Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-893/2019 ~ М-954/2019 от 25.07.2019

дело №...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2019 г.                                  ...

Сегежский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.

при секретаре Евтух Т.В.,

с участием представителя административного истца Мых А.М., представителей административных ответчиков Кытькова А.В., Иевлева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФКУ ЛИУ-№... УФСИН России по ... к Карельской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании частично незаконными постановления и представления,

установил:

    Административный истец обратился в суд с административными исковыми заявлениями к Карельской прокуроре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании частично незаконными постановления и представления по тем основаниям, что 01.07.2019 в адрес административного истца поступили постановление Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 26.06.2019 об отмене постановления начальника ФКУ ЛИУ-№... от 24.05.2019 о применении к осужденному участка колонии-поселения Лупашову Д.О. меры взыскания в виде выговора и представление от 26.06.2019 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства. С данными решениями в части выявленных нарушений в отношении Лупашова Д.О. административный истец не согласен, просит их отменить по тем основаниям, что при проведении внепланового обыска жилого помещения № 5 УКП ФКУ ЛИУ-№... в тумбочке у Лупашова Д.О. было обнаружено и изъято лезвие от одноразового бритвенного станка. Данный предмет является запрещенным к приобретению, изготовлению и хранению при себе осужденными. По данному факту Лупашов Д.О. дать письменное объяснение отказался. Факт нарушения нашел свое подтверждение в ходе просмотра видеозаписей с носимого видеорегистратора, а также в ходе изучения материалов по нарушению, актов и рапортов сотрудников дежурной смены УКП ФКУ ЛИУ-№.... Своими действиями Лупашов Д.О. допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, предусмотренное разделом 3 п. 16 ПВР ИУ. Давая объяснения прокурору инспектор группы безопасности УКП Сачек Д.В., ввиду выявления ряда иных нарушений, по которым осужденными были даны письменные объяснения, на почве волнения и по прошествии значительного временного периода с момента обнаружения лезвия, не намеренно ввел прокурора в заблуждение, перепутав факты нарушения, допущенного Лупашовым Д.О., с нарушениями, допущенными иными осужденными. Довод прокурора о том, что привлечение к дисциплинарной ответственности Лупашова Д.О. за отказ от дачи письменного нарушения произведено без учета ст. 51 Конституции РФ, считают несостоятельным, поскольку осужденные обязаны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. В силу ч. 5 ст. 11 УИК РФ осужденный обязан представлять объяснения по вопросам, связанным с исполнением приговора. В разделе 3 п. 16 ПВР ИУ закреплено, что личная обязанность каждого осужденного содержать в чистоте и опрятности прикроватные тумбочки, следить за состоянием тумбочек, средства гигиены могут храниться в прикроватных тумбочках. Опрашивать осужденных Коккоева А.Н. и Клинова К.В. по вопросу принадлежности обнаруженного лезвия либо поврежденного одноразового станка было нецелесообразно, так как содержание тумбочки личная обязанность осужденного Лупашова Д.О. Разрешение администрации учреждения на постоянное хранение одноразовых бритвенных станков имеет законодательное закрепление. В постановлении прокурора не приводится ссылок на факты и обстоятельства, являющиеся в силу закона основаниями для отмены взыскания, наложенного на осужденного Лупашова Д.О.

    Судом к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена Прокуратура Республики Карелия, в качестве заинтересованного лица – Лупашов Д.О.

    На основании определения суда административные дела №№... и №... объединены в одно производство с присвоением делу номера №....

    В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала.

    Представители административных ответчиков против удовлетворения исковых требований возражали по основаниям, изложенным в отзывах, согласно которым довод истца о том, что Лупашов Д.О. правомерно привлечен к ответственности за отказ от дачи письменных объяснений, является несостоятельным, так как Лупашова Д.О. написал и передал сотруднику учреждения письменные объяснения по обстоятельствам обнаружения лезвия. Кроме того, отказ от дачи объяснений является правом на защиту в соответствии со ст. 51 Конституции РФ. Кроме того, доводы истца о том, что в силу ч. 2 ст. 99 УИК РФ, раздела 3 п. 16 ПВР ИУ осужденные могут хранить в прикроватной тумбочке средства гигиены, основываются на законе, однако, противоречат утвержденному в исправительном учреждении образцу укладки вещей в тумбочке, согласно которому в перечень вещей, разрешенных к хранению в тумбочке, не отнесен одноразовый бритвенный станок. Отмена прокурором дисциплинарного взыскания, наложенного на Лупашова Д.О., не препятствует исправительному учреждению исполнять свои обязанности и реализовывать свои права, не возлагает на него какие-либо дополнительные обязанности. Оспариваемое постановление не нарушает прав административного истца, рассмотрение такого административного иска к восстановлению нарушенного права учреждения не ведет.

    Заинтересованное лицо Лупашов Д.О. извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, отбывает наказание в виде лишения свободы в колонии-поселении ФКУ ЛИУ-№... УФСИН России по ....

    Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

     В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

    В силу ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

    Согласно ст. 33 названного закона к полномочиям прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов относятся помимо иных следующие полномочия: посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона; опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается; отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

    В соответствии со ст. 5 указанного закона вмешательство в осуществление прокурорского надзора не допускается.

    В ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

    Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

    Согласно ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться мера взыскания выговор.

    В силу ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт.

    Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.

    В соответствии с п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (далее – ПВР ИУ), осужденные обязаны: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; являться по вызову администрации ИУ и давать объяснения по вопросам исполнения приговора, а также давать письменные объяснения по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания (в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу); содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель (приложение № 3), следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых сумок в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение № 4), индивидуальных табличек на вещевых сумках, тумбочках и индивидуальных местах (ячейках) для хранения продуктов питания, соответствием описей личных вещей осужденных в вещевых сумках их содержимому, хранить продукты питания и посуду в комнатах для приема пищи, предметы индивидуального пользования - в помещениях для хранения личных вещей повседневного пользования (умывальные и письменные принадлежности, литературу в количестве до 5 книг, за исключением учебников осужденных, проходящих обучение в образовательных организациях, журналов, газет, табачные изделия не более 2 пачек сигарет, спички - 1 коробки, средства гигиены могут храниться в прикроватных тумбочках).

    Пунктом 17 ПВР ИУ предусмотрено, что осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (приложение № 1), к числу которых относятся лезвия для безопасных бритв.

    Из материалов дела следует, что на основании постановления начальника ФКУ ЛИУ-№... УФСИН России по ... от 24.05.2019 Лупашов Д.О., отбывающий наказание в данном исправительном учреждении, был привлечен к ответственности в виде выговора за нарушение установленного порядка отбывания наказания по тем основаниям, что 21.05.2019 в 20 час. 10 мин. во время проведения внепланового обыска жилого помещения № 5 второго этажа УКП ФКУ ЛИУ-№... лейтенантом внутренней службы Сачеком Д.В. в тумбочке осужденного Лупашова Д.О., №... года рождения, было обнаружено и изъято лезвие от одноразового бритвенного станка, после чего осужденный Лупашов Д.О. был сопровожден в дежурную часть для написания объяснительной и выяснения обстоятельств нарушения. По данному факту осужденный Лупашов Д.О. дать письменное объяснение отказался, но устно пояснил, что допускает нахождение лезвия в тумбочке, которое могло отломиться от бритвенного станка и упасть на полку. Кому принадлежит лезвие и откуда взялось в его тумбочке, пояснить не смог. В постановлении указано, что тем самым осужденный Лупашов Д.О. нарушил раздел 3 п. 16 ПВР ИУ (осужденные обязаны: исполнять требования законов РФ и Правил, выполнять законные требования работников УИС, являться по вызову администрации ИУ и давать объяснения по вопросам исполнения приговора, а также давать письменное объяснение по фактам нарушения УПОН, содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель, следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых сумок в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек, индивидуальных табличек на вещевых сумках, тумбочках и индивидуальных местах (ячейках) для хранения продуктов питания, соответствием описей личных вещей осужденных в вещевых сумках их содержимому, хранить продукты питания и посуду в комнатах для приема пищи, предметы индивидуального пользования – в помещениях для хранения личных вещей повседневного пользования (умывальные и письменные принадлежности, литературу в количестве до 5 книг, за исключением учебников осужденных, проходящих обучение в образовательных организациях, журналов, газет, табачные изделия не более 2 пачек сигарет, спички – 1 коробки, средства гигиены могут храниться в прикроватных тумбочках).

    03.06.2019 в Карельскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступило заявление Лупашова Д.О, отбывающего наказание в виде лишения свободы в ФКУ ЛИУ-№... УФСИН России по Республике Карелия, в котором он просил провести проверку по факту привлечения его к ответственности в виде выговора на основании постановления начальника ФКУ ЛИУ-№... УФСИН России по ... от 24.05.2019, полагая его незаконным.

    По данному заявлению Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка.

    В ходе проведения проверки были взяты объяснения Лупашова Д.О., осужденных Коккоева А.Н., Клинова К.В., инспектора группы безопасности ФКУ ЛИУ-№... Сачека Д.В., исследованы документы, явившиеся основанием для привлечения Лупашова Д.О. к дисциплинарной ответственности, просмотрена видеозапись с видеорегистратора.

    По результатам проверки Карельским прокурором вынесено постановление об отмене постановления начальника ФКУ ЛИУ-№... УФСИН России по ... от ХХ.ХХ.ХХ. о применении в отношении Лупашова Д.О. меры взыскания, а также выдано предписание об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

    Прокурор по результатам проверки пришел к выводу о том, что анализ собранных материалов, положенных в основу принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности Лупашова Д.О., показал, что постановление начальника ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по ... от ХХ.ХХ.ХХ. является незаконным и подлежит отмене.

    При даче объяснений прокурору инспектор группы безопасности ФКУ ЛИУ-№... Сачек Д.В. сообщил, что Лупашов Д.О. после изъятия лезвия 21.05.2019 до 22 часов принес собственноручно написанное объяснение по факту обнаружения в его тумбочке лезвия, которое было приобщено к рапорту от 21.05.2019. То же пояснил и Лупашов Д.О.

    Также прокурором была просмотрена видеозапись с видеорегистратора за 21.05.2019, из которой следует, что Лупашов Д.О. не смог пояснить, кому принадлежит лезвие и как попало в тумбочку, то есть давал объяснения.

    Прокурор указал, что отказ от дачи письменного объяснения со стороны Лупашова Д.О. в силу ст. 51 Конституции РФ является правом на защиту и не свидетельствует о допущенном нарушении.

    В рамках проведенной проверки прокурором были опрошены жильцы комнаты № 5, проживающие совместно с Лупашовым Д.О., осужденные Коккоев А.Н. и Клинов К.В., пояснившие, что в помещение комнаты имеется свободный доступ, они и Лупашов Д.О. постоянно в комнате не находятся, работают, лезвие в тумбочку Лупашова Д.О. могли положить и другие осужденные в силу неприязненных к нему отношений.

    Прокурором было установлено, что в рамках проверки и принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности Лупашова Д.О. данные осужденные не опрашивались, вопрос о принадлежности лезвия Лупашову Д.О. не выяснялся.    

    При этом исправительным учреждением разрешено к хранению осужденными одноразовых бритвенных станков как гигиенических средств, что приводит к бесконтрольному их хранению.

    Доступ в комнату к осужденным свободный, что, учитывая непостоянное нахождение в комнате осужденных в связи с работой, делает затруднительным исполнение их обязанности следить за надлежащим состоянием тумбочек.

    При наличии объяснений Сачека Д.В. и Лупашова Д.О. о даче письменного объяснения по факту обнаружения в его тумбочке лезвия указание в отмененном прокурором постановлении об отсутствии такового является несостоятельным.

    Ссылки административного истца на то, что Сачек Д.В., давая объяснения прокурору, перепутал обстоятельства данного события, являются надуманными.

    Кроме того, прокурор обоснованно указал на то, что отказ от пояснений со стороны Лупашова Д.О. в силу ст. 51 Конституции РФ является правом на защиту.

    Суд не усматривает в рассматриваемом случае незаконности решения Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, проверка по заявлению Лупашова Д.О. была проведена в полном объеме, уполномоченными должностными лицами в соответствии с законодательством, соблюдены сроки проведения проверки, даны мотивированные ответы, разъяснен порядок их обжалования.

    На основании ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

    При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений.

    Обязанность по проведению проверки Карельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выполнена надлежащим образом. С выводами, содержащимися в обжалуемом постановлении в отношении Лупашова Д.О., суд соглашается, полагает их обоснованными.

    Доводы административного истца не служат основаниями для отмены обжалуемых постановления и представления, поскольку не опровергают правильность выводов прокурора при проведении проверки.

    Таким образом, оснований для удовлетворения заявления о признании незаконными постановления и представления Карельской прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не усматривается.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

    

Судья                      М.А. Ронгонен

Мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ составлено ХХ.ХХ.ХХ..

2а-893/2019 ~ М-954/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК
Ответчики
Карельская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ
Прокуратура Республики Карелия
Другие
Лупашов Дмитрий Олегович
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Ронгонен М.А.
Дело на странице суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
25.07.2019Регистрация административного искового заявления
25.07.2019Передача материалов судье
26.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2019Судебное заседание
20.08.2019Судебное заседание
23.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2019Дело оформлено
28.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее