Дело № 2а-1667/2020
УИД 73RS0013-01-2020-002618-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24.08.2020 г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Ванюковой Е.Н., с участием помощника прокурора Душковой К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Гортепло», муниципальному учреждению «Комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда Ульяновской области», Администрации г.Димитровграда Ульяновской области о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с указанным иском, в обоснование требований которого сославшись на то, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения МУП «Гортепло» законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. В ходе проверки, проведенной в мае 2019 года, выявлены нарушения требований антитеррористического законодательства объектов топливно-энергетического комплекса. 17.05.2019 вынесено представление об устранении нарушений закона. Нарушения в полном объеме не устранены. В ходе проверки котельных №№20, 27 установлено, что акты обследования и категорирования на объекты утверждены 17.12.2012. Мероприятия по инженерно-техническому оснащению вышеуказанных отельных в настоящее время не выполнены: не организовано и не проведено обследование объектов с целью анализа уязвимости объектов в целом, выявления уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов объектов, а также оценки эффективности существующей системы физической защиты объектов; на объектах не оборудована запретная зона; не оборудовано имеющееся верхнее дополнительное ограждение, представляющее собой противоперелазный козырек на основе проволочного полотна шириной не менее 0,6 м; оконные проемы объектов ТЭК уязвимых мест не оборудованы защитными металлическими конструкциями (жалюзи, ставнями, решетками, сетками и др.); не установлены дополнительные ограждения на крышах и стенах зданий, являющихся составной частью периметров объекта; на объектах не разработан план оповещения, включающий в себя схему вызова сотрудников, должностными обязанностями которых предусмотрено участие в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций, систему сигналов оповещения, инструкции, регламентирующие действия сотрудников при внештатных ситуациях, план эвакуации; отсутствует система охранного телевидения, осуществляющая запись отдельными кадрами. Котельная №20: не оборудована нижним дополнительным ограждением и верхним дополнительным ограждением; не используются обозначения границ зон охраны, запретных зон и предупреждения о запрещении прохода предупредительные знаки; не обеспечена безопасность движения автомобильного транспорта на расстоянии не менее 100 м от ворот, с правой стороны или над дорогой не установлены дорожные знаки приоритета; по всему периметру котельная не оборудована однорубежной системой охранной сигнализации. Установленные нарушения указывают на ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами. Просил обязать МУП «Гортепло», Комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда и Администрацию г.Димитровграда Ульяновской области в срок до 01.04.2021: организовать и провести обследование котельной №20 (ул.Восточная, 48, г.Димитровград), №27 (ул.Осипенко, 22, г.Димитровград) с целью анализа уязвимости в целом, выявления уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, а также оценки эффективности существующей системы физической защиты; оборудовать запретную зону на указанных котельных; оборудовать имеющееся верхнее дополнительное ограждение на котельных, представляющее собой противоперелазный козырек на основе проволочного полотна шириной не менее 0,6 м; оборудовать оконные проемы котельных защитными металлическими конструкциями; оборудовать дополнительным ограждением котельные на крышах и стенах зданий, являющихся составной частью периметров; разработать план оповещения на котельные, включающий в себя схему вызова сотрудников, должностными обязанностями которых предусмотрено участие в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций, систему сигналов оповещения, инструкции, регламентирующие действия сотрудников при внештатных ситуациях, план эвакуации; оборудовать котельную № 20 нижним дополнительным ограждением и верхним дополнительным ограждением; оборудовать границу зон охраны котельной №20 знаками о запрещении прохода; обеспечить безопасность движения автомобильного транспорта на расстоянии не менее 100 м от ворот на котельной №20, а также с правой стороны или над дорогой установить дорожные знаки приоритета; оборудовать по всему периметру котельную №20 однорубежной системой охранной сигнализации.
В судебном заседании помощник прокурора г.Димитровграда Ульяновской области Душкова К.Б. поддержала требования, изложенные в административном исковом заявлении по изложенным в иске доводам. Просила об удовлетворении изложенных административных исковых требований.
Представители административного ответчика МУП «Гортепло» Александрова Е.Е., Григорьева Е.А., действующией на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, считая требования прокурора незаконными и необоснованными. Суду пояснили, что анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что котельные №20 и № 27 являются убыточными и требуют финансовых вложений в основные средства производства, без которых невозможна нормальная работа котельных. Действия должностных лиц были направлены на решения приоритетных задач с учетом тяжелого финансового положения предприятия. В первую очередь задачей теплоснабжающей организации является обеспечение бесперебойного функционирования котельных. Оборудование запретной зоны котельной №27 и установка дополнительных ограждений невозможны без согласования с ФКУ ИК-3 УФСИН России, которое является режимным объектом. В отношении котельной №20 МУП «Гортепло» имеет право аренды, которое предполагает наличие согласия арендодателя на внесение существенных изменений в объект договора аренды. Котельная №20 расположена на земельном участке, принадлежащем администрации г.Димитровграда, и размещение дополнительных ограждений и запретной зоны должны быть согласовано с собственником земельного участка. Отметил, что установка в оконных проемах объектов ТЭК защитных металлических конструкций создаст угрозу для сотрудников предприятия при возникновении какой-либо чрезвычайной ситуации на объекте. Относительно требований об установке дорожных знаков МУП «Гортепло» направлены письма в транспортную комиссию г.Димитровграда, а также в администрацию учреждения ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области. Считают требования не подлежащими удовлетворению.
Представители ответчиков МУ «Комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда Ульяновской области», Администрации г.Димитровграда Ульяновской области, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области, в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором указал, что котельные №20 и №27 являются объектами с низкой категорией опасности. Полагает, что выявленные прокуратурой нарушения нашли свое объективное отражение в действительности. Считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму является поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
На основании части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии со ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Судом установлено, что котельная №20, расположенная по адресу: г.Димитровград, ул.Восточная, 48, находится во временном владении и пользовании МУП «Гортепло», что подтверждается договором длительной аренды от 11.12.2018.
Котельная № 27, расположенная по адресу: г.Димитровград, ул.Осипенко, 22, закреплена на праве хозяйственного ведения за МУП «Гортепло», что подтверждается предоставленной копией свидетельства о государственной регистрации права от 24.10.2012.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МУП «Гортепло» является действующим юридическим лицом, которое зарегистрировано Администрацией г.Димитровграда Ульяновской области с 06.02.1992. Единственным учредителем МУП «Гортепло» значится МУ «Комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области». Основным видом деятельности юридического лица является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.
Учитывая изложенное, с учетом положений п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ МУП "Гортепло" обязано обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов - котельной № 20 и №27.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
МУП «Гортепло» является субъектом топливно-энергетического комплекса, под которым в силу ст.2 Закона №256-ФЗ понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно ч.3 ст.12 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Часть 3 ст.7 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" предусматривает, что субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч.2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
Проведенной прокуратурой г.Димитровграда проверкой по соблюдению на территории котельных №20 и №27 требований Федерального закона от 06.03.2006 №35 «О противодействии терроризму" выявлено, что руководством МУП "Гортепло" не надлежащим образом выполняются требования названного закона в части профилактики терроризма, в частности установлено, что акты обследования и категорирования на объекты утверждены 17.12.2012, однако мероприятия по инженерно-техническому оснащению вышеуказанных отельных в настоящее время не выполнены: не организовано и не проведено обследование объектов с целью анализа уязвимости объектов в целом, выявления уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов объектов, а также оценки эффективности существующей системы физической защиты объектов; на объектах не оборудована запретная зона; не оборудовано имеющееся верхнее дополнительное ограждение, представляющее собой противоперелазный козырек на основе проволочного полотна шириной не менее 0,6 м; оконные проемы объектов ТЭК уязвимых мест не оборудованы защитными металлическими конструкциями (жалюзи, ставнями, решетками, сетками и др.); не установлены дополнительные ограждения на крышах и стенах зданий, являющихся составной частью периметров объекта; на объектах не разработан план оповещения, включающий в себя схему вызова сотрудников, должностными обязанностями которых предусмотрено участие в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций, систему сигналов оповещения, инструкции, регламентирующие действия сотрудников при внештатных ситуациях, план эвакуации; отсутствует система охранного телевидения, осуществляющая запись отдельными кадрами. Котельная №20: не оборудована нижним дополнительным ограждением и верхним дополнительным ограждением; не используются обозначения границ зон охраны, запретных зон и предупреждения о запрещении прохода предупредительные знаки; не обеспечена безопасность движения автомобильного транспорта на расстоянии не менее 100 м от ворот, с правой стороны или над дорогой не установлены дорожные знаки приоритета; по всему периметру котельная не оборудована однорубежной системой охранной сигнализации. Установленные нарушения указывают на ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами.
Указанные обстоятельства подтверждаются также представлением прокуратуры г.Димитровграда, направленным в адрес МУП «Гортепло» 17.05.2019 (л.д.11).
Неисполнение руководством МУП "Тепловые сети" требований закона в части профилактики терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма создает угрозу нарушения конституционных прав работников и граждан.
Отсутствие финансовых средств не освобождает ответчиков от обязанности обеспечить выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов - котельной № 20 и № 27, предусмотренных со п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора о понуждении МУП «Гортепло», МУ «Комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда Ульяновской области», Администрации г.Димитровграда Ульяновской области к устранению нарушений, выявленных прокурорской проверкой, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░», ░░ «░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.04.2021:
- ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №20 (░░.░░░░░░░░░, 48, ░.░░░░░░░░░░░░), №27 (░░.░░░░░░░░, 22, ░.░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ №№20 (░░.░░░░░░░░░, 48, ░.░░░░░░░░░░░░), 27 (░░.░░░░░░░░, 22, ░.░░░░░░░░░░░░);
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ №№ 20 (░░.░░░░░░░░░, 48, ░.░░░░░░░░░░░░), 27 (░░.░░░░░░░░, 22, ░.░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 0,6 ░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ №№20 (░░.░░░░░░░░░, 48, ░.░░░░░░░░░░░░), 27 (░░.░░░░░░░░, 22, ░.░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №№20 (░░.░░░░░░░░░, 48, ░.░░░░░░░░░░░░), 27 (░░.░░░░░░░░, 22, ░.░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ №№20 (░░.░░░░░░░░░, 48, ░.░░░░░░░░░░░░), 27 (░░.░░░░░░░░, 22, ░.░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 20 (░░.░░░░░░░░░, 48, ░.░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ №20 (░░.░░░░░░░░░, 48, ░.░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 100 ░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ №20 (░░.░░░░░░░░░, 48, ░.░░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №20 (░░.░░░░░░░░░, 48, ░.░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 31.08.2020.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░