Решение по делу № 33-4516/2020 от 23.01.2020

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-4516/2020

Судья: Макарова С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

Председательствующего

Кордюковой Г.Л.

судей

Козловой Н.И.

Ягубкиной О.В.

при секретаре

Черновой П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2020 года гражданское дело № 2-4211/2019 по апелляционной жалобе ТСЖ «Непокоренные» на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2019 года по иску прокурора Калининского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ТСЖ «Непокоренные» об обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л., выслушав объяснения прокурора Турченюк В.С., представителей ответчика ТСЖ «Непокоренные» - Грековой Н.С., Полозова Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ТСЖ «Непокоренные», в котором просил обязать ответчика в срок до истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов по адресу: Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, д. 49, к.2, а именно: обеспечить перепад высот ступеней входной площадки в соответствии в п. 4.1.12 СНиП 35-01-2001; обеспечить уклон пандуса не круче 1:20; оборудовать пандус поручнями, а также колесоотбойными устройствами; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований прокурор Калининского района Санкт-Петербурга указал, что прокуратурой района на основании обращения собственника квартиры №..., пенсионера П.И.Г. проведена проверка деятельности ТСЖ «Непокоренные» по адресу: Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, д. 49, к. 2, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов. Состояние здоровья, социальный статус не позволяют данной категории граждан самостоятельно защищать свои права и интересы, в связи с чем, указанные граждане нуждаются в правовой защите со стороны государства.

В силу статей 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1521 вступившим в силу 1 июля 2015 г, мероприятия по формированию безбарьерной среды на объекте должны проводиться в соответствии с требованиями перечня частей сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части обеспечения безбарьерной среды. Таким сводом правил определен СП 59.13330 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП). Вместе с тем при входе в парадную №1 жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, д. 49, к. 2, в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, п.п. 4.1.12, 4.1.14, 4.1.15, 5.1.2, 5.2.15 Свода правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 выявлены следующие нарушения: входная площадка имеет перепад высот в виде двух ступеней, не нормативных по высоте (1-ая - 0.10м, 2-ая - 0.16м); установка пандуса не соответствует параметрам уклона не круче 1:20; отсутствуют поручни, а также колесоотбойные устройства; заезд на пандус имеет перепад 0,06м. Выявленные нарушения не позволяют обеспечить безопасность пребывания жителей и посетителей с инвалидностью парадной № 1 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, д. 49, к. 2, что повлекло нарушение прав маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к жилому зданию.

Ответчик ТСЖ «Непокоренные» возражал против удовлетворения исковых требований.

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены. На ТСЖ «Непокоренные» возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу, произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения по адресу: Санкт – Петербург, пр. Непокоренных, д. 49, к. 2, а именно:

    - обеспечить перепад высот ступеней входной площадки, в соответствии с п. 4.1.12 СНиП 35-01-2001;

    - обеспечить уклон пандуса не круче 1:20;

    -оборудовать пандус поручнями, а также колесоотбойными устройствами;

- устранить перепад высоты при заезде на пандус.

С ТСЖ «Непокоренные» в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе ответчик ТСЖ «Непокоренные» просит отменить решение суда, как незаконное, и принять по делу новое решение.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ТСЖ «Непокоренные», поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19.12.2003 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.

Разрешая и удовлетворяя исковые требования прокурора в защиту неопределенного круга лиц, возлагая на ответчика ТСЖ «Непокоренные» обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, которая обязана в силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечить инвалидам и их гостям условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе жилым зданиям, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение застройщиками жилых зданий требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", ответчик может обустроить вход в первую парадную за счет собственных средств.

Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.

Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (пп. "в" п. 10).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4 ст. 15 названного Федерального закона).

Вместе с тем, пунктом 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" установлено, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, что не учтено судом первой инстанции при удовлетворении исковых требований прокурора Калининского района Санкт-Петербурга.

При этом пп. 1 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).

Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (п. 23 Правил).

Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (п. 12 - 22 Правил).

Таким образом, из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что придомовая территория многоквартирного жилого дома должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечивать инвалиду возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения его жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного жилого дома под потребности инвалида.

То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (ст. 12 ЖК РФ).

Прокурором Калининского района Санкт-Петербурга заявлен иск об обязании товарищества собственников жилья обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам и иным лицам в первую парадную в многоквартирном доме, расположенном по адресу 195220, Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, д. 49 корп. 2.

В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что при входе в парадную № 1 жилого дома по адресу 195220, Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, д. 49 корп. 2, в нарушение пп. 1,3 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, пп. 4.1.12, 4.1.14, 4.1.15, 5.1.2, 5.2.15 Свода Правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 60, выявлены нарушения, которые не позволяют обеспечить безопасность пребывания жителей и посетителей с инвалидностью парадной № 1 по вышеуказанному адресу, что повлекло нарушение прав маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к жилому зданию.

Судебная коллегия считает, что для возложения на управляющую организацию товарищество собственников жилья установить пандус при входе в первую парадную многоквартирного дома отсутствуют правовые основания.

Товарищество собственников жилья «Непокоренные» осуществляет управление и техническое обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: 195220, Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, дом 49, корпус 2, с октября 2013 года, и является управляющей организацией, созданной для управления многоквартирным домом.

Товарищество собственников жилья «Непокоренные» не является собственником данного многоквартирного дома или его частей, в силу закона осуществляет функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома.

Согласно разрешению № 78-0904в-2010, на ввод объекта в эксплуатацию, выданным Службой государственного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, многоквартирный дом по адресу Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, дом 49, корпус 2, сдан в эксплуатацию 04.06.2010 г.

В соответствии с проектом и техническим паспортом, вход в первую парадную дома был оборудован только крыльцом (входная плита) высотой более 30 см. Устройство пандуса проектом не предусмотрено.

Пандус — это сооружение, имеющее сплошную наклонную поверхность по направлению движения, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске, для маломобильных групп населения.

При текущем ремонте парадных в 2016 году в рамках сметы по текущему ремонту за счет средств собственников у первой парадной был оборудован спуск с крыльца для детских колясок, устроена дополнительная ступенька и заменено напольное покрытие из керамической плитки на клинкерную анти-скользящую, что подтверждается материалами дела.

Судебная коллегия считает, что поскольку дом введен в эксплуатацию застройщиком в 2010 году, то оснований для применения положений части 1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части возложения обязанности на ТСЖ, как на собственника жилого здания, создания условий входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски, не имеется.

Пенсионер П.И.Г., проживающая в кв. №... указанного дома, по заявлению которой проводилась проверка Прокуратурой Калининского района Санкт-Петербурга, инвалидом не является, креслом-коляской не пользуется.

П.И.Г., будучи временно нетрудособной в связи с <...>, не лишена была возможности обратиться в районную подкомиссию Калининского района для обследования парадной № 1 в доме 49 корпус 2 по пр. Непокоренных в Санкт-Петербурге и приспособления входной группы для маломобильных групп населения, вместе с тем согласно письму Администрации Калининского района Санкт-Петербурга № ОБ-4365-2826/18-0-1 от 15.05.2018, поступившему на запрос ТСЖ «Непокоренные», по состоянию на 21.05.2019 г. в районную подкомиссию Региональной межведомственной комиссии Санкт-Петербурга заявления собственников и членов их семей по обследованию общего имущества жилого дома в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и иных лиц и обеспечения их доступности в доме 49 корпус 2 по пр. Непокоренных не поступали.

Установка пандусов является реконструкцией общего имущества собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме. Действующим законодательством РФ, нормами жилищного законодательства не установлена обязанность Товарищества по реконструкции общего имущества в многоквартирном доме в целях обеспечения беспрепятственного доступа в подъезд дома и к квартирам жильцов с ограниченными физическими возможностями (маломобильной группы населения) без соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ, под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно п. «в» ч. 2 разд. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции), земельный участок.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и п. 6 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).

Таким образом, оборудовать пандус у первой парадной многоквартирного дома без получения на это согласия собственников помещений многоквартирного дома, не представляется возможным.

Товариществом собственников жилья П.И.Г. было направлено письмо, в котором предлагалось инициировать общее собрание собственников помещений МКД для решения вопроса об организации и установке пандуса у первой парадной многоквартирного дома, так как от других жильцов подобные заявления не поступали.

Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно п. 1.6 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012», утвержденного приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года и введенного в действие с 1 января 2013 года, проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

Многоквартирный жилой дом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, дом 49, корпус 2, построен в 2010 году, то есть, еще до введения в действие названных СНиП и СП.

Из требований ст. ст. 1, 47, 48 Градостроительного Кодекса РФ следует, что обязанность предусмотреть приспособления для доступа инвалидов в ранее построенные и эксплуатируемые здания возникает при их реконструкции или капитальном ремонте с учетом оценки технических решений и определения технической возможности установки указанных приспособлений.

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены «Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме».

В соответствии с п. 3 Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений (далее -уполномоченный федеральный орган); в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Правил, обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда субъекта Российской Федерации, осуществляется региональной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой уполномоченным органом (далее - региональная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 Правил, по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, содержащий описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования; выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;

перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - мероприятия), определяемый на основании настоящих Правил с учетом мнения инвалида, проживающего
в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).

В соответствии с п. 14 Правил перечень мероприятий может включать в себя:

а)    минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;

б)    оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение
социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;

в)    максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, статья 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусматривает конкретный порядок доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В свою очередь, «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам СНиП предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости -другими средствами подъема.

Согласно положениям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация основных мероприятий подпрограммы «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Эти мероприятия предусматривают приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий.

Таким образом, согласно нормам действующего законодательства, целевое финансирование на проведение работ по установке пандусами подъездов жилых домов предусматривается в рамках бюджета субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений Постановления Правительства РФ от 01.12.2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта. Согласно пункту 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которому СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" обязателен для исполнения.

В соответствии с п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.

В соответствии с п. 4.1.15 СП 59.13330.2012 пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м). Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. В соответствии с п. 5.1.4 СП 13330.2012 входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. Высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.

В соответствии с п. 5.2.15 СП 13330.2012 вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м.

Прокурором в материалы дела представлено «Заключение о результатах обследования жилого дома по адресу Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, дом 49 корпус 2, от 17.05.2018 г.», составленное по поручению прокурора общественной инспекцией межрегиональной общественной организации «Ассоциация инвалидов и пенсионеров», в котором указано, что в результате обследования выявлены нарушения требований нормативной документации в части обеспечения доступности объекта для посетителей с инвалидностью и иных категорий маломобильных групп населения; установка пандуса не соответствует требованиям.

Судебная коллегия считает, что представленное прокурором заключение не отвечает требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ, поскольку не содержит технического обоснования о возможности оборудования пандуса в конкретной парадной № 1 в соответствии СП 59.13330.2012.

Из представленных фотографий усматривается, что в первой парадной дома за средств текущего ремонта устроен съезд для колясок, а не пандус (л.д.52-54).

Обязанность доказать техническую возможность оборудования стационарным пандусом площадку крыльца первой парадной, а также финансовую возможность собственников жилых помещений многоквартирного дома оплатить стоимость работ за свой счет, возлагается на истца в силу ст.56 ГПК РФ.

Такие доказательства истцом не представлены, в то же время из объяснений ответчика установлено, что сооружение пандуса с обеспечением уклона не круче 1:20, оборудование его поручнями, а также колесотбойными устройствами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение застройщиками жилых зданий требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" приведет к тому, что такой пандус будет заходить на пешеходный тротуар и на проезжую часть, по которой осуществляют движение личные автомобили жильцов дома, пожарный транспорт и транспорт скорой помощи.

Устройство стационарного пандуса должно соответствовать законодательству Российской Федерации, строительным и техническим нормативам, осуществляться по проектной документации.

Устройство пандусов является реконструкцией общего имущества собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме. Вместе с тем, действующим жилищным законодательством Российской Федерации не установлена обязанность Управляющей организации (ТСЖ) проводить реконструкцию общего имущества в многоквартирном доме в целях обеспечения беспрепятственного доступа в подъезд дома и к квартирам жильцов с ограническими физическими возможностями (маломобильные группы населения).

Так, в соответствии со ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ, под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства. Его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно п. «в» ч. 2 разд. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции), земельный участок.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и п. 6 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).

Кроме того, реконструкцией существующих входов и лестничных маршей без решения собственников помещений, и соответствующего проекта, будут нарушены действующие нормативно-технические документы по технической эксплуатации жилищного фонда, повлечет нарушение прав собственников помещений в виде необоснованных целевых взносов, а также иные ограничения условий жизнедеятельности других групп населения, проживающих в данном жилом доме.

Таким образом, оборудование входа первой парадной стационарным пандусом с поручнями, отвечающими техническим параметрам, без получения на это согласия собственников помещений многоквартирного дома, не представляется возможным.

Из разъяснения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» о порядке установки пандуса в многоквартирном доме 49, корпус 2 по проспекту Непокоренных, год постройки 2010, представленного в суд апелляционной инстанции, установлено, что в рамках реализации постановления Правительства РФ от 09.07.2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» в Санкт-Петербурге созданы районные подкомиссии, которые на основании письменного заявления инвалида или его законного представителя, включают в план работы подкомиссии мероприятия по обследованию жилого помещения и общего имущества, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, в целях определения необходимости и возможности приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида, проводит по адресу регистрации инвалида обследование жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид.

По результатам обследования районная подкомиссия Калининского района Санкт-Петербурга направляет протокол заседания районной подкомиссии, утвержденный районной подкомиссией проект акта обследования и иные подтверждающие выводы районной подкомиссии документы для принятия Решения о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов в Региональную комиссию.

При подготовке заключения Региональной комиссией Санкт-Петербурга о наличии возможности приспособления жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, такие жилые помещения и общее имущество в многоквартирпых домах будут включены в план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов с последующим выполнением указанных работ за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Заявление по форме (прилагается) подается инвалидом в СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района».

Инвалиды, проживающие по вышеуказанному адресу, не обращались в районную подкомиссию региональной межведомственной комиссии Санкт-Петербурга по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах.

Суд возложил на управляющую организацию выполнение реконструкции существующих входа и лестницы в парадной № 1 многоквартирного дома без решения собственников помещений и соответствующего проекта, в такой ситуации будут нарушены действующие нормативно-технические документы по технической эксплуатации жилищного фонда, что повлечет нарушение прав собственников помещений в виде необоснованных целевых взносов, а также иные ограничения условий жизнедеятельности других групп населения, проживающих в данном жилом доме, при этом техническая возможность реконструкции истцом не доказана.

С учетом того, что оборудование входа первой парадной стационарным пандусом с поручнями, отвечающими техническим параметрам, без получения на это согласия собственников помещений многоквартирного дома, не возможно, то ответчик ТСЖ «Непокоренные» не может исполнить такое решение суда.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Отказать прокурору Калининского района Санкт-Петербурга, действующему в защиту интересов неопределенного круга лиц, в удовлетворении исковых требований к ТСЖ «Непокоренные».

Председательствующий:

Судьи:

33-4516/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга
Ответчики
ТСЖ Непокоренные
Другие
Полозов Евгений Владимирович
Грекова Наталья Сергеевна
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Кордюкова Галина Леонидовна
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
24.01.2020Передача дела судье
12.02.2020Судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
06.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2020Передано в экспедицию
19.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее