежат нормы Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР ордер является единственным основанием для вселения в жилое помещение.

Таким образом, отношения по пользованию спорным жилым помещением между сторонами возникли на законных основаниях, и подлежат квалификации как отношения найма жилого помещения по нормам Жилищного кодекса РСФСР. Поскольку не было совершено действий направленных на изменение характера вышеуказанных правоотношений, то, следовательно, они продолжались.

В 2005 году вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации. На смену ордеру, являющегося единственным основаниям для вселения в предоставленное жилое помещение пришла письменная форма договора социального найма.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Установлено, что на основании ордера № б/н от ДД.ММ.ГГГГ Пономаревой З.М. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 18).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Пономарева З.М. зарегистрирована в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 17).

Постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания граждан, не подлежащим реконструкции и восстановлению (л.д. 13-14).

Согласно постановления администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Пономарева З.М. признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда (л.д. 12).

Из акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом по адресу <адрес> деревянный 1938 года постройки, фактически в жилом <адрес> в <адрес> на момент осмотра проживало 4 семьи, в том числе, Пономарева З.М. (л.д. 15-16).

Из объяснений помощника прокурора и представителя истца также следует, что Пономарева З.М. иного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, не имеет, что не оспорено представителем ответчика.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Так, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» поскольку другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, то иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер. Это гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и с одновременным улучшением жилищных условия с точки зрения безопасности.

Согласно ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным, в том числе, ст. 87 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Решение о признании жилого дома непригодным для проживания граждан, не подлежащего реконструкции и восстановлению принято органом местного самоуправления на основании заключений межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ, справки о техническом состоянии жилого дома, и в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и жилого жома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006.

Согласно п. 49 указанного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Действующее жилищное законодательство (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Пономарева З.М. признана малоимущей и принята на учеты в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, занимаемое ею жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания, не подлежащим реконструкции и восстановлению.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

До настоящего времени, несмотря на то, что многоквартирный дом по адресу <адрес> был признан непригодным для проживания граждан, не подлежащим реконструкции и восстановлению в 2009, сроки отселения не были установлены, доказательств того, что указанный многоквартирный дом включен в муниципальную или региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья, не представлено. Условия для достойного проживания Пономаревой З.М., являющейся инвалидом 2 группы (л.д. 6-8) отсутствуют. Ответчик в течение 9 лет после признания многоквартирного дома непригодным для проживания мер по ее переселению из занимаемого жилого помещения в этом многоквартирном доме не предпринимал, жилое помещение Пономаревой З.М. до настоящего времени не предоставил, а право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма у нее возникло в 2017.

Доводы представителя ответчика о том, что внеочередное предоставление жилья истцам нарушит право на обеспечение новым жильем граждан, жилые помещения которых были признаны непригодными для проживания ранее, суд находит несостоятельными. У Пономаревой З.М. право на внеочередное предоставление жилья возникло, соответственно, оно должно быть реализовано.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация Кушвинского городского округа отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами, а также то, что испрошенное прокурором вмешательство суда в хозяйственную деятельность ответчика фактически приведет к перераспределению бюджетного финансирования, и поставит сроки обеспечения новым жильем граждан, жилые помещения которых были признаны непригодными для проживания, в зависимости от обращения в судебные органы, а не от хронологического порядка признания их домов непригодными и планов органов местного самоуправления по распределению таких домов суд находит несостоятельными.

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в силу разъяснений, изложенных в разделе III «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. Пономаревой З.М. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению общей площадью 19,5 кв.м., отвечающее установленным требованиям, в границах <адрес>.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик администрация Кушвинского городского округа освобождена от уплаты государственной пошлины и с неё не может быть взыскана государственная пошлина, подлежащая уплате по данному иску.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора г. Кушва в интересах Пономаревой Зои Михайловны к администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию Кушвинского городского округа предоставить Пономаревой Зое Михайловне во внеочередном порядке благоустроенное и равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению, находящемуся по адресу: <адрес>, общей площадью 19,5 кв.м., отвечающее установленным санитарным и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и находящееся в черте <адрес>, жилое помещение по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.

Судья                                                 В.В. Мальцева

2-22/2019 (2-1192/2018;) ~ М-1204/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пономарева Зоя Михайловна
прокурор г. Кушвы
Ответчики
администрация Кушвинского городского округа
Другие
Пономарева Светлана Николаевна
Суд
Кушвинский городской суд Свердловской области
Судья
Мальцева В.В.
Дело на странице суда
kushvinsky--svd.sudrf.ru
28.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2018Передача материалов судье
03.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2018Подготовка дела (собеседование)
18.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2018Судебное заседание
15.01.2019Судебное заседание
21.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2019Дело оформлено
15.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее