Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4054/2016 ~ М-3857/2016 от 21.07.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Самара                                     23 ноября 2016 года

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Фоминой И.А.

при секретаре Чудесовой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4054/2016 по административному исковому заявлению Панкратовой О. В. к Главе г.о.Самара, Администрации г.о.Самара об обжаловании отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности выдать разрешение на реконструкцию жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Панкратова О.В. (далее – истец) обратилась в суд с административным иском к Главе г.о.Самара, Администрации г.о.Самара (далее – ответчики) об обжаловании отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности выдать разрешение на реконструкцию жилого дома, указав, что ей принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, пер.Колодезный, <адрес>, площадь дома составляет 45,7 кв.м, семья большая, в связи с чем истцом принято решение о реконструкции дома, для чего она, подготовив необходимый пакет документов, обратилась с заявлением к Главе г.о.Самара о выдаче разрешения на реконструкцию дома. Уведомлением -<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, отказ получен истцом ДД.ММ.ГГГГ. С основаниями отказа истец не согласна, считает их незаконными, градостроительный план был утвержден распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, в ГПЗУ указано, что описание местоположения проектируемого объекта на земельном участке соответствует проектной документации, вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), противоречий между видом разрешенного использования и предполагаемым режимом использования земельного участка (зона Ж-4) не имеется, каких-либо ограничений прав собственника земельного участка не зарегистрировано, прямого запрета на осуществление и возведение индивидуального жилого дома Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ не содержат. По мнению истца, все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии оснований для запрета в осуществлении ею реконструкции жилого дома, ограничивает ее права собственника. На основании изложенного, истец просила суд признать незаконным отказ Главы г.о.Самара -<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство, обязать Главу г.о.Самара устранить в полном объеме нарушения прав Панкратовой О.В. путем выдачи разрешения на реконструкцию жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, пер.Колодезный, <адрес>.

Представитель административного истца по доверенности Ковалев Ю.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Нилова О.В. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в пояснениях на иск.

Представители Администрации г.о.Самара, Главы г.о.Самара, министерства строительства Самарской <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Представителем Администрации г.о.Самара, Главы г.о.Самары представлен отзыв на административный иск, в котором просит суд отказать в удовлетворении требований Панкратовой О.В.

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела с учетом доводов лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ст.48 ГрК РФ получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Из материалов дела следует, что Панкратова О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0917005:602 площадью 679,70 кв.м по адресу: <адрес> сады, пер.Колодезный, <адрес> видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства и одноэтажного жилого дома с кадастровым номером 63:01:0000000:0:16614 площадью 45,70 кв.м, расположенного на этом земельном участке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

С целью увеличения площади помещения для проживания семьи истцом принято решение о реконструкции жилого дома.

В соответствии с ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-119 утвержден градостроительный план земельного участка (далее – ГПЗУ), расположенного по адресу: <адрес> сады, пер.Колодезный, <адрес>.

В соответствии с положениями статьи 24 Устава г.о.Самара Глава г.о.Самара в установленном порядке выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории г.о.Самара.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к Главе г.о.Самара с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, расположенного по указанному адресу, предоставив все необходимые документы.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> истцу отказано в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «жилой дом», расположенного адресу: <адрес>, пер.Колодезный,<адрес>, на основании ч.13 ст.51 ГрК РФ в связи с тем, что

- объект капитального строительства предполагается разместить в зоне Ж-4 (зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей), для которой градостроительными регламентами не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства,

- на чертеже градостроительного плана земельного участка отсутствуют места допустимого размещения объекта капитального строительства, предполагаемый к строительству объект капитального строительства расположен вне мест допустимого размещения объекта капитального строительства, схема планировочной организации земельного участка не соответствует градостроительному плану земельного участка № RU 63301000-2879,

- в схеме планировочной организации отсутствуют проектные характеристики объекта капитального строительства (количество этажей, в том числе подземных, общая площадь объекта, строительный объем, в том числе подземной части, площадь застройки), которые необходимо отражать в разрешении на строительство в соответствии с формой разрешения на строительство, утвержденной приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр.

В силу ч. 13 ст. 51 Гр РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Проверяя законность и обоснованность оснований отказа истцу в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) судом установлено, что согласно ГПЗУ № RU 63301000-2879 принадлежащий истцу земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4). Данное обстоятельство представителем административного истца в судебном заседании не оспаривалось.

Между тем, из материалов дела следует, что право собственности на жилой дом и земельный участок возникло у истца на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Панкратовой О.В. и Сидоровой Е.С.

Как следует из договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ объект индивидуального жилищного строительства (жилое здание) принадлежал дарителю Сидоровой Е.С. на основании решения Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок принадлежал дарителю Сидоровой Е.С. на праве собственности на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Варламову М.И. в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, удостоверенного государственный нотариусом ДД.ММ.ГГГГ по реестру , на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного государственным нотариусом ДД.ММ.ГГГГ по реестру , что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено, что отвод принадлежащего истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства был произведен до вступления в силу Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п.1 ст.6 Постановления Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре» объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами.

Поэтому ссылка административного ответчика в уведомлении об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) от ДД.ММ.ГГГГ на виды разрешенного использования зоны Ж-4 является необоснованной, поскольку на момент застройки территории, на которой находится земельный участок, принадлежащий в настоящее время истцу, действовали иные градостроительные регламенты.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) по мотиву не соответствия проведения реконструкции жилого дома основным видам разрешенного использования земельного участка, предусмотренным градостроительным регламентом для указанной территориальной зоны, суд считает не соответствующим действующему законодательству.

В соответствии с ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Доказательств соответствия данного основания отказа в выдаче разрешения действующему законодательству административным ответчиком не представлено.

При этом Департаментом не оспаривается возможность изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.

Вместе с тем, иные основания отказа в выдаче разрешения на строительство суд считает обоснованными и соответствующими действующим нормативным правовым актам.

Так, в соответствии с Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» ГПЗУ должен содержать места допустимого размещения объекта капитального строительства, т.е. места возможного и допустимого размещения объектов (с учетом регламентов, установленных градостроительным законодательством и другими действующими нормативными техническими документами в сфере градостроительства, а также противопожарных требований, требований освещенности, охран окружающей среды и т.д.).

Однако на чертеже ГПЗУ № RU 63301000-2879 места допустимого размещения объекта капитального строительства отсутствуют.

Учитывая изложенное, схема планировочной организации земельного участка не соответствует ГПЗУ № RU 63301000-2879.

Довод представителя административного истца на то, что ГПЗУ был подготовлен и утвержден распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принят во внимание при наличии установленных административным ответчиком несоответствий в документации, представленной на рассмотрение уполномоченному органу.

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» предусмотрено, что в разрешении на строительство указывается общая площадь (кв.м), количество этажей (шт.), площадь застройки (кв.м), основания для установления срока действия разрешения на строительство.

Таким образом, учитывая установленную форму разрешения на строительство, схема планировочной организации земельного участка должна содержать технические показатели планируемого объекта капитального строительства, поскольку в иных документах, предусмотренных ч.9 ст.51 ГрК РФ, данные сведения не могут быть указаны, однако в схеме планировочной организации, представленной Панкратовой О.В., отсутствуют проектные характеристики объекта капитального строительства (количество этажей, в том числе подземных, общая площадь объекта, строительный объем, в том числе подземной части, площадь застройки).

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений органов местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Принимая во внимание, что у административного ответчика имелись основания для отказа в выдаче административному истцу разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> сады, пер.Колодезный, <адрес>, суд не усматривает оснований для признания данного отказа незаконным и возложении на Главу г.о.Самара обязанности выдать Панкратовой О.В. разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Панкратовой Оксаны Владимировны к Главе г.о.Самара, Администрации г.о.Самара об обжаловании отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности выдать разрешение на реконструкцию жилого дома – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2016 года.

Судья И.А.Фомина

2а-4054/2016 ~ М-3857/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Панкратова О.В.
Ответчики
Глава г.о. Самара
Администрация г.о.Самара
Другие
Министерство строительства Самарской области
Департамент градостроительства г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Фомина И. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
21.07.2016Регистрация административного искового заявления
21.07.2016Передача материалов судье
22.07.2016Решение вопроса о принятии к производству
22.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.08.2016Предварительное судебное заседание
06.09.2016Судебное заседание
08.11.2016Судебное заседание
24.08.2016Судебное заседание
10.10.2016Судебное заседание
24.10.2016Судебное заседание
11.11.2016Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
22.11.2016Судебное заседание
23.11.2016Судебное заседание
28.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее