Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-396/2020 ~ М-246/2020 от 10.02.2020

Р Е Ш Е Н И Е

     И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

    3 июня 2020 года                    г. Жигулевск

    Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,

при секретаре Шушкановой А.А.,

с участием:

- представителя истца – Вахрушиной Ю.Э., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

- представителя ответчика – администрации г.о. Жигулевск – Федякиной Г.В., действующей на основании доверенности № 35Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

№ 2-396/2020 по иску Черкашина К. Г. к администрации городского округа Жигулевск, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета и о восстановлении в списке молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области»,

У С Т А Н О В И Л:

    Черкашин К.Г. обратился в суд с иском к администрации г.о. Жигулевск, требуя, с учетом заявленных уточнений (л.д.5-7, 123), признать незаконным решение администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с жилищного учета с составом семьи из четырех человек, а также обязать ответчика восстановить его в списке молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области».

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (л.д.147).

В судебном заседании представитель истца Вахрушина Ю.Э. требования иска поддержала, пояснив, что Черкашин К.Г. с составом семьи из 3-х человек был признан участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с рождением в ДД.ММ.ГГГГ еще одного ребенка состав семьи увеличился до 4-х человек. Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ семья Черкашина К.Г. была снята с жилищного учета и исключена из списка молодых семей – участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", поскольку, по мнению органа местного самоуправления, семья истца обеспечена жильем по норме предоставления, т.к. в его собственности находится квартира площадью 64, 6 кв.м по адресу: <адрес>, а средства социальной выплаты не могут быть использованы на погашение задолженности по договору поручения, заключенному с ПАО «КуйбышевАзот», с использованием средств которого было приобретено жилое помещение. С таким решением истец не согласен, поскольку вступившим в законную силу решением Жигулевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ договор поручения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ПАО «КуйбышевАзот» и Черкашиным К.Г., признан договором займа. По указанному договору квартира до настоящего времени находится в залоге у займодавца, задолженность не погашена. При указанных обстоятельствах полагает, что истец вправе претендовать на социальную выплату и использовать ее для погашения задолженность по договору займа, средства от которого направлены на приобретение жилья.

Представитель ответчика – администрации г.о. Жигулевск Федякина Г.В. в судебном заседании требования иска не признала, полагая, что средства социальной выплаты не могут быть использованы для погашения задолженности по заключенному истцом с ПАО «КуйбышевАзот» договору поручения от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку последнее не отвечает критериям кредитных организаций, установленных Центральным Банком РФ для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей», а Приложением № 1 к федеральной целевой программе «О реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не предусмотрена возможность направления социальной выплаты на погашение задолженности по договору поручения. Кроме того, просит учесть, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством в рамках Программы молодые семьи могли использовать социальные выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в т.ч. по ипотечным или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, полученным до ДД.ММ.ГГГГ. Данные условия Программы отменены в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после того, как Черкашин К.Г. приобрел жилое помещение по договору поручения. Просит учесть, что в ДД.ММ.ГГГГ супруге истца – Черкашиной В.В. исполнится <данные изъяты> лет, что является самостоятельным основанием для исключения семьи из состава участников программы.

Представитель ответчика - Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.187), ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия (л.д.173). В предоставленном в дело письменном отзыве указал, что требования о признании незаконным постановления администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ о снятии истца с составом семьи из четырех человек с жилищного учета оставляет на усмотрение суда, при несоблюдении установленных Правилами положений, в частности, в отсутствие договора займа, в удовлетворении требований о восстановлении иска в списке молодых семей-участников подпрограммы «Молодой семье-доступное жилье» просит отказать. Одновременно полагал, что Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области не может выступать ответчиком по заявленным истцом требованиям, поскольку оспариваемые истцом решения относятся к прямой компетенции органа местного самоуправления.

Третье лицо Черкашина В.В., представитель третьего лица- ПАО «КуйбышевАзот» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.184, 186), ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, одновременно указывая, что заявленные требования поддерживают (л.д.121, 152).

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 в рамках реализации указанной подпрограммы были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (пункт 1).

В связи с истечением срока действия Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" принята подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Далее, до 1 января 2018 года, действовала федеральная целевая программы "Жилище" в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".

В настоящее время действует государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования (далее – Правила).

Согласно подпункту "е" пункта 2 указанных Правил социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Такая возможность введена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575, которым пункт 2 Правил был дополнен подпунктом "е", предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года.

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации Правила дополнены пунктом 15(1), содержащим перечень документов, которые молодая семья должна подавать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно, а также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте "д" настоящего пункта (подпункты "д" и "е").

Таким образом, в силу подпункта "г" пункта 2 Правил социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу подпункта "е" пункта 2 Правил, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" в подпункте "е" пункта 2 слова "полученным до 1 января 2011 г." исключены.

В силу пункта 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В ходе рассмотрения спора судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ а Черкашин К.Г. с составом семьи из трех человек принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признан участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76-77).

Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи Черкашина К.Г., как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», включена дочь А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 45).

Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ семья Черкашина К.Г. снята с жилищного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также исключена из числа участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в связи с обеспеченностью жильем, утратой оснований, дающих право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для принятия данного решения послужило приобретение истцом квартиры общей площадью 64, 6 кв.м по адресу: <адрес> (л.д.10, 12-14).

Квартира по указанному адресу приобретена Черкашиным К.Г. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с использованием денежных средств, предоставленных ПАО «КуйбышевАзот» по договору поручения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54-55, 68-69).

До исполнения обязательств Черкашина К.Г. о возврате денежных средств по указанному договору поручения квартира по адресу: : <адрес>, передана ПАО «КуйбышевАзот» в залог (л.д.62-65).

Решением Жигулевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, договор поручения, заключенный между ПАО «КуйбышевАзот» и Черкашиным К.Г., признан договором займа (л.д.22-27).

Перечисленные выше обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решением суда, при разрешении настоящего спора судом признаются имеющими преюдициальное значение по следующим мотивам.

Вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статья 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Признание обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу, является одним из способов обеспечения единства судебной системы Российской Федерации (статья 3 названного выше федерального конституционного закона).

Часть 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, конкретизирует общие положения процессуального законодательства об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений судов и направлена на обеспечение законности выносимых судом постановлений, а также на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21 декабря 2011 г. N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Приведенные положения процессуального закона направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.

Поскольку в рассматриваемом споре установленный вступившим в законную силу решением суда по другому делу вид заключенного истцом ДД.ММ.ГГГГ с ПАО «КуйбышевАзот» договора ответчиками не опровергнут, данные обстоятельства, как имеющие значение для разрешения настоящего спора, судом признаются доказанными в порядке ч.2 ст. 61 ГПК РФ.

Согласно пп. 1, 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с постановлением мэра городского округа Жигулевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ размер учетной нормы на территории муниципального образования г.о. Жигулевск установлен в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного гражданина, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Оценивая перечисленные выше доказательства и руководствуясь названными выше нормативными актами, суд приходит к выводу о том, что оснований для исключения семьи Черкашиных из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий у администрации г.о. Жигулевск не имелось. Квартира по адресу: <адрес>, приобретена за счет заемных средств, полученных по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ, находится в залоге у займодавца, задолженность по договору не погашена (л.д.213), что не исключало возможности на участие семьи истца в государственной программе РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", поскольку в силу вышеприведенных норм права социальная выплата используется для компенсации части затрат, производимых молодой семьей на приобретение жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья.

При разрешении спора судом не принимаются приведенные ответчиком доводы: о несоответствии статуса займодавца (ПАО «КуйбышевАзот») критериям отбора банков для участия в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, поскольку такие критерии на момент заключения истцом договора займа отсутствовали, определены только Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; о приобретении истцом жилого помещения с использованием заемных средств после ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные ограничения из подпункта "е" пункта 2 указанных Правил были исключены в ДД.ММ.ГГГГ. При оценке законности решения органа местного самоуправления суд не принимает доводов представителя администрации г.о. Жигулевск о достижении супругой Черкашина К.Г. в ближайшем будущем возраста 36 лет, поскольку данное обстоятельство основанием принятия оспариваемого решения не выступало.

Учитывая изложенное выше, суд признает требования иска, предъявленные к администрации г.о. Жигулевск, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В то же время, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, поскольку вопросы постановки на жилищный учет и включения в список молодых семей- участников жилищных программ, снятия с данного учета, в силу ст.ст. 14, 52, 56 ЖК РФ, а также Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования, относятся к компетенции органов местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Черкашина К. Г., предъявленные к администрации г.о. Жигулевск, удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Черкашина К. Г. с жилищного учета с составом семьи из четырех человек и исключении из числа участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Обязать администрацию г.о. Жигулевск восстановить Черкашина К. Г. с составом семьи из четырех человек на жилищном учете и в составе участников государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

    Черкашину К. Г. в удовлетворении иска к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области отказать.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

    Судья                Л.Ф.Никонова

    Решение в окончательной форме изготовлено 9 июня 2020 года.

    Судья                Л.Ф.Никонова

2-396/2020 ~ М-246/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черкашин К.Г.
Ответчики
администрация г.о. Жигулевск
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Другие
ОАО "КуйбышевАзот"
Черкашина В.В.
Вахрушина Ю.Э.
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Никонова Л.Ф.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
10.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2020Передача материалов судье
14.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2020Подготовка дела (собеседование)
27.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2020Предварительное судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
20.04.2020Подготовка дела (собеседование)
20.04.2020Производство по делу приостановлено
14.05.2020Производство по делу возобновлено
14.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2020Судебное заседание
03.06.2020Судебное заседание
09.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020Дело оформлено
04.09.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее