Дело №2-990/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Ольга 13 марта 2017 года
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Сортова В.А.,
с участием истца Цуцулова В.И.,
при секретаре судебного заседания Яцышиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цуцулова В.И. к администрации Пермского сельского поселения, департаменту труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края о признании права на получение компенсации вследствие утраты урожая, возложении обязанности на администрацию Веселояровского сельского поселения включить Цуцулова В.И. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая, возложении обязанности на Департамент труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края произвести выплату Цуцулову В.И. разовой материальной помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что он имеет в пользовании земельный участок по адресу: <адрес>, который используется под огород. При обращении в администрацию с заявлением о выплате компенсации за утраченный урожай, истцу в такой выплате было отказано. Данный земельный участок используется истцом в целях выращивания урожая для собственных нужд. Согласно акту обследования на предмет утраты урожая, составленного администрацией, истец не признан пострадавшим. Считает, что администрацией необоснованно отказано во включении в списки на оказание финансовой помощи пострадавшим, поскольку его огород стоял в воде, в результате чего весь урожай моркови, свеклы, помидор огурцов сгнил, а тот картофель, который удалось выкопать, почернел изнутри. Просит признать право Цуцулова В.И. на получение компенсации вследствие утраты урожая, возложить обязанность на администрацию Пермского сельского поселения включить Цуцулова В.И. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016г. № 413-па «Об оказании разовой материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года, за счет средств, выделяемых из краевого бюджета», возложить обязанность на департамент труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края произвести выплату Цуцулову В.И. разовой материальной помощи в размере 10000 рублей.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, подтвердил изложенное в иске, просил его удовлетворить, пояснив, что во время продолжительных ливневых дождей погиб урожай овощей.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснила, что истец является ее мужем, она помогает ему обрабатывать огород. Во время прохождения тайфуна в огороде стояла вода, все овощи напитались водой. Глава администрации сказал, чтобы они собирали документы для оказания материальной помощи. Впоследствии, документы им вернули, указав, что у них нет прописки.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании подтвердила, что у истца был посажен огород, во время тайфуна огород затопило, вода стояла между грядок, урожай весь сгнил.
До судебного заседания от представителя ответчика – администрации Пермского сельского поселения поступило возражение, в котором указано, что администрация считает исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку отсутствует подтверждение факты утраты урожая в связи с прошедшим тайфуном «Лайонрок» на территории Приморского края.
Представитель ответчика – администрации Пермского сельского поселения извещен о месте и времени рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика – департамента труда и социального развития Приморского края, в представленном отзыве не признала исковые требования, просила рассмотреть дело без участия их представителя, указав, что актом обследования, составленным комиссией не было установлено утраты урожая, в связи с чем полагает, что оснований для оказания истцу разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке не имеется. Вместе с тем в настоящее время в списках представленных органом местного самоуправления в департамент истец отсутствует, в связи с чем, считает отдел ненадлежащим ответчиком. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца, свидетелей, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу абзаца 7 и 8 ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам «з» и «м» ст.10 указанного Федерального Закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ, Правительство РФ обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
В соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона № 68-ФЗ, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту «л» п.1 ст.11 указанного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. №110, утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2016 года №1860-р «О выделении Администрации Приморского края бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края» Администрации Приморского края выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере до 718,5 млн.рублей, в дом числе до 85 млн.рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи.
В соответствии с п.1.1 Постановления Администрации Приморского края № 413-па от 02.09.2016 года, граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе – сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном «LIONROCK» на территории Приморского края 29-30 августа 2016 года (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право на разовую материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов:
- в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке;
- в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте;
- в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на садовом, огородном земельных участках, а также на дачном земельном участке, предоставленном гражданину без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенных на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте.
Приказом МЧС России от 29.08.2014 года № 470 утвержден «Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно п.7 на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению № 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями № 10 и №12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 31.08.2016г. №191 «О мерах по предупреждению чрезвычайной ситуации – нарушения жизнедеятельности населения Ольгинского муниципального района» (в редакции Постановления №193 от 05.09.2016г.) на территории муниципального Ольгинского муниципального района с 14.00 часов 31 августа 2016 года введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера. В связи с длительным (более 5 суток) нарушением жизнедеятельности жизнеобеспечения населения в результате наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августа-сентября 2016 года и выразившегося нарушением энергоснабжения, отсутствии связи, транспортного сообщения, централизованного подвоза продовольствия, воды и предметов первой необходимости на территории Ольгинского муниципального района определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территории Ольгинского муниципального района. Признаны пострадавшими граждане данных населенных пунктов.
Согласно приложению к указанному постановлению № 193 с.Новониколаевка Ольгинского района включено в населенный пункт, находящийся в зоне чрезвычайной ситуации.
Судом исследованы следующие доказательства.
Как следует из справки главы Пермского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Цуцулов В.И. зарегистрирован в <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>.
Согласно справке главы Пермского сельского поселения от 02.03.2017г. № Цуцулов В.И. действительно пользуется огородом, находящимся рядом с домом по адресу: <адрес>, площадью 0,20 га. (по данным книги похозяйственного учета № л/сч., стр.29).
В соответствии с ответом главы Пермского сельского поселения от 21.11.2016г. № истцу отказано во включении в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, так как согласно акту обследования, комиссией не был установлен факт утраты урожая, так как с момента прохождения тайфуна прошло более двух месяцев, в огороде лежал снег. Также не представлены правоустанавливающие документы.
Вместе с тем, судом установлено, что Цуцулов В.И. имеет придомовой земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, который используется им с целью выращивания урожая для личных нужд.
Согласно акту обследования земельного участка по адресу: <адрес> на момент обследования огорода лежал снег, хотя видно, что огород ухожен, не зарос травой.
В то же время, как следует из заявления истца от 01.11.2016г., направленного в администрацию Пермского сельского поселения, из-за продолжительных ливневых дождей на его придомовом земельном участке потерян урожай.
Суд не соглашается с доводами администрации Пермского сельского поселения, изложенными в ответе, считая их не основательными и не основанными на нормах закона.
Данное обстоятельство опровергается пояснениями истца, свидетельскими показаниями.
Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что наличие регистрации пострадавшего гражданина по месту жительства в жилых домах, квартирах, имеющих придомовые земельные участки, является необходимым условием для получения выплаты. Суд считает, что возникновение права пострадавших граждан на получение финансовой помощи не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности, поскольку данная финансовая помощь оказывается пострадавшим гражданам в качестве компенсации за утрату урожая, обязательными условиями для ее выплаты являются проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества. При этом факт наличия или отсутствия регистрации гражданина по месту жительства по указанному адресу решающего значения не имеет.
В силу Постановления администрации Приморского края №413-па, для включения в списки граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая гражданину необходимо подать заявление и приложить документ удостоверяющий личность со сведениями о регистрации и правоустанавливающие документы на земельный участок. Каких-либо других документов, гражданин предоставлять не обязан.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие факт проживания истца и пользования придомовым земельным участком, расположенным по адресу: Приморский край, Ольгинский район, с.Новониколаевка, ул.Центральная д.3а.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией Пермского сельского поселения Цуцулову В.И. необоснованно отказано во включении его в списки на оказание разовой материальной помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом «л» п.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
При определении круга пострадавших граждан от чрезвычайной ситуации надлежит руководствоваться нормативными актами принятыми органами государственной власти субъектов, в данном случае Администрацией Приморского края, в частности Постановлением № 413-па.
В силу ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, п.11 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110), в суде нашло подтверждение тому, что истец действительно является пострадавшей от ЧС, ей причинен ущерб, и, как следствие, она нуждается в разовой материальной помощи в связи с утратой урожая в сумме 10000 рублей.
Основаниями для предоставления разовой финансовой материальной помощи в связи с утратой урожая в сумме 10000 руб. являются заявления граждан, список граждан, нуждающихся в оказании разовой финансовой материальной помощи в связи с утратой урожая, сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях.
Истец подал заявление ответчику по установленной форме, указав, что является пострадавшим от ЧС. Внесение истца в списки граждан, нуждающихся в оказании разовой финансовой материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, зависело от своевременных действий администрации Пермского сельского поселения, однако в установленном нормативными актами порядке ответчиком этого сделано не было, что привело к нарушению установленного ст.18 Закона 68-ФЗ, п. 1.1 Постановления Администрации Приморского края № 413-па права истца на получение разовой финансовой материальной помощи из краевого бюджета. Вследствие этого именно администрация Пермского сельского поселения, поскольку истец проживает на территории данного поселения, обязана включить истца в списки граждан, нуждающихся в оказании разовой финансовой материальной помощи в связи по утрате урожая.
Таким образом, суд, установив, что Цуцулов В.И. является лицом, постоянно проживающим на территории Ольгинского района Приморского края, имеет и пользуется земельным участком, урожай на котором утрачен, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца путем возложения на администрацию Пермского сельского поселения обязанности включить истца, в список граждан на получение разовой материальной помощи по утрате урожая в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016г. № 413-па и возложении обязанности на департамент труда и социального развития Приморского края администрации Приморского края произвести выплату Цуцулову В.И. разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке в размере 10000 рублей.
Истец при подаче искового заявления, просил суд об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 и 212 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Цуцулова В.И. к администрации Пермского сельского поселения, департаменту труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края о признании права на получение компенсации вследствие утраты урожая, возложении обязанности на администрацию Пермского сельского поселения включить Цуцулова В.И. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая, возложении обязанности на департамент труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края произвести выплату Цуцулову В.И. разовой материальной помощи, удовлетворить.
Признать, что Цуцулов В.И. пользуется земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать право Цуцулова В.И. на получение компенсации вследствие утраты урожая.
Возложить обязанность на администрацию Пермского сельского поселения включить Цуцулова В.И. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке, в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016 № 413-па «Об оказании разовой материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года, за счет средств, выделяемых из краевого бюджета».
Возложить обязанность на департамент труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края произвести выплату Цуцулову В.И. разовой материальной помощи в размере 10000 рублей.
В силу ст.212 ГПК РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Апелляционная жалоба либо представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в гражданскую коллегию Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд.
Судья Сортов В.А.