Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1218/2017 ~ М-1304/2017 от 08.11.2017

Дело № 2-1218/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 29 ноября 2017 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Лебедевой И.В.,

при секретаре Телегиной Д.А.,

с участием истца Шараевой Е.А.,

третьего лица Кальчика В.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску Шараевой Е.А. к администрации городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилья,

третье лицо: Кальчик Владимир Яковлевич,

установил:

Шараева Е.А. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилья. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения <адрес>. Межведомственной комиссией была проведена экспертиза дома, вследствие чего принято заключение о признании <адрес> аварийным и непригодным для проживания. Постановлением главы администрации п. Зеленоборский № 381 от 31 декабря 2014 года была возложена обязанность в срок до 01 января 2022 года предоставить гражданам жилье. Проживать в доме небезопасно, дом «едет», стены в гармошку, крыша дырявая, в квартире стоит зловоние из-за слома канализационной трубы, в квартире грибок. Просит в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации предоставить ей и членам ее семьи иное жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры в более короткие сроки.

В судебном заседании Шараева Е.А. поддержала позицию, изложенную в иске. Дополнительно пояснила, что уведомлений от ответчика о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>, для государственных или муниципальных нужд, требование о сносе жилого дома в разумный срок за счет собственных средств собственников жилых помещений, а также проект соглашения об изъятии недвижимости, соглашения о предоставлении ей взамен изымаемого другого жилого помещения, она не получала.

Представитель администрации городского поселения Зеленоборский в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил мнение по иску, согласно которому на данный момент у администрации городского поселения Зеленоборский отсутствуют основания и необходимость по изъятию земельного участка для муниципальных нужд, просит в удовлетворении иска отказать. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Третье лицо Кальчик В.Я. полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав истца Шараеву Е.А., третье лицо Кальчика В.Я., исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что <адрес>, кадастровый <номер>, принадлежит на праве собственности Шараевой Е.А., о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости.

Согласно справке жилищных органов в жилом помещении <адрес> зарегистрированы Шараева Е.А. с <дата>, её супруг Кальчик В.Я. с <дата> и двое несовершеннолетних опекаемых ФИО4 с <дата> временно, ФИО5 с <дата> временно.

В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной правовой нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

На основании пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, межведомственной комиссией 30 декабря 2014 № 38 по результатам заключения экспертизы <адрес> принято заключение о признании <адрес> аварийным и непригодным для постоянного проживания граждан.

Постановлением администрации городское поселение <адрес> от 31 декабря 2014 года № 381 «О признании дома аварийным» утверждено вышеприведённое решение межведомственной комиссии, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Данным Постановлением предписано предоставить гражданам, зарегистрированным в жилых домах, жилые помещения в соответствии с действующим законодательством в срок до 01 января 2022 года. МКУ «Отделу городского хозяйства» организовать снос дома в срок до 01 января 2023 года.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Мурманской области от 02 декабря 2015 года № 555-ПП «О внесении изменений в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2013-2017 годы в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и сокращения доли аварийного жилья в жилищном фонде Мурманской области Правительство Мурманской области внесены изменения, приложением № 1 утвержден перечень домов подлежащих расселению и сносу.

<адрес> не включен в региональную адресную программу, поэтому суд приходит к выводу о том, что у истца не возникло право требовать взамен выкупа спорной квартиры предоставления ему другого жилого помещения, поскольку органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения.

Разрешая настоящий спор, суд исходит из указанного заключения о признании <адрес> непригодным для постоянного проживания, содержащегося в решении межведомственной комиссии, в котором не содержится сведений и рекомендаций о немедленном расселении граждан. Заключение составлено компетентной комиссией, особого мнения членами комиссии не выражено. При этом в Постановлении указаны предлагаемые меры, которые необходимо принять, установлен срок сноса дома до 01 января 2023 года, срок расселения граждан до 01 января 2022 года.

В силу пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Более того, в силу положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Следовательно, законодатель даёт право органу, принявшему решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливать срок расселения и предоставления жилых помещений.

В силу вышеприведённых норм права определение дальнейшего периода использования помещения, признанного непригодным для проживания, срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Доказательства, свидетельствующие об имеющейся угрозе жизни и здоровью истцам, в связи с чем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям взамен непригодного для проживания может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока дальнейшего использования такого жилого помещения, отселения граждан, суду не представлены. В материалах дела также не имеется документов, свидетельствующих о том, что администрация городского поселения Зеленоборский обязана незамедлительно предоставить нанимателям другое жилое помещение или совершить действия по выкупу у собственников жилых помещений в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме.

При установленных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности незамедлительно предоставить истцам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

При таких обстоятельствах, исковые требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Шараевой Е.А. в удовлетворении исковых требований к администрации городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: И.В. Лебедева

2-1218/2017 ~ М-1304/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шараева Елена Александровна
Ответчики
Администрация городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Лебедева И.В.
Дело на странице суда
kan--mrm.sudrf.ru
08.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2017Передача материалов судье
10.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2017Подготовка дела (собеседование)
22.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2017Судебное заседание
29.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее