Решение по делу № 2-51/2017 (2-1894/2016;) ~ М-1707/2016 от 14.11.2016

дело №2-51/2017

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Тырышкиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 9 февраля 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Шайнога Н.А. к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о признании решения незаконным и к администрации муниципального образования муниципального районного «Сыктывдинский» о возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка,

установила:

Шайнога Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о признании решения от 09.08.2016 №816-Ш об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление испрашиваемого земельного участка. Исковые требования мотивированы тем, что при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении на основании ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду без проведения торгов земельного участка площадью <данные изъяты> который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером . Письмом администрации сельского поселения «Выльгорт» от 09.08.2016 истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано по причине резервирования испрашиваемого участка для предоставления льготной категории граждан. С решением администрации истец не согласна, поскольку оно противоречит нормам действующего законодательства. Так, вопреки требованиям действующего законодательства, на день дачи ответчиком ответа на заявление истца, испрашиваемый земельный участок не был зарезервирован для муниципальных нужд, а равно решение органа местного самоуправления не является законным.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 24.01.2017 к производству судьи приняты дополнительные требования о возложении на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов.

Истец Шайнога И.С. и допущенный судом к участию в деле в качестве представителя истца по ходатайству последнего Коцан М.М., в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнений поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске и дополнении к нему.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В., действующая на основании доверенности, с требованиями истца не согласилась, указав, что действиями администрации района права и законные интересы истца не нарушены, поскольку последняя не обращалась в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении земельного участка.

Ответчик администрация сельского поселения «Выльгорт», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

При рассмотрении дела судом установлено, что 11.08.2015 администрацией сельского поселения «Выльгорт» вынесено постановление №08/520 «Об утверждении реестра земельных участков, свободных от прав третьих лиц, для бесплатного предоставления льготной категории граждан».

Постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 04.12.2015 №12/1086 в реестр земельных участков включен земельный участок площадью 19 650 кв. м с кадастровым номером 11:04:1003001:53, расположенный в м.Ёля-Ты с.Выльгорт. В последующем постановлениями от 10.05.2016 №05/630, 07.07.2016 №07/955, 18.10.2016 №10/1557 администрацией поселения вносились изменения в утвержденный 11.08.2015 реестр земельных участков.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 27.07.2016 Шайнога Н.А. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением, которое 02.08.2016 сопроводительным письмом перенаправлено на рассмотрение в администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт». В своем заявлении Шайнога Н.А. просила о предоставлении на основании ст. 39.6, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду без проведения торгов земельного участка площадью <данные изъяты> который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером

Письмом администрации сельского поселения «Выльгорт» №816-Ш от 09.08.2016 истцу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка отказано по причине его резервирования для предоставления льготной категории граждан.

Выражая несогласие с отказом органа местного самоуправления в предварительном согласовании предоставления земельного участка, Шайнога Н.А. указала, что вопреки требованиям действующего законодательства, на день дачи ответчиком ответа на заявление истца, испрашиваемый земельный участок не был зарезервирован для муниципальных нужд, а равно решение органа местного самоуправления не является законным.

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации закреплено право на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации РФ (п. п. 1 и 2) предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации), постановлением №561 которого от 22.07.2008 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов: документация по планировке территории; документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно п. 9 названного Положения ограничения прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращение таких ограничений подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Судом установлено, что органом местного самоуправления поселения принятое решение о резервировании спорного земельного участка с прилагаемой к нему схемой резервируемых земель в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в установленном порядке, не предоставлялось. Регистрация такого ограничения как резервирование земельных участков в Едином государственной реестре прав не производилась.

При таких обстоятельствах невозможно признать, что на момент обращения истца в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением испрашиваемый земельный участок был зарезервирован в установленном порядке для муниципальных нужд.

Суд также учитывает, что доказательств, подтверждающих факт отнесения испрашиваемого земельного участка к землям, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте, наличие запретов на его приватизацию, суду ответчиком в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено, обратного материалы дела не содержат.

Таким образом, в данном случае оспариваемое решение о резервировании, в том числе спорного земельного участка было принято с нарушением требований действующего законодательства.

С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельствах, свидетельствующих о нарушении органом местного самоуправления поселения процедуры резервирования земель, суд приходит к выводу, что решение администрации сельского поселения «Выльгорт» от 09.08.2016 об отказе Шайнога Н.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на резервирование испрашиваемого земельного участка нельзя признать законным, а требования истца в рассматриваемой части суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Заявляя требования о возложении обязанности на ответчика администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов, представитель истца в обоснование ссылался на изменение законодательства, в соответствии с которыми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, распоряжаются органы местного самоуправления муниципального района.

Действительно, с 01.01.2017 вступило в законную силу положение Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории сельского поселения и государственная собственность на которые не разграничена, переданы органам местного самоуправления муниципального района.

Между тем, в силу ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты прав и законных интересов обратившегося за такой защитой лица.

То есть, целью гражданского судопроизводства является защита и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских или иных правоотношений.

В силу приведенных положений закона в целях защиты истец вправе требовать от ответчика лишь тех действий, которые непосредственно направлены на восстановление его нарушенных прав. Соответственно, и ответчик должен претерпевать лишь те негативные последствия, которые обусловлены необходимостью защиты и восстановления нарушенных прав истца.

Разрешая требования истца о возложении обязанности на орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», как органа, которому с 01.01.2017 принадлежат полномочия по распоряжению земельными участками на территории сельского поселения, обязанности предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов, и, находя их не подлежащими удовлетворению, суд с учетом обстоятельств настоящего дела, при которых решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка администрации сельского поселения признано незаконным, а также того обстоятельства, что предметом рассмотрения администрации района в силу действующих ранее законоположений заявление истца не являлось, а равно каких-либо решений, нарушающих права и законные интересы истца, администрация района не принимала, исходит из того, что у администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в рассматриваемом случае в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность лишь рассмотреть обращение Шайнога Н.А. в соответствии с установленным порядком.

Учитывая, что судебное решение по данному спору не должно подменять функции органа местного самоуправления, суд лишен возможности принять решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, а равно в рассматриваемом случае устранение в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод Шайнога Н.А. может заключаться лишь в возложении обязанности на ответчика рассмотреть заявление, ранее принятое решение по которому признано судом незаконным, в установленном порядке.

При этом в рассматриваемом случае, суд полагает, что принятие такого решения не приведет к нарушению баланса интересов как истца, так и публичных интересов и приведет к восстановлению нарушенных прав и интересов Шайнога Н.А., за защитой которых последняя обратилась в суд.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Исковые требования Шайнога Н.А. удовлетворить частично.

Признать решение администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» №816-Ш от 09.08.2016 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду незаконным.

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность рассмотреть заявление Шайнога Н.А. от 26.07.2016 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.

Исковые требования Шайнога Н.А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 10 февраля 2017 года.

Судья Д.А. Колесникова

2-51/2017 (2-1894/2016;) ~ М-1707/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шайнога Надежда Алексеевна
Ответчики
администрация сельского поселения (АСП) "Выльгорт"
Другие
Администрация МО МР "Сыктывдинский"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Колесникова Диана Александровна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
14.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2016Передача материалов судье
16.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.01.2017Предварительное судебное заседание
09.02.2017Судебное заседание
10.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2019Дело оформлено
18.09.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее