Дело Номер
РЕШЕНИЕ
г. Пенза 19 марта 2019 года
Судья Ленинского районного суда г. Пензы Макарычева Н.В.,
с участием представителя заявителя МКП «Теплоснабжение г. Пензы» ФИО3, действующей на основании доверенности №43 от 09 января 2019 года
представителя Государственной трудовой инспекции в Пензенской области ФИО4,
рассмотрел в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалобу и.о. директора МКП «Теплоснабжение г. Пензы» Патрикеева С.В. на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО4 Номер от 14 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МКП «Теплоснабжение г. Пензы».
Исследовав представленные материалы дела, заслушав мнение представителя заявителя ФИО3, представителя Государственной трудовой инспекции в Пензенской области ФИО4,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО4 Номер от 14 февраля 2019 года МКП «Теплоснабжение г. Пензы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 115 000 рублей.
22 февраля 2019 года и.о. директора МКП «Теплоснабжение г. Пензы» Патрикеев С.В. обратился в Ленинский районный суд г. Пензы с жалобой, в которой просит постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области Гостьковой Т.Н. Номер от 14 февраля 2019 года изменить, назначить МКП «Теплоснабжение г. Пензы» административное наказание в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
Изучив доводы жалобы заявителя и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии с абзацем 12 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан для обеспечения безопасных условий и охраны труда в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников.
В силу абзаца 1 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Абзацем 6 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации на работника возложена обязанность проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно абзацам 7 и 8 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695) утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками).
Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Перечень).
Данным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице. Работы непосредственно связанные с движением транспорта, в том числе внутризаводского, входят в указанный перечень.
В силу статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
В силу абзаца 4 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацами 13 и 14 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований.
Как следует из материалов дела, главным государственным инспектором труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО4 проводилась проверка деятельности МКП «Теплоснабжение г. Пензы» расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Некрасова, 34, в ходе которой установлено:
электросварщик ручной сварки ФИО1 принят в МКП «Теплоснабжение г. Пензы» с 05 октября 2018 года. Согласно заключению врачебной комиссии ФИО1 прошел обязательное психиатрическое освидетельствование 08 февраля 2019 года. В нарушение абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ч. 7 ст. 213 ТК РФ, п.п. 3, 4, 5, 9 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. № 695, Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377, электросварщик ручной сварки МКП «Теплоснабжение г. Пензы» ФИО1 был допущен в период с момента приема на работу 05.10.2018 г. по 07.02.2019 г. к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования. Время совершения правонарушения - с 05 октября 2018 года по 07 февраля 2019 года. В нарушение абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ч. 7 ст. 213 ТК РФ, п.п. 3, 4, 5, 9 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. №695, Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377, водители МКП «Теплоснабжение г. Пензы» ФИО6 (принят на работу с 31 августа 2015 года), ФИО7 (принят на работу с 08 мая 2015 года), тракторист ФИО8 (принят на работу с 13 марта 2015 года), машинист экскаватора ФИО9 (принят на работу с 24 октября 2016 года), водитель автомобиля ФИО10 (принят на работу с 04 мая 2016 года), машинист крана автомобильного ФИО11 (принят на работу с 10 апреля 2014 года), водители автомобиля ФИО12 (принят на работу с 27мая 2014 года), ФИО13 (принят на работу с 11 апреля 2016 года) допущены с момента приема на работу по момент проверки к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования. Время совершения правонарушения - с момента приема работников на работу по момент проверки 12 февраля 2019 года.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, может быть вынесено в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
В судебном заседании установлено, что указанные в протоколе и постановлении об административном правонарушении сотрудники МКП «Теплоснабжение г. Пензы» непосредственно на ул. Некрасова,34 г. Пензы трудовую деятельность не осуществляют. Кроме того в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, в том числе, табели учета рабочего времени, позволяющие установить время совершения административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении не мотивировано. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражена: в допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований; в допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей при принятии на работу без прохождения психиатрического освидетельствования.
Так, административный орган, признавая МКП «Теплоснабжение г. Пензы» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указал, что МКП «Теплоснабжение г. Пензы» произвел прием работников на работу без прохождения последними психиатрического освидетельствования, но в то же время ссылается на положения ч.7 ст. 213 ТК РФ, согласно которой работники проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
При изложенных обстоятельствах прихожу к выводу о необходимости признания незаконным и отмены постановления административного органа, и направлении дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░4 ░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░.5.27.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░», ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░. 4 ░. 1 ░░. 30.7 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 5.27.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░