Дело № 2-1177/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2017 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Киселевой Т.А., при секретаре Узьмовой Т.В.,
с участием истца Бочкаревой В.И.,
представителя ответчика Русаковой Е.В.,
третьего лица Бочкарева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Бочкаревой ФИО12 к администрации города Лысьвы Пермского края о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Бочкарева В.И. обратилась в суд с иском к администрации города Лысьвы Пермского края о признании за ней права собственности на 1/3 доли на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приобретательной давности. Иск мотивирован тем, что спорная квартира принадлежит истцу, Бочкареву А.И. и Бочкареву Ю.А. на праве собственности общей долевой собственности на основании договора передачи квартиры в совместную собственность № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец и ФИО13 расторгли брак ДД.ММ.ГГГГ., после чего, ФИО14 из квартиры выехал, зарегистрировался и проживал в квартире по другому адресу, где и умер ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени истец открыто и добросовестно владеет и пользуется всей спорной квартирой как своей собственной, вносит коммунальные и иные платежи, следит за состоянием квартиры. Наследников к имуществу ФИО15 нет. Просила иск удовлетворить.
В суде истец Бочкарева В.И. иск поддержала по указанным в нем доводам.
Представитель ответчика Русакова Е.В. против иска не возражала.
Третье лицо Бочкарева А.И. в суде с иском был согласен.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Приобретение права собственности в порядке статьи 234 ГК РФ направлено на устранение неопределенности в правовом статусе имущества, владение которым как своим собственным длительное время осуществляется не собственником, а иным добросовестным владельцем в отсутствие для этого оснований, предусмотренных законом или договором.
Как разъяснено в п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
По смыслу указанной выше ст. 234 ГК РФ и указанного выше постановления Пленума N 10/22, основополагающим условием для приобретения права собственности на имущество в порядке приобретательной давности является установление судом добросовестности владения, которое фактически обусловливает и иные его условия - открытость и владение имуществом как своим собственным.
Как следует из материалов дела, квартира по адресу: <адрес>, находится в общей совместной собственности ФИО16 Бочкаревой В.И. и Бочкарева А.И. на основании договора передачи квартиры в совместную собственность № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.6).
Согласно свидетельству о смерти ФИО17 умер ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.12).
То есть, после смерти ФИО18 открылось наследство в виде 1/3 доли в праве собственности на спорную квартиру.
Судом не установлено наличие наследников к имуществу умершего ФИО19 по сообщению нотариуса Лысьвенского нотариального округа с заявлением о принятии наследства после его смерти никто не обращался (л.д.19).
Согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным (п.1).
В порядке наследования по закону в собственность городского округа переходит доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение (п.2).
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п.3).
Таким образом, имущество, на которое нет наследников, поступало в собственность публично-правового образования в качестве выморочного при наступлении указанных в законе обстоятельств.
Правомочия собственника определяются ст. 209 ГК РФ, согласно которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом.
Кроме того, собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК РФ), что в системной взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предполагает и регистрацию им своего права собственности.
В материалах дела сведения о том, что доля в праве собственности на жилое помещение, по поводу которой возник спор, в качестве выморочного имущества в муниципальную собственность принималась, отсутствует.
Таким образом, ответчик до подачи настоящего иска каких-либо действий в отношении имущества, являвшегося выморочным, не предпринимал, свои права собственника в отношении указанного имущества не осуществлял.
При таких обстоятельствах, а также в связи с длительным бездействием публично-правового образования, как участника гражданского оборота, не оформившего в разумный срок право собственности на названное имущество, для истца не должна исключаться возможность приобретения такого имущества по основанию, предусмотренному ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В этом случае для признания давностного владения добросовестным достаточно установить, что гражданин осуществлял вместо публично-правового образования его права и обязанности, связанные с владением и пользованием названным имуществом.
Установлено, что истец приобрела право общей совместной собственности на квартиру в порядке приватизации в ДД.ММ.ГГГГ после смерти собственника доли в квартире ФИО20 владеет всей квартирой как своей собственной более пятнадцати лет, проживает в ней, принимает меры к сохранению указанного имущества, несет бремя содержания квартиры, оплачивает коммунальные услуги, что подтвердили в суде свидетели ФИО21
Таким образом, иск подлежит удовлетворению по заявленным истцом основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░22 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░23 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░