Дело №2-1602/2014-19 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2014 года г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи Е.В. Лазаревой
при секретаре А.А. Куценко
с участием представителя заявителя Л.П. Автуховича, действующего на основа-
нии доверенности от 09.04.2013 г.
представителя заинтересованного лица Канноева Д.Н., действующего на основании
доверенности от 09.01.2014 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Картвелишвили М.К. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия,
УСТАНОВИЛ:
Картвелишвили М.К. (далее - заявитель) обратился в суд с требованиями к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Карелия (далее - Управление, заинтересованное лицо, государственный орган) о признании незаконным решения Управления от 22.11.2013 г. (далее - решение, оспариваемое решение, решение от 22.11.2013 г.) которым заявителю было отклонено заявление Картвелишвили М.К. о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации на основании пункта «д» части первой статьи 16 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон), полагая, что при подаче заявления сведения об отсутствии у него гражданства другого государства не являлись заведомо ложными, поскольку ранее им было подано заявление о выходе из гражданства СТРАНЫ.
Заявитель, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о его рассмотрении в свое отсутствие.
Представитель заявителя - Автухович Л.П., требования поддержал по доводам, изложенным в жалобе. Дополнил, что сведения об отсутствии у заявителя гражданства СТРАНЫ не были заведомо ложными, так как Картвелишвили М.К. полагал, что после подачи им заявления о выходе из гражданства СТРАНЫ, последнее будет рассмотрено в месячный срок, в связи с чем в его действиях имелось добросовестное заблуждение.
Представитель Управления - Канноев Д.Н., в судебном заседании полагал требования не подлежащими удовлетворению, поскольку заявителем были представлены заведомо ложные сведения об отсутствии у него гражданства другого государства.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданских дел №№ 2-1872/2013-6, 2-2880/2013-18, 2-3844/2013-19, полагаю, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что Картвелишвили М.К. являясь гражданином СТРАНЫ, 08.04.2013 г. направил в адрес посольства СТРАНЫ в Москве нотариально заверенное заявление об отказе от гражданства СТРАНЫ и согласие на приобретение гражданства Российской Федерации.
Не получив какого-либо решения на поданное обращение от компетентных органов СТРАНЫ, заявитель 24.05.2013 г. обратился в Управление с заявлением о принятии его в гражданство Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 41.3 Закона, при этом в пункте 4 сведений о заявителе указал, что является: «лицом без гражданства, обстоятельства утраты которого ему не известны. Ранее имел гражданство СТРАНЫ».
2
В последующем Картвелишвили М.К. заинтересованному лицу была представлена выписка из Указа Президента СТРАНЫ № от 20.09.2013 г. (далее - Указ от 20.09.2013 г.) и его заверенный нотариусом перевод на русский язык, согласно которому в силу положений ст.ст. 31, 33, п. 2 ст. 37 Закона «О гражданстве СТРАНЫ», просьба заявителя о выходе из гражданства СТРАНЫ удовлетворена, при этом данный Указ задействуется в отношении Картвелишвили М.К. в случае, если :
- компетентными органами СТРАНЫ после получения этими лицами документов, под
тверждающих получение гражданства иностранного государства;
- с момента подписания, если представленный документ компетентного органа ино
странного государства подтверждает, что лицо, в случае выхода из гражданства СТРАНЫ, обя
зательно получит гражданство соответствующего государства.
С учетом данного обстоятельства, того факта, что Картвелишвили М.К. в заявлении от 24.05.2013 г. указал сведения об отсутствии у него гражданства какого-либо государства, Управлением 22.11.2013 г. было принято решение об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами настоящего дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При этом согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - постановление от 10.02.2009), при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, ре-
3
шение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В соответствие со статьей 1 Закона, в настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, при этом в силу статьи 2 Закона вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьей 39 Закона решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (по правилам Главы 25 ГПК РФ).
Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что принятое решение затрагивает права и законные интересы заявителя, притом, что о решении от 22.11.2013 г. Картвелишвили М.К. уведомлялся лишь 04.12.2013 г., суд приходит к вводу, что срок обращения с настоящим заявлением не пропущен и оно подлежит разрешению по существу.
В соответствие с частями первой и четвертой статьи 33 Закона заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме, утверждаемой Президентом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (далее -Положение), бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств. Ответы на содержащиеся вопросы должны быть исчерпывающими.
В соответствие с пунктом «д» части первой статьи 16 Закона отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые сообщили заведомо ложные сведения.
Как усматривается из установленных по делу обстоятельств, заявитель, являясь гражданином СТРАНЫ, имея паспорт указанного государства, выданный в 2003 году, периодически посещал родину.
Суд учитывает, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Заявитель знал законодательство СТРАНЫ, согласно которым выход из гражданства СТРАНЫ оформляется указом Президента СТРАНЫ, при этом принятый указ о выходе из гражданства задействуется, то есть вступает в силу, лишь после получения документов, подтверждающих получение гражданства иностранного государства либо с момента подписания, если ранее представленный документ компетентного органа иностранного государства подтверждает, что лицо, в случае выхода из гражданства СТРАНЫ, обязательно получит гражданство соответствующего государства, что прямо следует из Указа от 20.09.2013 г.
Следует отметить, что данные положения законодательства СТРАНЫ соотносятся как с положениями пункта «в» статьи 20 Закона, так и с международной практикой, в частности с Европейской конвенцией о гражданстве 1997 года, которая закрепила в качестве одного из принципов, на которых должны основываться регулирующие гражданство правовые нормы каждого государства-участника, стремление избегать безгражданства (пункт «b» статьи 4 указанной конвенции).
При заполнении заявления Картвелишвили М.К. был предупрежден, что в соответствии со статьями 22 и 41.8 Закона решение о приеме в гражданство Российской Федерации,
4
принятое на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, подлежит отмене.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Картвелишвили М.К. знал, что на момент подачи заявления от 24.05.2013 г., равно как и в настоящее время, гражданство СТРАНЫ им утрачено не было, в связи с чем указание им на то, что он является лицом без гражданства, являлось заведомо ложным.
О наличии у заявителя умысла на сообщение заведомо ложных сведений об отсутствии у него гражданства СТРАНЫ свидетельствуют его действия по оформлению заявления от 24.05.2013 г. и предоставлению его на рассмотрение.
Кроме того, суд учитывает, что заявитель в пункте 4 заявления от 24.05.2013 г. указал, что обстоятельства утраты гражданства СТРАНЫ ему неизвестны. При этом в данном пункте им не было указано о направлении заявления об отказе от гражданства СТРАНЫ, а также о решении, принятом по итогам его рассмотрения его заявления от 08.04.2013 г., либо об отсутствии сведений о принятом решении, притом что пункт 3 Положения предписывает давать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для принятия решения об отклонении заявления Картвелишвили М.К. о приеме в гражданство Российской Федерации.
Поскольку в силу пункта «а» статьи 41.6 Закона рассмотрение заявлений о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации и принятие решений по таким заявлениям отнесено к компетенции территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято Управлением в пределах его полномочий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение от 22.11.2013 г. принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, обоснованно, в связи с чем в удовлетворении заявления следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья ^S^ Е.в. Лазарева
Решение в окончательной форме изготовлено 10.02.2014 года.