Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-919/2019 ~ М-781/2019 от 27.05.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2019 года     город Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Кривицкой О.Г.,

при секретаре Селютиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-919/2019 по иску Степиной Светланы Юрьевны, Степина Евгения Александровича, Степиной Марианны Александровны к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ( 1 отдел ( г Самара) ФКГУ «Центррегионжилье») о признании права на обеспечение жилым помещением,

у с т а н о в и л:

Истцы обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (1 отдел (<адрес>) о признании права на обеспечение жилым помещением, указав, что Степина Светлана Юрьевна, вдова умершего майора запаса ФИО4, проходившего военную службу по контракту в различных воинских частях России. Выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в льготном исчислении на момент исключения из списков личного состава части составляет 22 года, в календарном исчислении 15 лет. ФИО4 уволен с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией негодным к военной службе в мирное время.

В период прохождения военной службы в войсковой части ФИО4 в 1995 году с составом семьи 3 человека поставлен на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения по месту прохождения военной службы.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 на основании служебного ордера было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> «А», <адрес>. Указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду с присвоением статуса служебного жилого помещения Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время статус жилого помещения не изменился.

Перед предстоящим увольнением в феврале 1996 года ФИО4 обратился с рапортом к командиру войсковой части 65343 о признании его нуждающимся в постоянном жилом помещении в избранном месте жительства в <адрес>. Протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 признан нуждающимся в получении постоянного жилого помещения с составом семьи 3 человека. Однако до момента смерти (ДД.ММ.ГГГГ.) никакого постоянного жилья от линии Министерства обороны Российской Федерации он не получил.

В марте 2019 года истец Степина С.Ю. как вдова умершего военнослужащего запаса ФИО4, обратилась с заявлением в 1 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации о признании ее нуждающейся в жилом помещении с учетом права умершего военнослужащего в соответствии со ст. 15, ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и предоставлении ей с составом семьи 4 человека жилого помещения в <адрес>. Однако решением начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учет нуждающихся, предоставляемых по договору социального найма в связи с тем, что ее супруг имел право на обеспечение постоянным жильем лишь от органов местного самоуправления.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили суд

Признать решение начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации от от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Признать за ними право на обеспечение постоянным жилым помещением в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны Российской Федерации. Обязать ответчика принять на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в избранном месте жительства в городе Самара.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности Товбин А.Л. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Юсов В.В. исковые требования не признал, как незаконные.

Заслушав стороны, исследовав имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

При рассмотрении данного спора суд учитывает положения пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируется как нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения предоставляется военнослужащим, отвечающим требованиям п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" один раз.

Согласно п. 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 80, распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Основания и порядок реализации военнослужащими права на безвозмездное получение от государства жилого помещения по договору социального найма регулируются также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и приказом Министерства обороны Российской Федерации от 3ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».

В соответствии с ч. 13 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с ч. 16 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истец Степина С.Ю. вдова умершего майора запаса ФИО4, был уволен с военной службы с должности командира батареи управления и артиллерийской разведки 90 гвардейской танковой дивизии, по состоянию здоровья, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.14 т.1).

На момент увольнения выслуга истца в Вооруженных силах Российской Федерации составляет: календарная - 15 лет 3 месяц, общая - 22 года 1 месяц (выписка из приказа от ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д. 14).

Согласно Положению утвержденного Приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положений об отделах (1 отдел (г. Самара), 2 отдел (г. Новосибирск), 3 отдел Гг. Иркутска), 4 отдел (Оренбург), 5 отдел (г. Саратов)) и о территориальных отделениях федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» (далее Положение) территориальный отдел предназначен для обеспечения реализации задач и функций ФГКУ «Центррегионжилье», в пределах определенной настоящим Положением компетенции в отношении военнослужащих.

В соответствии с действующим законодательством на Министерство обороны Российской Федерации возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилого помещения в установленном порядке.

Из содержания ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» следует, что государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, в связи с чем, признание нуждающимся в получении жилья с соответствующей постановкой на учет в федеральном органе исполнительной власти должно быть произведено исключительно в период прохождения военной службы, до утраты гражданином статуса военнослужащего. Применение специальных норм основано на положениях части 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан осуществляется по правилам данного Кодекса лишь в том случае, если нормативным правовым актом не установлен иной порядок

Жилищное законодательство, действовавшее до 2005 года, предполагало обеспечение военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных сил Российской Федерации жилыми помещениями по избранному месту жительства муниципальными органами, но не Министерством обороны Российской Федерации. Функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем уволенных военнослужащих в порядке, определенном совместным постановлением ЦК КПСС ( Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза) и Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик от 21.03.1989г. и постановлением Совета Министров СССР от 17 02.81 г.. статьей 19 которого предусмотрено, что военнослужащие сверхурочной службы, прапорщики, мичманы и липа офицерского состава, уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью. Права и льготы в области жилищных отношений уволенных военнослужащих обеспечивались на уровне местных органов власти, куда необходимо было встать на квартирный учет. Последующие изменения законодательства (отмена постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989г., издание Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ , его отмена и вступление в силу Федерального Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГг. № 6-ФЗ принятие постановления Правительства Российской Федерации от 06,09.1998г., утвердившего новый порядок учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства) сохранили уровень прав и гарантий лиц, уволенных с военной службы и вставших на квартирный учет до внесения изменений, закрепив за органами местного самоуправления обязанность по обеспечению данной категории граждан жилыми помещениями.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ в Закон «О статусе военнослужащих» были внесены изменения, согласно которым обязанность обеспечения жильем военнослужащих, уволенных после 01.01.2005г., избравших иное место жительства, нежели последнее место военной службы, возложена непосредственно на федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы. Тем самым, с 2005 года органы местного самоуправления были освобождены от обязанности по предоставлению жилья военнослужащим, уволенным после ДД.ММ.ГГГГ, но в то же время за ними оставили обязанность по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, которые были признаны этими органами нуждающимися в получении жилья и приняты на соответствующий учет.

Таким образом, у 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» отсутствуют законные основания для рассмотрения вопроса о восстановлении истцов как членов семьи умершего военнослужащего в списках, нуждающихся в жилых помещениях.

Рассмотрение вопроса о признании истцов нуждающимся в жилом помещении и (или) восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях возможно органом местного самоуправления на общих основаниях и в порядке, предусмотренном гл. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По данному делу установлено, что ФИО4 предоставлялось по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение для постоянного проживания, расположенное по адресу: <адрес>. (л.д. 17 том 1). Указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду с присвоением статуса служебного жилого помещения Постановлением Администрации Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Также истцами подано заявление о снятии статуса жилого помещения «служебное». Их заявление удовлетворено. Указанное жилое помещение внесено в списки для последующей передачи занимаемого истцами жилого помещения в собственность органа местного самоуправления, что предполагает возможность заключения с истцами договора социального найма или оформления его в собственность по договору приватизации.

Указанное обстоятельство не оспаривалось стороной истца.

Утрата ФИО4 (умершим супругом истца Степиной С.Ю.) статуса военнослужащего в 1996 году исключает возможность постановки истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях за счет средств Министерства Обороны Российской Федерации.

Показания свидетеля ФИО11, пояснившего о том, что ФИО4 на заседании жилищной комиссии, членом которой он ( свидетель) являлся, ДД.ММ.ГГГГ действительно был внесен в списки очередников части военнослужащих, не обеспеченных постоянным жильем по избранному месту жительства, о чем составлен протокол заседания жилищной комиссии войсковой части 65343 от ДД.ММ.ГГГГ, не опровергают правильность выводов решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.9, 10 т.1).

В решении правильно указано о том, что ФИО4 имел право на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства в период прохождения военной службы лишь за счет органов местного самоуправления. С учетом указанного обстоятельства Степина С.Ю, и члены ее семьи право на обеспечение жилым помещением из фондов Министерства обороны Российской Федерации не имеют.

Довод представителя истцов о том, что в указанный период существовала практика предоставления жилых помещений за счет Министерства обороны Российской Федерации, не является безусловным основанием для удовлетворения иска. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями за счет средств Министерства обороны Российской Федерации не исключает необходимости руководствоваться суду при разрешении данного спора требованиями закона о порядке предоставления жилых помещений уволенных со службы военнослужащих в указанный период.

На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска о признании права на обеспечение жилым помещением.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Степиной Светланы Юрьевны, Степина Евгения Александровича, Степиной Марианны Александровны к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ( 1 отдел ( г Самара) ФКГУ «Центррегионжилье») о признании права на обеспечение жилым помещением, принятии на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в избранном месте жительства в городе Самара отказать.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самара в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: О.Г. Кривицкая

Мотивированное решение изготовлено 05.08.2019 года.

2-919/2019 ~ М-781/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степина С.Ю.
Степин Е.А.
Степина М.А.
Ответчики
ФГКУ "Центррегионжилье"
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Кривицкая О.Г.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
27.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2019Передача материалов судье
28.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2019Судебное заседание
02.07.2019Судебное заседание
09.07.2019Судебное заседание
29.07.2019Судебное заседание
05.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2019Дело оформлено
09.09.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее