Дело № 5-257/2020
18RS0021-01-2020-001190-74
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Можга УР 10 июня 2020 г.
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А.,
с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Архипова В.Б., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,
защитника Сихаева И.А., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Можгинское строительное объединение» (далее по тексту АО «МСО»), ОГРН 1021801125290, ИНН 1830000270, дата постановки на учет 24.12.2004 г. в Межрайонной ИФНС России № 7 по Удмуртской Республике, адрес регистрации: <***>,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, по состоянию на 08.06.2020 г. 13.00 часов в лаборатории АО «МСО», расположенной по адресу: УР, <***>, при проведении расследования случая инфекционного заболевания выявлено нарушение обязательных требований ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 2.3, 2.5, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 г. № 02/3853-2020-27 "О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", выразившиеся в следующем:
- при входе работников в организацию (здание, где находится лаборатория) не проводится контроль температуры тела с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом,
- в лаборатории отсутствует пятидневный запас дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, средств индивидуальной защиты органов дыхания на случай выявления лиц с признаками инфекционного заболевания (маски, респираторы),
- в рабочем помещении лаборатории не применяются бактерицидные лампы.
Указанные нарушения со стороны АО «МСО» административным органом квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В судебном заседании защитник АО «МСО» Сихаев И.А. с протоколом об административном правонарушении согласился, суду пояснил, что 02.06.2020 г. в лаборатории проведена заключительная дезинфекция филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Удмуртской Республике». В ближайшее время будет установлена бактерицидная лампа.
Представитель Управления Роспотребнадзора по УР Архипов В.Б. в судебном заседании подтвердил сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, дополнительно пояснил, что выявленные в лаборатории АО «МСО» нарушения СП 3.1.3597-20 создают опасность для жизни и здоровья людей.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Актом расследования случая инфекционного заболевания территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Можге № 43 от 08.06.2020 г. установлено, что по состоянию на 08.06.2020 г. в АО «МСО» выявлено 2 человека с коронавирусной инфекцией. Лаборатория, в которой работал один из заболевших, находится по адресу: <***>. В помещении лаборатории выявлены нарушения пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 и пунктов 2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13, указанные в протоколе об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Распоряжением Главы УР от 18.03.2020 N 42-РГ "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики" с 18 марта 2020 года до особого распоряжения на территории Удмуртской Республики введен режим функционирования "Повышенная готовность" для органов управления, сил и средств Удмуртской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг и т.д. в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Санитарно-эпидемиологические правила 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (пункт 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13).
Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", действующим с 07.06.2020 г., установлено, что мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Обстоятельства совершения АО «МСО» административного правонарушения подтверждаются представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, предписанием ТОУ Роспотребнадзора по УР от 26.05.2020 г., постановлениями о временном отстранении от работы № 15208 от 03.06.2020 г., № 12652 от 25.05.2020 г., картами эпидемиологического обследования № 1811, 1932, распоряжением ТОУ Роспотребнадзора по УР о проведении расследования причин возникновения инфекционного заболевания от 26.05.2020 г. № 91, актом расследования случая инфекционного заболевания № 43 от 08.06.2020 г.
Поскольку АО «МСО» допустило нарушение требований пункта 4.4 СП 3.1.3597-20, пунктов 2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13, то в его действиях усматривается состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия АО «МСО» всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не имеется.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Анализируя характер допущенного правонарушения, обстоятельства его совершения, учитывая, что правонарушение создает угрозу жизни и здоровью работников, судья не усматривает оснований для прекращения дела об административном правонарушении по ст. 2.9 КоАП РФ.
В силу ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность АО «МСО», является признание вины. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, согласно ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Разрешая вопрос о мере наказания, судья учитывает вышеуказанные обстоятельства дела, характер деятельности юридического лица, наличие реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан в результате нарушения вышеназванных требований Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, СП 3.1.3597-20, СП 3.1/3.2.3146-13. В связи с данными обстоятельствами полагаю, что наказание должно быть назначено только в виде административного приостановления деятельности. Применение менее строгого вида административного наказания не сможет обеспечить достижение цели наказания. В данном случае, следует запретить эксплуатацию лаборатории АО «МСО» по адресу: УР, <***>.
Поскольку на основании протокола о временном запрете деятельности от 08.06.2020 г. с 14.30 часов произведен временный запрет деятельности указанной лаборатории, то срок приостановления деятельности юридического лица на основании ч.5 ст.29.6 КоАП РФ надлежит установить со дня фактического прекращения данной деятельности.
Определяя срок административного приостановления деятельности, судья учитывает мнение участников процесса, обстоятельства дела, срок временного отстранения от работы заболевших лиц, и считает возможным приостановить деятельность на срок 10 суток.
На основании ч. 5 ст. 29.6 КоАП срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ
п о с т а н о в и л:
АО «МСО» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть наказанию в виде административного приостановления деятельности на срок 10 суток.
При исполнении наказания приостановить деятельность (эксплуатацию) лаборатории АО «МСО» по адресу: УР, <***>.
Срок временного запрета деятельности с 14 часов 30 минут 08 июня 2020 года зачесть в срок административного приостановления деятельности юридического лица.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Можгинский районный суд УР в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья- Кожевникова Ю.А.