Дело № ххх
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2020 года
Сафоновский районный суд <адрес>
В составе:
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
при секретаре : Кайченковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Следственного комитета Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» к Балалаеву В. И. о взыскании денежных средств, затраченных на обучение,
УСТАНОВИЛ:
Следственный комитет Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» (далее также – Академия) обратился в суд с вышеуказанным иском к Балалаеву В.И., в обоснование которого указал, что приказом от дд.мм.гггг № ххх ответчик зачислен на обучение в данное образовательное учреждение по направлению подготовки (специальности) 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» на бюджетной основе по очной форме обучения. При этом, дд.мм.гггг между Следственным комитетом Российской Федерации (далее также – СК РФ) и Балалаевым В.И. заключен ученический договор № ххх, по условиям которого, последний принял на себя обязательство по освоению программы высшего образования по указанной специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специалитет) и последующему прохождению службы в территориальном органе СК РФ не менее 5 лет с момента завершения обучения. Однако приказом и.о. ректора от дд.мм.гггг № ххх-с Балалаев В.И. отчислен из учебного заведения в связи с невыполнением обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана. Таким образом, принятые в соответствии с ученическим договором обязательства Балалаевым В.И. не исполнены, а истцом понесены финансовые затраты, связанные с обучением ответчика в Академии, что дает право на их взыскание с последнего в соответствии с пунктом 3.2 названного ученического договора. В связи с этим, просил взыскать с Балалаева В.И. денежные средства, затраченные на его обучение в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в размере 1 217 569 руб. 04 коп., включая расходы на выплату стипендии (33 487 руб.) и форменное обмундирование (36 579 руб. 04 коп.).
В ходе судебного разбирательства, с учетом заключения проведенной по делу бухгалтерской экспертизы, истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования уточнил, просит взыскать с Балалаева В.И. для последующего перечисления в доход федерального бюджета денежные средства, затраченные на обучение ответчика, в общем размере 1 241 275 руб. 15 коп., в том числе, расходы на выплату стипендии в сумме 33 487 руб. и 36 779 руб.04 коп. – стоимость выданного форменного обмундирования.
Представитель истца Харитонов Д.Н. заявленные требования поддержал.
Ответчик Балалаев В.И. и его представитель Бурмистрова А.А. иск не признали, считая завышенным размер заявленных к взысканию затрат на обучение.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его письменные материалы, суд приходит к следующему.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Положениями статьи 310 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1 статьи 15 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ) Следственный комитет Российской Федерации - федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Исходя из положений названного Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ, образовательные организации Следственного комитета, создаваемые для обеспечения деятельности последнего, являются учреждениями Следственного комитета и входят в его систему (пункт 2 статьи 4, часть 3 статьи 12).
Пунктом 53 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года N 38 (далее - Положение о Следственном комитет), установлено, что финансирование расходов на содержание Следственного комитета, его центрального аппарата, следственных органов, других органов и организаций Следственного комитета осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ определено, что на сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 198 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
В соответствии со ст. 199 ТК РФ одним из необходимых (обязательных) условий ученического договора является обязанность работника после завершения обучения проработать по трудовому договору у работодателя, проводившего обучение в течение срока, установленного в ученическом договоре.
Обязанность ученика возместить работодателю расходы (затраты), связанные с обучением, в случае неисполнения обязанности по отработке предусмотрена ч. 2 ст. 207 ТК РФ.
В силу части 5 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ граждане, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Следственным комитетом, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.
Как следует из материалов дела, приказом федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия Следственного комитета Российской Федерации» (после переименования – «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации») от дд.мм.гггг № ххх Балалаев В.И. зачислен на обучение по направлению подготовки (специальности) 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (квалификация «специалист») на бюджетной основе по очной форме обучения (т.1 л.д. 30-31, 35-36).
При этом, дд.мм.гггг между Следственным комитетом Российской Федерации и Балалаевым В.И. заключен ученический договор № ххх, предметом которого, является получение гражданином высшего юридического образования по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специалитет) в названном учебном заведении и последующее прохождение службы в Следственном комитете (его территориальном следственном органе, учреждении) (раздел 1 договора).
По условиям указанного договора гражданин обязан освоить основную образовательную программу по специальности и направлению подготовки, указанным в предмете договора, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (пункт 2.2.1).
В силу пункта 3.2 этого же договора за невыполнение обязанностей, в том числе отчисление, гражданин обязан возместить Следственному комитету средства, затраченные на его обучение, с начала обучения до отчисления из образовательной организации, включая выплату стипендии (т.1 л.д. 24-25).
Приказом от дд.мм.гггг № ххх-с Балалаев В.И. отчислен с 5 курса образовательного учреждения в связи с невыполнением обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана (т.1 л.д. 32).
Таким образом, ответчик не исполнил принятое в соответствии с ученическим договором обязательство по освоению образовательной программы по специальности и последующему прохождению службы в системе Следственного комитета Российской Федерации, что является основанием для взыскания в пользу истца затрат на обучение.
Согласно заключению бухгалтерской экспертизы, проведенной по настоящему гражданскому делу экспертом ООО «Центр оценок и экспертиз», размер средств, затраченных Следственным комитетом Российской Федерации на обучение Балалаева В.И. в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг составляет 1 241 275 рублей 15 копеек (с учетом количества обучающихся и статьи расходов на оплату труда профессорско-преподавательского состава, административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, периодических медицинских осмотров, коммунальных услуг, содержание имущества, амортизации учебного оборудования, материальные запасы, использованные в образовательном процессе, программное обеспечение для нужд образовательного процесса, включая расходы на выплату стипендии – 33 487 руб., обеспечение форменным обмундированием – 36 779 руб. 04 коп.).
При этом, размер средств, затраченных по статье расходов на приобретение учебной литературы и периодических изданий, принята экспертом в размере 0 рублей, поскольку такие расходы включаются, как правило, в состав основных средств или материальных запасов в зависимости от учетно-бухгалтерской политики учреждения и возникают в моменте учета амортизации данной литературы, информация о которой в документах дела отсутствует.
Оснований сомневаться в объективности экспертного заключения у суда не имеется, поскольку экспертиза проведена специалистом, имеющим высшее образование и квалификацию экономист по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Помимо этого, эксперт в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы стороны ответчика о том, что экспертиза проведена на основании представленных истцом в обоснование расчетов документов, оформленных в справочно-информационной форме, в отсутствие первичных подтверждающих документов бухгалтерского и управленческого учета не могут быть приняты во внимание, поскольку из содержания экспертного заключения следует, что представленные в распоряжение эксперта документальные данные считаются достоверными и подвергаются экспертизе на предмет логичности возникновения и верности произведенных расчетных сумм.
При этом, в обоснование расходов на обучение истцом представлены документы, удостоверенные руководителем финансово-экономического отдела ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации», а также платежные поручения на перечисление и расчетно-платежные ведомости на выплату стипендии, ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения, отчеты о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств, которым является Следственный комитет Российской Федерации (т. 1 л.д. 106-259), приказами о выплате и назначении стипендии (т. 2 л.д. 21-49), договорами об оказании медицинских услуг (т. 2 л.д. 76-143) и другими документами.
Также, исходя из положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании), то есть специального закона, регулирующего общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающего правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющего правовое положение участников отношений в сфере образования (статья 1), под обучением понимается целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (пункт 3 статьи 2 Закона об образовании).
В силу статьи 28 данного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 2 части 3); создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (пункт 15 части 3).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6).
В частности, охрана здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (пункты 1, 5, 6, 10 части 1 статьи 41 Закона об образовании).
При этом, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Закона об образовании).
Помимо этого, согласно части 2 статьи 29 Закона об образовании образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы; о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся).
Средства обучения и воспитания включают, в частности, приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности (пункт 26 Закона об образовании).
В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 1 статьи 52 Закона об образовании).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, также наделены правом назначения обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ денежных выплат (стипендии), а также устанавливать требования к одежде обучающихся и обеспечивать обучающихся федеральных государственных образовательных организаций форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) (статьи 36, 38 Закона об образовании).
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона об образовании обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки в зависимости от уровня образования (федеральный государственный образовательный стандарт), утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1614 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета), согласно которому, организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом (пункт 7.1.1.).
Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета установлены в пункте 7.3. федерального стандарта.
Подпунктом 7.3.1 данного пункта определено, что специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие программам учебных дисциплин (модулей).
Организация, реализующая программу специалитета, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом организации, в том числе криминалистической, а также специальной техникой, табельным оружием, специальными средствами и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной или военной подготовки обучающихся в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Минимально необходимый для реализации программы специалитета перечень материально-технического обеспечения должен включать в себя: фотолаборатория (лаборатория цифровой фотографии); центр (класс) деловых игр; спортивный зал; кабинеты, оснащенные макетами, наглядными учебными пособиями, тренажерами и другими техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими реализацию проектируемых результатов обучения, в том числе: криминалистики; информатики (компьютерные классы); иностранных языков; для федеральных государственных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, также: криминалистические и другие полигоны для отработки навыков служебной деятельности; тиры (для стрельбы из табельного оружия); кабинеты: специальной техники; огневой подготовки; специальной (военной) подготовки; первой помощи; специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного доступа).
Выполнение требований к материально-техническому обеспечению программ специалитета должно обеспечиваться необходимыми материально-техническими ресурсами, в том числе расходными материалами и другими специализированными материальными запасами.
Аналогичные положения содержались в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) "специалист"), утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 39.
Положением о Следственном комитете Российской Федерации (пункт 7) определено, что данный федеральный государственный орган осуществляет, в частности, следующие полномочия: организует подготовку кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета (подпункт 14.1); устанавливает порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Следственного комитета, в том числе перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме в указанные организации (подпункт 14.2); устанавливает порядок отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета, порядок восстановления в таких организациях, а также порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении Следственного комитета, в другую такую организацию (подпункт 14.3); устанавливает образцы и описание форменной одежды обучающихся в находящихся в ведении Следственного комитета федеральных государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обеспечения законности и правопорядка, а также обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе; устанавливает правила ношения форменной одежды и знаки различия (подпункт 14.5); определяет нормы и порядок обеспечения форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Следственного комитета (подпункт 14.6); устанавливает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Следственного комитета, особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также особенности деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета (подпункт 14.7); устанавливает квоту целевого приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и находящиеся в ведении Следственного комитета, для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки (подпункт 14.8); разрабатывает и утверждает примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обеспечения законности и правопорядка, по которым осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование в интересах Следственного комитета (подпункт 14.12); устанавливает особенности реализации прав в сфере образования обучающихся, педагогических работников, замещающих должности федеральной государственной службы, в том числе военной службы, в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Следственного комитета (подпункт 14.13).
Согласно пункту 3 Порядка восстановления в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации, утвержденного приказом Следственного комитета Российской Федерации от 10.08.2016 г. № 77, восстановление осуществляется при наличии в образовательной организации свободных мест, финансируемых за счет средств федерального бюджета, определяемых разницей между количеством приемных мест по конкретной основной профессиональной образовательной программе на соответствующем курсе, установленных учредителем образовательной организации, соответствующего года приема, и фактическим количеством обучающихся по данной основной профессиональной образовательной программе на соответствующем курсе.
Из содержания приведенных правовых норм и нормативных актов следует, что обучение является комплексным процессом организации деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями, навыками и компетенцией, требующим финансового обеспечения расходов, связанных с оплатой труда педагогических работников, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, охраной здоровья обучающихся, затратами на содержание материально-технической базы и иных материальных объектов образовательного учреждения, приобретением расходных материалов и других специализированных материальных запасов, выплату стипендии, обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся федеральных государственных образовательных организаций.
При этом, финансирование образовательных организаций, находящихся в ведении Следственного комитета, осуществляется за счет средств федерального бюджета в зависимости от количества обучающихся.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании с ответчика затрат на обучение в размере 1 241 275 рублей 15 копеек.
Поскольку Следственный комитет Российской Федерации является субъектом бюджетного планирования и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов бюджета (подпункт 18 пункта 7 Положения о Следственном комитете), денежные средства в счет возмещения затрат на обучение подлежат взысканию в пользу Следственного комитета Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» для последующего перечисления в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Балалаева В. И. в пользу Следственного комитета Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» для последующего перечисления в доход федерального бюджета денежные средства, затраченные на его обучение, в размере 1 241 275 рублей 15 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Дроздов С.А.